Close

21.10.2022

Профессиональный спорт как прибыльный бизнес

Кажется, что у спорта и шоу-бизнеса мало общего. Однако это не так. В этой статье мы расскажем, каким образом профессиональный спорт приносит огромные доходы и кто именно получает прибыль.

В наше время спорт приносит огромные доходы буквально всем, кто с ним соприкасается.

Атлеты благодаря крупным соревнованиям имеют возможность проявить таланты и мастерство, сделать себе имя и обрести популярность буквально за несколько секунд. А вместе с этим и большие деньги. Клубы, профессиональные объединения и федерации, частью которых являются спортсмены, также получают доходы от успешных выступлений своих представителей.

Организаторам прибыль приносит продажа билетов, прав на рекламу и телетрансляции. В выигрыше от проведения международных состязаний и владельцы бизнеса в сфере торговли, транспорта, питания, хозяева гостиниц и отелей, которые в период организации масштабных турниров переживают наплыв клиентов за счёт спортсменов и зрителей, приехавших на мероприятия.

Государство получает выгоду в виде поступлений от налогов, прямой и косвенной пропаганды спорта и здорового образа жизни. Сегодня власти всех стран на разных уровнях стараются поддерживать профессиональный спорт на международной арене, так как выдающиеся атлеты являются своеобразной рекламой своей нации, её человеческого материала, а их успешные выступления способствуют развитию спортивного бизнеса, созданию новых рабочих мест, оздоровлению и сплочению населения.

Именно этими причинами объясняется та ожесточённая борьба, которую многие государства ведут за возможность принимать на своей территории Олимпийские игры, чемпионаты мира и континента по разным видам спорта. Если говорить проще, профессиональный спорт и тот шоу-бизнес, который образуется вокруг него, приносит государству хорошие доходы, поэтому оно так активно поддерживает эту сферу.

Не стоит забывать и про букмекерских конторы, которые тоже получают свой кусок пирога. Компании по всему миру принимают ставки на выступления профессиональных спортсменов и клубов, а бетторы играют на огромные суммы, пытаясь угадать результат того или иного события. Некоторые БК предлагают получить фрибет при регистрации, чтобы привлечь ещё больше клиентов.

Ещё одним значимым участником экономических отношений в спортивном шоу-бизнесе стали средства массовой информации, которые в большой мере изменили масштаб этого феномена, сделав его по-настоящему глобальным и доступным одновременно миллионам зрителей, которые находятся на большом расстоянии от стадионов и арен, где проходят соревнования.

Когда в профессиональный спорт вмешались интернет-СМИ, социальные сети и различные сервисы, транслирующие матчи и соревнования, его структура, а также структура и содержание бизнес-процессов изменились. Спортсмены стали узнаваемыми во всём мире фигурами, настоящими звёздами шоу-бизнеса, за которыми фанаты следят 24/7 благодаря аккаунтам в соцсетях. Если без участия СМИ спортивным зрелищем наслаждались максимум несколько десятков тысяч болельщиков, собравшихся на стадионах или вдоль спортивных трасс, то с включением в процесс телеканалов и стриминговых сервисов зрительская аудитория многократно увеличилась.

В экономическом плане это означает, что сами спортсмены продолжают производить тот же рыночный продукт (зрелище). Принципиально меняется только количество его потребителей за счёт радиослушателей, телезрителей и интернет-пользователей. При этом издержки, которые несут атлеты и организаторы спортивного бизнеса, остаются прежними: почти не меняются затраты на тренировочный процесс, транспортные расходы, содержание технического персонала и материальной базы. Теперь же эти затраты с лихвой окупаются не только за счёт зрителей, пришедших на стадионы и купивших билеты, но и за счёт всех прочих болельщиков, пользующихся радио, телевидением, интернетом. А их, как мы уже сказали, в несколько сотен раз больше.

Благодаря этому обстоятельству в жизни спортсменов, тренеров и функционеров, задействованных в профессиональном спорте, происходят две важные вещи:

1) их узнаваемость, слава и востребованность (в том числе в рекламе, киноиндустрии и других сферах) радикально возрастает;

2) их доходы значительно увеличиваются.

Трансформация профессионального спорта в значимый сегмент шоу-бизнеса означала также вступление в острую конкуренцию с прочими продуктами интернет- и ТВ-вещания. Прежде всего это кино, театр, эстрада, цирк и другие досуговые и развлекательные сферы. Такое соперничество вынуждает профессиональный спорт следовать определённым требованиям. Чтобы выдержать конкуренцию, спортивное шоу должно быть интересным, зрелищным, содержательным, информационно насыщенным, а также иметь в себе элементы праздника и новизны. Всё это требует особой подготовки от менеджеров и организаторов соревнований.

Как мы убедились, профессиональный спорт давно стал одной из сфер бизнеса, в которой вращаются миллиарды долларов. Идёт ли это ему на пользу? Спорный вопрос. С одной стороны, частные и государственные спонсоры поддерживают спорт материально, что способствует его развитию и популяризации среди населения (если бы футболисты не зарабатывали миллионы долларов, не факт, что столько молодых людей мечтали бы стать новыми Роналду и Месси). С другой стороны, бизнесмены и политики, приобретающие спортивные клубы, часто ведут их к гибели, недооценивая последствия собственных действий и обращаясь с ними как с дорогими игрушками. Время покажет, как события будут развиваться дальше и как в будущем изменится спорт.

x
Login