Close

22.12.2021

Литье мое!

Как поручительство по кредиту позволило начать выпуск новой продукции из пластмассы

С изделиями столичной компании «Трикапласт» россияне сталкиваются буквально на каждом шагу: это и пожарная сигнализация в помещениях, и детские горки во дворах, и корзины для продуктов в супермаркетах, да и сама тара под продукты – все это и многое другое выпускается на ее мощностях, расположенных в цехах бывшего подольского завода «Зингер». Основатель и единственный бенефициар этого бизнес-проекта – Дмитрий Карасев, человек, для которого литье из пластмассы за годы работы стало любимым хобби.

Его карьера начала складываться еще в конце 70-х прошлого века и, по большому счету, мало чем отличалась от карьеры любого советского инженера. Закончив легендарную «Бауманку» – тогда еще МВТУ им. Баумана, он по распределению оказался в Донецке на крупном оборонном предприятии, где за последующие 27 лет прошел путь от мастера до главного технолога. Затем перестройка, приватизация и прочие процессы, в результате которых «оборонка» приказала долго жить. А самого Дмитрия Михайловича пригласили на Донецкий же завод холодильного оборудования «Норд» директором одного из филиалов – завода инструментальной оснастки, который готовил пресс-формы, штампы и занимался собственно литьем пластмассовых частей для холодильников. Вот тут он буквально заболел процессом – лучшего хобби себе и не представлял.

От «Гаммы» до Castorama

В 2006 году Карасев вернулся в Москву, решив с нуля организовать здесь производство холодильников. Но проект просуществовал ровно два года – в кризис 2008-го резко упал спрос на эту технику. Предпринимателю пришлось распродать часть активов, оставив себе лишь пять станков для литья из пластмассы – выживать он решил за счет заказов извне. Первым же крупным заказчиком уже собственно «Трикапласта» стала московская компания «Гамма», выпускавшая акварельные краски – последующие четыре года предприятие Карасева отливало для нее ежемесячно по 2 млн баночек.

– Но я прекрасно понимал, чем может закончиться работа лишь с одним, хотя и крупным заказчиком, – рассказывает Дмитрий Михайлович. – Поэтому все время сотрудничества с «Гаммой» нарабатывал себе клиентскую базу, сформировав большой и низкорисковый портфель – ни одна компания сегодня не занимает в нем более 13 процентов от общего объема заказов. Производители акварели в итоге обанкротились, а мы продолжаем ежегодно расти на 10-12 процентов.

Сегодня «Трикапласт» выпускает формы для пожарной сигнализации по заказу компании «Болид», делает элементы для трех видов детских горок – винтовых, плоских и круглых, их приобретают компании «Деком» из Подольска и волоколамская «Вега-Групп». А для компании «Евротрейдинг» здесь отливают дренажные системы – их можно найти сегодня в «Леруа Мерлен», ОБИ, Castorama и других. А два года назад в городе Азов под Ростовом-на-Дону Карасев запустил дочерний проект – производство грибных ящиков: предприятия Южного Федерального округа выращивают свыше 100 тонн грибов в сутки, и раньше тару для них бизнесмен возил за тысячу километров из Подольска. Потребителями ящиков также стали и другие крупнейшие производители страны – «Русский гриб», «Зеленая линия», «Воронежский шампиньон».

Однако главным своим конкурентным преимуществом Карасев считает то, что ему удалось создать на «Трикапласте» специальный участок, где можно как отремонтировать любую пресс-форму, так и изготовить новую.

– Пресс-форма для отливки изделия из пластмассы – очень дорогое удовольствие, ее цена находится в пределах от нескольких тысяч долларов до нескольких миллионов, – рассказывает Дмитрий Михайлович. – И мы не только продаем услуги литья на пресс-формах заказчика, но делаем такие формы на заказ, рассчитывая сразу и ее стоимость, и себестоимость готового изделия – как правило, ее рентабельность начинается при выпуске 20-30 тысяч изделий. Хотя среди наших клиентов есть и такие, кто выпускает и 500 штук в год – например, аппараты для проверки валюты, и 800 – это промышленные стиральные машины для армии и ФСИН, изготавливаемые Вяземским машиностроительным заводом.

В итоге более 80 процентов пресс-форм, на которых сегодня работает «Трикапласт», сделано компанией именно на заказ. Для этого в ее структуре создан обрабатывающий центр, где собрано универсальное оборудование, включая алмазную сварку, и главное, набран штат из 12 высококвалифицированных специалистов – фрезеровщиков, шлифовщиков, сварщиков и операторов по работе на станках с ЧПУ.

– Литье – это тяжелый бизнес, в котором требуется решать много инженерно-технических вопросов, а определяющим остается человеческий фактор – у нас на рынке сейчас станков больше, чем специалистов, способных на них работать, – отмечает Караев. – Поэтому я уделяю большое внимание кадровому вопросу.

Сегодня в его команде – всего 100 человек, ряд профессионалов, знакомых ему еще по «Норду», он «выписал» из Донецка. Предприятие работает круглые сутки, выпуская примерно 30 млн различных изделий в месяц – возможности «Трикапласта» позволяют изготавливать любую вещь из пластика весом не более 5,5 кг. При этом 80 процентов продукции предназначена для В2В-рынка – для потребностей корпоративных клиентов.

«На склад» под поручительство Фонда

Однако пересмотреть уже, казалось бы, устоявшуюся структуру производства Дмитрия Карасева заставил коронавирус. В пандемию резко упал спрос на традиционные виды продукции, и для того, чтобы заполнить эту нишу, предприниматель решил переключиться на сезонную продукцию, начав работать что называется «на склад». Для этого потребовались и новые станки, и дополнительные оборотные средства, и Карасев решил взять сразу два кредита в банке.

– Я всегда работал только с банковскими средствами. Это, к примеру, позволило мне в свое время арендовать производственные площади с правом выкупа, и затем выкупить их, а также постоянно приобретать новое оборудование, – делится опытом предприниматель. – Но в данной ситуации для двух кредитов мне не хватило залогового имущества, и банк порекомендовал обратиться в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. В Фонде рассмотрели мою заявку и предоставили поручительство, покрывающее 30 процентов займа.

Благодаря этой поддержке «Трикапласт» запустил-таки проект для «Леруа Мерлен» и «Светофора» – по заказу ритейлеров он изготавливает сейчас большой ассортимент садово-дачных изделий: дорожки, модульные покрытия, заборчики и садовые решетки и многое другое. Все это поступит в продажу весной 2022 года.

Ну а тем, кто только решает запустить свое дело, Дмитрий Карасев советует не только найти соответствующие инвестиции, но и тщательно изучить все его нюансы – это позволит подстраховаться от неожиданностей на любом этапе:

– Из-за незнания мелочей можно упустить главное, и особенно это касается нового производства. Необходимо сопровождать свой проект, имея не только цель, но и представление, как ее реализовывать. А для этого необходимо быть креативным, нужно быть влюбленным в свой проект и в любой ситуации оставаться лидером.

x
Login