Close

22.09.2023

Куклы – это не игрушки

Как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира

Куклы Ольги Коробовой давно заняли места в экспозициях Музея космонавтики в Москве и Пронского краеведческого музея. Их покупают коллекционеры из Бельгии и США. Ее авторскими моделями гордятся актеры Виктор Бычков, Кузьмич из «Особенностей национальной охоты», и Мануэла Мандраккья, звезда сериала Netflix «Черная Луна». Художница рассказывает, как ее детское увлечение переросло в хобби, а оно, в свою очередь стало весьма прибыльным бизнесом.

«Дети из благородной семьи»

Ольга – профессиональный художник, закончила отделение станковой живописи и графики факультета изобразительного искусства Московский ЗНУИ им. Крупской. И вместе с тем самоучка: до всего, что знает и умеет в кукольном мире, доходила методом проб и ошибок.

– Постоянно имея дело с двухмерными рисунками, мне всегда хотелось сделать что-то объемное, в 3D-формате. И в 2004 году, когда я увидела куклу из пластика, изготовленную моей старой знакомой ,– замечательной художницей Татьяной Баутиной, то решила и сама попробовать сотворить что-то серьезное — куклу с мимикой и жестами, – вспоминает она. – Но в тот момент у меня не было свободного доступа к интернету, и первые небольшие мастер-классы по созданию кукол мне скачивала и распечатывала сестра, которая уже жила в Санкт-Петербурге.

Ольга хорошо помнит свою первую куклу – Пьеро. Она принялась лепить ее, расставшись с любимым человеком. И, еще неумело пользуясь лаком, слишком много нанесла его на глаз, из-за чего тот потек, как будто Пьеро заплакал. Получилось весьма символично. Куклу сразу же взяли в экспозицию галереи, где ее очень быстро купили.

– Поначалу я вообще не думала о заработке – куклы делались по велению души, я готовила их в подарки друзьям. Довольно скоро стало ясно, что работы пользуются спросом, и мое хобби превратилось в неплохой заработок, – рассказывает мастер.

от 5 тыс. руб. – стоимость кукол Ольги Коробовой

100 тыс. руб. – стоимость парной работы «Вместе навсегда» из проекта «Старость в радость» Ольги Коробовой (на фото)

4,5 млн руб. за одну куклу – рекорд российских аукционов по продаже авторских кукол

При этом она не считает своих кукол игрушками. Любая из них в первую очередь серьезный арт-объект, заслуживающий интереса и созерцания. Стремясь делать их непохожими на персонажей других авторов, Ольга в итоге добилась того, что их стали называть «детьми из благородной семьи»: все они узнаваемы и отличаются индивидуальным почерком – трогательным выражением лица, добротой и тщательной проработкой деталей. Хотя в 2021 году куклы Коробовой заметно «поседели» – она выпустила проект о старичках. Но независимо от возраста куклы, на всех выставках посетители выстраиваются в очередь, чтобы их сфотографировать.

Дорогое удовольствие

– Любая кукла – удовольствие очень затратное, – говорит Ольга. – Начать с того, что дорог сам пластик для нее. Свои первые работы я делала из весьма дорогого цернита – мягкого полимерного пластика, который после термообработки становится прочным и немного прозрачным, похожим на человеческую кожу. После, начав зарабатывать, старалась вложиться в более серьезные и дорогостоящие материалы. Сейчас остановилась на японских полимерных глинах Premier и Paper Clay – эти самоотвердевающие виды можно долепливать в процессе работы, шлифовать, тонировать. В общем, простора для творчества с ними больше. Сегодня стоимость пачки такого пластика начинается от 1,8 тыс. руб. На куклу не цельнолепную, на проволочном каркасе – такую, у которой из пластика вылеплены только голова, бюст, кисти рук и стопы ног, – потребуется минимум две пачки. Для нее нужны и волосы, а это шерсть козы специальной покраски, и они также недешевы. Дубовые подставки для кукол заказываю мастеру по дереву, также делаю заказы на индивидуальные коробки для них. Нынешняя экономическая ситуация, конечно, повлияла на стоимость материалов, но я стараюсь быть более лояльной к своим заказчикам.

Помимо материалов, кукольнику требуется и особый арсенал. Еще два десятилетия назад с ним было довольно сложно – Ольге приходилось работать буквально с подручными средствами: в ход шли приспособления из маникюрного набора, зубочистки, кое-что одалживала у стоматологов. Сейчас все необходимое можно приобрести в специализированных магазинах или на маркетплейсах в разделах для творчества. Стоимость одного металлического инструмента для кукольника – от 300 до 1,5 тыс. руб.

Изгиб гитары Gibson

Изготовление одной куклы зависит от размера, материала и сложности. А ценность работы напрямую зависит от количества потраченных на нее времени и финансов на материалы, особенно ткани для одежды.

– Часто небольшой кусочек красивой винтажной ткани стоит дороже, чем новый отрез. Ведь для кукол необходимы варианты с мелким узором, нежной фактурой и предпочтительно из натуральных материалов, – поясняет Ольга. – Аксессуары я также стараюсь делать сама, иногда только на их изготовление уходит несколько дней. Например, миниатюрная копия гитары фирмы Gibson заняла у меня почти неделю. Бывает, что нужную ткань или маленькое, но необходимое украшение тоже приходится искать не одну неделю, и это увеличивает сроки работы.

от 1,8 тыс. руб. – стоимость одной пачки пластика для лепки кукол

от 300 до 1,5 тыс. руб. – стоимость одного инструмента кукольника

В целом на одну куклу уходит от двух недель до двух месяцев. На выходе работа, в зависимости от техники, в которой она сделана, – сувенирная, будуарная, скульптурная – может стоить от 5 тыс. до 100 тыс. руб. Бывают, правда, модели и подешевле – например, елочные игрушки и карманные куклы от 3 тыс. руб.

– Все мои куклы с личной, неповторимой историей, изготавливаются в единственном экземпляре – этим они и привлекают коллекционеров. Ценители художественной куклы выбирают будуарную или интерьерную модель, чтобы украсить ею дом или удивить необычным и уж точно эксклюзивным подарком, – рассказывает Ольга. – Нередко заказывают кукол-ангелов себе и своим близким, кукол по знакам Зодиака, просят сделать свой детский образ с портретным сходством в виде игрушки, которая будет ежегодно украшать елку.

Бывают заказы и на конкретные темы, связанные со свадьбой или со специальностью – как-то Ольга сделала для хозяйки ресторана фигуру ее любимого шеф – повара. Приходилось ей делать кукол для доктора, для директора винного производства, для студии модного фотографа. Как-то к ранее сделанной кукле женского пола просили сделать друга. А одним из самых удивительных стал заказ куклы-маленького спящего ребенка, которая впослед­ствии, как уверяют владельцы, помогла отчаявшейся женщине стать мамой.

Музейный экспонат

За время занятия куклами у Ольги сложился круг постоянных заказчиков и серьезных коллекционеров – ее работы находятся в частных коллекциях не только России, но и Бельгии, США, Украины, Молдовы, Казахстана, Китая, Германии, Италии. Их также можно увидеть на международных выставках Москвы и Санкт-Петербурга: «Салон кукол», «Время Кукол», «Искусство куклы» и других. Также модели Ольги Коробовой давно стали постоянными экспонатами петербургской Галереи кукол Варвары Скрипкиной. А некоторые нашли свое место в музеях: Музее космонавтики в Москве, Пронском краеведческом музее, галерее Рязанского театра кукол. Хотя в постановках кукольных театров имени Коробовой не встретить – ­это совершенно другая техника создания и росписи кукол, поясняет она. И в целом другое искусство: в театре актер говорит за персонажа. А в художественной кукле все намного тоньше: автор может позволить ей говорить самой за себя.

– Мне это ближе – нравится наделять каждую куклу своей историей, тем самым оживляя этого маленького человечка, – говорит художница. – Ты должен быть и скульптором, и визажистом, и портным, и биографом. Часто образ зарождается спонтанно, и уже в процессе работы дополняется деталями, но сама тема, личная история куклы – это основа всей работы.

И член семьи, и талисман группы

Однажды от куклы Коробовой отказалась заказчица. Довольно состоятельная дама попросила ее сделать модель в узбекском наряде – сказала, что прожила детство в Узбекистане, очень тоскует по атрибутике и красоте тех мест. Ольга с удовольствием взялась за работу, не взяв даже рубля предоплаты. Когда кукла по имени Зухра уже была готова, заказчица начала просить то брови переписать, то глаза. Так продолжалось месяца четыре, и стало ясно, что конца этому не будет. Пришлось, несмотря на убытки, оставить куклу себе. Но недавно появился проект – передвижная выставка «Народы России – сердце России» от Art Doll Dpi (секции художественной куклы Творческого сою­за художников декоративно-прикладного искусства), и Зухра отправилась в казанский Кремль.

– В моих планах теперь сделать куклу в старинном армянском костюме для этого проекта – уже собрала фотографии, есть даже интересная для нее история, – рассказывает Ольга. – Но с заказчиками больше так не рискую – теперь работаю только по предоплате, которая в случае отказа не возвращается.

Хотя счастливых историй куда больше – из них можно было бы составить увлекательную книгу. Как пример – случай под Рождество 2023 года, когда семья актера Виктора Бычкова из Санкт-Петербурга, всем известного Кузьмича из «Особенностей нацио­нальной охоты», увидела Таисию Андреевну из проекта Ольги Коробовой «Старость в радость». Эта кукла – добрая ленинградская бабушка со старым мишкой в руках, оказалась как две капли воды похожа на маму Виктора – Раису Андреевну. Она тоже жила в Ленинграде, пережила блокаду и оставила после себя много добрых воспоминаний. Виктор и Полина Бычковы дожидались Тосечку три месяца, подготовили для нее домик, а получив, устроили целую фотосессию – эту историю можно найти на ее странице в социальной сети «ВКонтакте».

А у лидера столичной группы «Рождество» Геннадия Селезнева нашла приют работа Коробовой «Новый день». Это бабочка стала символом группы, на подставке у куклы ноты из самой, пожалуй, известной ее песни «Так хочется жить». Не менее интересно сложилась судьба композиции «Черная Луна» – она теперь живет в Риме у актрисы Мануэлы Мандраккьи, сыгравший роль ведьмы Tebe в сериале Netflix «Luna Nera».

Про авторские лейблы, права и секрет успеха

Сегодня Ольга Коробова – член Международного объединения авторов кукол (МОАК), состоит в объединении кукольников Санкт-Петербурга и Творческом союзе художников авторской куклы. Став частью профессионального сообщества, она получила возможность реализовывать совместные проекты, участвовать в конкурсах, передвижных выставках. Да и в целом здоровая конкуренция дает стимул к творческому росту.

Хотя и на этом рынке не все безоблачно: в последнее время, как отмечают Ольга и ее коллеги, здесь все больше не очень добросовестных мастеров – не имея определенного опыта, они преследуют только коммерческие цели. И плодят таких же псевдомастеров, которые, просто оплатив стоимость участия, могут выставляться наравне с профессионалами кукольного искусства. Время от времени возникают проблемы авторского права. Хотя опытные мастера всегда перестраховываются, предварительно выкладывая свои работы в соцсетях, – так всегда можно доказать первичность своей работы, тем более все посты сохраняют дату. Столкнулась однажды Ольга и с мошенничеством: женщине продали куклу на «Авито» якобы ее авторства. В итоге покупательница получила какого-то потрепанного китайского пупса.

На одежде всех кукол Ольги Коробовой всегда пришит авторский лейбл, а на шее присутствует ее товарный знак. С историей каждой куклы можно познакомиться в паблике «Живые куклы Ольги Коробовой» во «ВКонтакте».

– Все вопросы по продажам и заказам я всегда решаю сама, без посредников, из личного кабинета продавца на «Ярмарке мастеров», со своих аккаунтов в соцсетях или со своего номера телефона, – предупреждает художница. – Также на одежде моих кукол всегда пришит авторский лейбл, а на шее присутствует мой товарный знак.

Предусмотрено у Коробовой гарантийное и постгарантийное обслуживание: если владелец нечаянно повредил куклу, мастер всегда найдет способ, как исправить неприятную ситуацию. Обычно кукла высылается обратно, и она по возможности ее восстанавливает. Хотя, как отмечает Ольга, при правильном уходе куклы из используемых ею пластиков могут прожить в семье не одно поколение. Главное – не ронять их, беречь от домашних животных и, во избежание выгорания цвета, – от попадания прямых солнечных лучей.

– Сегодня я не веду курсов, кроме небольших мастер-классов, а все свое время посвящаю самосовершенствованию и новым задумкам, – говорит Ольга. – Поэтому если кто-то хочет научиться всему, что умею я, то рецепт успеха тут прост: наберитесь огромного терпения, много трудитесь и не думайте о быстрых продажах. Сначала вы работаете на куклу, а потом кукла начинает работать на вас. Но все это при одном условии – любви к своему делу!

Магазин Ольги Коробовой

 

 

x
Login