Close

26.06.2017

Конь в пальто

История о том, как два журналиста своими силами воссоздали в центре Переславля-Залесского палаты 17 века и предложили по‑новому взглянуть на русское культурное наследие.

Вещи «под подушкой». «Смотрите, ничего не напоминает?» — Ольга показывает нам традиционный крестьянский шкаф. «Кажется, модель такой формы до сих пор есть у ИКЕА». И действительно, шкаф поразительно похож на современный, его запросто можно представить в любой гостиной. И это лишь один из экспонатов музея крестьянского дизайна «Конь в пальто». Экскурсию проводят два его основателя – Глеб Городянкин и Ольга Ягова. Пять дней в неделю они работают в Thomson Reuters, анализируют нефтяные потоки. А выходные и праздники проводят в Переславле, в своем музее.

14 лет назад Глеб вышел на берег Плещеева озера и влюбился в это место. Купил землю, начал строить дом. Сам разработал дизайн фасадов а-ля палаты 17 века, чтобы вписаться в исторический облик города. Параллельно собирал коллекцию антиквариата. «В какой‑то момент возникло ощущение, что держать эти вещи «под подушкой» несправедливо. У нас полно музеев с громаднейшими коллекциями в запасниках. Выполняется функция сохранения, но образовательная пропадает», — объясняет Глеб. Так появилось решение создать музей крестьянского дизайна.

Симулятор избы. Ольга присоединилась к проекту год назад, когда «Конь в пальто» был только идеей: «Музей начался для меня с вопросов. Наше поколение уверено, что все знает. Но при этом мы получили в школе лишь общее представление о том, как выглядела деревня до революции. Исторические даты ничего не говорят о жизни народа. Как жили обычные люди — такие, как мы?» «Есть куча дизайнеров, работающих с африканскими или скандинавскими мотивами. Наш культурный бэкграунд, который намного шире хохломы, незаслуженно забыт», — добавляет Глеб.

«Конь в пальто» — мультимедийное пространство. Знакомый видеохудожник создал первые проекты. А в будущем основатели «Коня» планируют запустить симулятор крестьянского быта. «Чтобы вы могли погрузиться в эпоху, встать на место своего предка», — объясняет Ольга.

Арт-пространство. Официально «Конь в пальто» открылся 24 мая. И работает пока по выходным, экскурсии Глеб и Ольга проводят сами. Они не планируют уходить с основной работы и хотели бы найти человека, которому смогут доверить свое детище. Кстати, музей занимает одно крыло этажа, а во втором живут Глеб и Ольга. Все остальное пространство дома на Конной, 17 — будущий отель — пока на этапе отделки. Глеб и Ольга не ставят задачи быстро отбить затраты.

«Вложить рубль, получить десять — не наш формат. Конечно, у музея должна быть прибыль, чтобы развивать его и дальше. Но точно не в ущерб интересам посетителей», — говорит Глеб. Для создателей «Коня» это в первую очередь просветительский проект. Для генерации прибыли он должен стать многофункциональным культурным центром. Площади позволяют проводить на его базе фестивали, лекции, мастер-классы, детские праздники, сдавать в аренду крупным компаниям для мероприятий. «И это позитивный опыт, мы готовы его перенимать», — рассказывает Глеб.

Надо объединяться. Сейчас основные проблемы с привлечением турпотока связаны с более масштабными вопросами. В качестве основных Глеб и Ольга называют полное отсутствие навигации и постепенную утерю исторического облика Переславля.

Целые кварталы заброшены, на месте расселенных домов образовалась свалка. Переславль был одним из пионеров движения частных музеев, но сейчас проигрывает в борьбе за туриста выходного дня Суздалю и Коломне, где создана комфортная городская среда.

«Было бы неплохо объединиться с другими достойными площадками Переславля, создать ассоциацию. Мы готовы отвечать за свою территорию, помогать городу, платить налоги. Но и в ответ хотелось бы больше понимания», — объясняет Глеб. Он надеется, что «Конь в пальто» послужит примером для инвесторов и застройщиков: «Мы часто сталкиваемся с психологией временщиков. Что‑то быстро построить, заработать денег, а хорошо сделать уже потом. Но для того, чтобы создать новую Россию, нужно руководствоваться не только вопросами чистой коммерции».

ФАКТБОКС

  • За время строительства Конная и окрестные улицы лишились целого ряда исторических построек, которые формировали исторический облик центральной части Переславля. В 150 метрах от нас стоит и разрушается здание Общественного собрания — памятник архитектуры конца 18 века.
  • Земельный участок, на котором располагается музей, к началу 2000‑х годов представлял из себя пустырь со свалкой мусора. Перед началом строительства пришлось вывезти свыше 150 кубометров бытовых отходов и строительного мусора.
  • Из-за близости к Плещееву озеру строительство осложнялось высоким уровнем грунтовых вод. В конечном итоге уровень земли по нижней границе участка был поднят на 1,5 метра от первоначальных отметок.
  • Участок расположен в зоне исторической застройки Переславля, поэтому до начала строительства пришлось приглашать специалистов из Сергиева Посада для проведения археологических исследований.
  • Фасады здания полностью воспроизводят памятники русской архитектуры 17 века. Для соблюдения исторической достоверности при отделке здания был использован реставрационный кирпич, который существенно крупней современного облицовочного (300х150х75 мм). На постройку ушло около 25.000 кирпичей, каждый из которых был обработан вручную.
  • Три просторных гульбища (балконы), спланированные на основе деревянного зодчества Русского Севера, украшены 72 балясинами. Основной проблемой было найти мастера, который согласился бы их изготовить. Каждая балясина изображает традиционный символ-оберег для русского деревянного зодчества — Рожаницу — славянскую богиню покровительницу рода.
  • По мере сил мы стараемся благоустраивать пространство нашего участка. Мы высадили деревья по улице Конная, сделали забор соседям, чтобы хотя бы часть домовладений были в едином стиле. В планах дальнейшее благоустройство в своем квартале, создание комфортной городской среды и общественных пространств.
  • Внутри красивого старинного фасада дом с современной начинкой. Толстые стены, современные теплоизоляционные материалы, системы отопления и контроля температуры помещений позволяют достигнуть высоких показателей энергоэффективности строения. Мы понимаем, что такой большой дом требует больших затрат электроэнергии, но стараемся их минимизировать.
x
Login