Когда бизнесу важна скорость
Как с помощью гарантий оптимизировать время и средства
Таларии – это крылатые сандалии Гермеса, с помощью которых этот древнегреческий покровитель коммерции исполнял волю богов, а герой мифов Персей – совершал подвиги. Российским бизнесменам скорость передвижения и, соответственно, сделок также обеспечивает «Таларии» – туроператор, специализирующийся на корпоративном обслуживании. Компания создана два десятилетия назад — тогда пять человек арендовали небольшую комнату в здании мэрии Москвы. Уже через год была получена аккредитация IATA – Международной ассоциации воздушного транспорта, позволившая ей напрямую работать с авиакомпаниями. А сегодня у «Таларии» 25 полноценных офисов в крупнейших городах России — это одна из самых развитых филиальных сетей в отрасли, чей штат сотрудников превышает 300 человек.
В настоящее время помимо основных услуг – управление командировками сотрудников компаний-клиентов, «Таларии» развивает и такие направления как: организация мероприятий, прямое фрахтование авиации, визово-миграционные услуги, медицинский туризм и обслуживание ТОП-менеджмента компаний. Также созданы субагентский отдел и отдел приема иностранных туристов (Incoming).
Бронирование без опасности
— Визитная карточка нашей компании – это, безусловно, наша собственная платформа для онлайн-бронирования авиа- и железнодорожных билетов и отелей, — рассказывает Андрей Криницкий, директор MICE-отдела компании «Таларии». — Полностью автоматизированная система позволяет пользователю посмотрев расписание и сравнив стоимости, подобрать необходимый ему вариант, заказать, оплатить и получить все документы, не обращаясь к операторам. Клиенты экономят время, так как им не приходится ждать ответа оператора, писать письма или звонить в компанию. Эта система значительно облегчает и труд наших сотрудников. Доступный и простой интерфейс позволяет бронировать авиабилеты без особых знаний GDS (глобальных систем бронирования).
Для того, чтобы разработать, запустить и обслуживать такую систему, в «Таларии» в прошлом году создали собственное IT-подразделение. Сегодня оно занимается не только ее поддержкой, но и постоянной модернизацией – время не стоит на месте, и любые технологии также движутся вперед. К тому же постоянное обновление продукта необходимо для его интеграции с новыми системами авиакомпаний, отелей и трансферных компаний. Привлекать для этого сторонних специалистов небезопасно – туроператор работает с персональными данными клиентов и несет ответственность за хранение этой информации. Помимо этого, в настоящее время IT-сотрудники «Таларии» ведут новые разработки, которые будут поддерживать на должном уровне сервис, предоставляемый компанией в целом.
Показатели пандемии
Этот уровень «Таларии» удалось поддерживать и во время режима самоизоляции, введенного из-за covid-пандемии:
— Не буду лукавить и утверждать, что в нашем королевстве все прекрасно, — говорит Андрей Криницкий. — Наша сфера напрямую связана с авиацией, отелями, передвижениями сотрудников компаний из точки А в точку Б. Естественно, когда в одной из этих точек введен карантин по прибытию на 14 дней, количество решившихся на такое путешествие, даже по работе, значительно падает. Мы регулярно общаемся с коллегами: самыми тяжелыми для нашего сектора были апрель и май. Падение по рынку в целом у авиакомпаний составило от 94 до 90 процентов, некоторые авиакомпании полностью приостанавливали полеты, то есть фактически в их случае речь идет о 100-процентном падении продаж. Что касается отелей, то средний уровень заполняемости составлял от двух до пяти процентов. Такого индустрия ранее не переживала ни в 1998-м, ни в 2008 году такого не было и близко. Но нам удалось удержаться в марте на 38 процентах, а к концу июня выйти на 64 процента прежних показателей. И это является отличным показателем, так как у большинства компаний нашего сектора ситуация гораздо печальнее.
Однако дальнейшие перспективы отрасли видятся директору MICE-отдела компании «Таларии» довольно туманно: ситуация в деловом туризме будет напрямую зависеть от второй или третьей волны covid-пандемии, либо от их отсутствия. Но даже если второй волны не будет, то при оптимально положительном сценарии развития индустрия бизнес-путешествий восстановится до прежнего уровня не ранее, чем через два года.
— Почему именно два года? — Андрей Криницкий тут же дает ответ. — ВВП РФ во втором квартале 2020 года упало, по разным данным, от 16 до 20 процентов. И это произошло не только в нашей стране. По прогнозам, к концу 2021-го на докризисный уровень из крупных экономик вернется лишь Китай, а общемировой ВВП достигнет уровня IV квартала 2019 года в III квартале 2022-го. Так что питать иллюзий и ждать чудес ни завтра, ни в следующем месяце, ни к концу года не стоит…
Инструменты ускорения
В самой «Таларии» ожиданиям предпочитают действия, причем действия быстрые – для увеличения скорости сделок здесь наращивают оборотный капитал. Ведь не редки ситуации, когда с момента оплаты поставщикам до момента получения оплаты от клиента проходит ни один месяц – клиент предпочитает оплачивать услуги по завершении мероприятия или поездки, в то время как ни одна авиакомпания билет в долг не выпишет, а отель в долг не поселит. Для решения таких ситуаций компания использует инструменты вспомогательного финансирования, что особенно актуально при увеличении количества заказов.
— Эту задачу хорошо выполняет инструмент в виде банковского финансирования – овердрафт. Значительный рост объема продаж, который компания показывает на протяжении последних пяти лет, без данного инструмента был бы невозможен, — делится опытом директор MICE-отдела компании «Таларии». — Помимо овердрафтов, мы активно используем такие инструменты финансирования как банковские гарантии: в обеспечение исполнения обязательств перед поставщиками, исполнения обязательств по контрактам перед клиентами, исполнения обязательств по участию в тендерах госзакупок.
«Таларии» активно пользуется этим инструментом, предоставляя банковские гарантии своим партнерам, как поясняет руководитель.
На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, — продолжает Андрей Криницкий. — Фонд доверяет нашей стабильности и выступает гарантом исполнения наших обязательств перед банками, выдавая поручительства по нашим кредитным договорам. Взаимодействие с Фондом вызывает только благоприятные впечатления: рассмотрения заявок происходит быстро, решения выпускаются в срок, сотрудники Фонда оперативно реагируют на наши запросы. Мы планируем сотрудничать с Фондом и далее – это серьезное подспорье при взаимоотношениях с банками по вопросу обеспечения обязательств.
Для дальнейшего развития бизнеса необходимы лишь стабильность рынка и улучшение в экономике страны.