Как изменился рынок электронной подписи в 2021 году и что его ожидает в будущем
С 1 июля 2021 года вступили в силу изменения в 63-ФЗ «Об электронной подписи»
В частности, они ужесточили требования к коммерческим удостоверяющим центрам, которые теперь должны пройти аккредитацию по новым правилам, чтобы продолжить создание и выдачу квалифицированных сертификатов. Однако не всем это удается – из 308, указанных в обновленном в начале ноября списке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, выдавать электронную подпись сегодня могут лишь 35.
Чем это грозит пользователям? Если они получали свою электронную подпись (ЭП) в центре, не прошедшем аккредитацию после 1 июля 2020 года, то ее действие закончится 31 декабря 2021 года. Учитывая, что многие приобретают себе ЭП ровно на календарный год, то как раз под занавес года уходящего стоит ожидать столпотворение в оставшихся УЦ. Причем тут надо учесть, что часть из них – это удостоверяющие центры Центрального Банка, Казначейства, ФНС России, Генпрокуратуры и других госструктур, которые не занимаются оформлением подписей для физических лиц и малого бизнеса. То есть, реальное количество общедоступных центров в стране еще меньше.
Насколько катастрофична и катастрофична ли вообще ситуация на рынке электронных подписей, рассказывает Егор Бухарин, начальник отдела коммуникаций Национального удостоверяющего центра (НУЦ):
– Ситуация не критичная – мы сотрудничаем с аккредитованными по новым правилам УЦ, продолжаем вручать квалифицированные сертификаты, все наши филиалы работают в штатном режиме: в Москве, Санкт-Петербурге, в Челябинске и Крыму. Оформить заказ на получение ЭП можно как на сайте НУЦ, так и непосредственно в одном из офисов. Более того, мы планируем подключать другие регионы, в которых находятся наши точки выдачи электронных подписей.
При всем этом именно сейчас самое благоприятное время продлить свою электронную подпись тем, у кого срок ее действия истекает в этом году.
Стоит задуматься и тем, у кого еще нет собственной ЭП. Сегодня области ее применения значительно расширились – с ней можно получать справки о состоянии расчетов по налогам, подавать списки сотрудников, которые работают удаленно, взаимодействовать с Госуслугами, Росреестром, ФНС, ФТС и ЖКХ, зарегистрировать машину или мотоцикл и подать заявление в ЗАГС. Сейчас создается система для грузоперевозчиков, чтобы они могли оформлять электронные транспортные накладные через Госуслуги – здесь также не обойтись без ЭП. На этот же портал смогут направлять электронные доверенности нотариусы.
А недавно Госдумой приняты в третьем чтении поправки в закон об электронном документообороте. Они предусматривают возможность подписания трудового договора электронной подписью – это очень удобно, например, для фрилансеров, которые нередко находятся в другом регионе, нежели их работодатели.
В 2022 году вступит в силу очередная серия поправок в 63-ФЗ. К примеру, сотрудникам компаний необходимо будет получать «электронную подпись физического лица». Зато ее можно использовать не только для работы, но и для личных документов. При этом получение ЭП для ИП и генеральных директоров в налоговой отложено – ее по-прежнему можно будет получать в аккредитованных удостоверяющих центрах.