Из рук в руки: доставка покупок через путешественников
Grabr — сервис для шопинга за границей с помощью путешественников — проект с российскими корнями и американским происхождением. Создатели Grabr, молодая супружеская пара из России Артем Федяев и Дарья Ребенок, живут в Сан-Франциско.
«Мы впервые задумались о подобном сервисе еще три года назад. Тогда нам самим требовалась помощь путешественников для доставки, но единственное, что мы нашли — несколько групп и сообществ в Facebook. Уже позже, на одной из встреч с инвесторами, нас буквально уговорили протестировать эту идею», — рассказывает Дарья.
Grabr начинался с обычного лендинга: запредельно простого сайта с кнопками «Заказать» и «Доставить». Внутри текст — «Закажи любые товары из-за границы или заработай в путешествии». Через этот сайт люди подписывались на бета-версию и выбирали свою роль в сообществе.
«Мы месяц тестировали различные рекламные кампании в Facebook. Пытались определить популярные категории товаров и направления для путешественников», — вспоминают основатели сервиса. Всего за пару месяцев Артем и Дарья набрали около 3-4 тысяч потенциальных пользователей.
Результаты этого исследования помогли предпринимателям получить первые инвестиции. Миллион долларов основатели Grabr привлекли от инвесторов первого проекта Артема.
«Вопреки распространенному мнению, инвесторы — это не просто кошелек, — уверена Дарья, — Это партнеры, люди, которые должны помогать тебе советом, связями, поиском сотрудников».
Работали над сервисом российские разработчики: команду собрали всего за две недели.
В сентябре 2015 года на TechCrunch основатели представили первую версию Grabr, а уже спустя полгода сервис стал доступен в России и по всему миру. Механика Grabr проста: покупатель размещает на сайте заказ и ждет предложения от путешественников.
После того, как на него откликнулись, путешественник и покупатель связываются во внутреннем мессенджере сервиса. Если условия доставки устраивают покупателя, он принимает предложение путешественника.
В этот момент сервис замораживает на счету покупателя сумму покупки (вместе с вознаграждением путешественника и комиссией сервиса — 7%). Деньги спишутся со счета и будут переведены путешественнику только после подтверждения о том, что товар доставлен. При этом товар путешественник должен купить за свои деньги. Так сервис гарантирует сохранность денег, исключает возможность мошенничества и доставки сомнительных заказов.
Чаще всего с помощью Grabr приобретают электоронику: цены в США ниже, да и не все новинки сразу начинают продаваться по всей планете. Другие популярные категории — одежда, beauty-товары, товары для детей, а также витамины и другие добавки для здорового образа жизни.
У Grabr более 200 тысяч зарегистрированных пользователей по всему миру. Сервис «говорит» на четырех языках — русском, английском, испанском и португальском. Больше всего пользователей сервиса — в Латинской Америке; самые активные покупатели — в Аргентине, Бразилии, Перу, России, Вьетнаме и Восточной Европе. «Когда создавали сервис, то думали, что наши основные путешественники будут из США и Западной Европы. Там лучше доступ к товарам, люди чаще выезжают за границу и сама идея sharing economy им знакома давно. Но сейчас все чаще товары в конкретную страну доставляют сами жители этих стран», — рассказывает Дарья.
Пользователей Grabr объединяет — открытость к общению, доверие к людям и сервисам. «Наша главная цель сейчас — продолжить развитие на новых рынках. Представьте, вы сможете получить любой товар из любой страны мира всего за сутки. Скоро это станет реальностью», — уверена Дарья.