Инстаграм, который можно подержать в руках
Молодые предприниматели сделали автомат для печати фотографий из Сети. За четыре года они появились в 21 стране
Сейчас автоматы распечатки фотографий из Instagram Boft в узнаваемом деревянном корпусе можно увидеть практически в каждом людном месте Москвы, да и за ее пределами. Тем сложнее поверить, что первый Boft, установленный на территории дизайн-завода «Флакон» в апреле 2014 года, был единственным подобным устройством в мире, а его создатели долго не могли найти место, в котором их творение согласились бы установить. О там, как один автомат на «Флаконе» перерос в международный бизнес с прицелом на экспансию, «Малому бизнесу» рассказал сооснователь Boft (название компании – аббревиатура от Bureau of future technologies, «Бюро технологий будущего») Тос Мовсисян.
Саму концепцию Тос и его бизнес-партнер Артем Гармерян придумали в 2013 году. Они давно горели желанием запустить IT-проект, однако дела не складывались – иногда из-за недостатка финансирования, иногда, отмечает Мовсисян, проекты просто опережали свое время. Примерно тогда Instagram начал набирать бешеную популярность в России, и возникла идея – почему бы не создать устройство, которая позволит людям распечатывать фото из соцсети? Причем не просто распечатать изображение – на фотографиях должны присутствовать подписи и геотеги, они должны иметь удобный формат и хорошее качество.
При изучении рынка оказалось, что подобный аппарат до сих пор никто не изобрел. Создатели Boft делали автомат с нуля, причем совершенно самостоятельно: выбирали корпус, искали технологии печати, которые способны обеспечить качественные фотоснимки. «Много времени ушло на то, чтобы придумать, как распечатывать фотографии формата «Полароид». Необходимых принтеров на рынке не было: мы сосредоточились на том, как получить этот формат, и сделать фотографию максимально дешевой для клиента. Струйная печать – дорогая, лазерная тоже не подходила», — рассказывает Мовсисян. Сейчас при печати используется методика термосублимации, которая позволяет сохранять низкую себестоимость фотографий: распечатка двух снимков формата 10х7,5 см клиенту обойдется в 50 рублей, при увеличении количества фотографий цена снижается.
На разработку первого автомата у Мовсисяна и Гармеряна – в процессе к ним присоединились Денис Сколота и Евгений Ильин – ушел год жизни и миллион рублей собственных средств: инвестиции решили не привлекать. Процесс сопровождался трудностями: первый, уже собранный к доставке на место установки аппарат упорно не хотел работать. «Когда получилось распечатать первую фотографию на производстве, мы радовались как дети», — признается Тос. Особой проблемой оказалось и найти место для установки: потенциальных арендодателей отпугивало отсутствие бэкграунда у создателей. Первым, кто решился попробовать, был дизайн-завод «Флакон» – на установку автомата пришел посмотреть даже сам директор завода.
Опасения оказались напрасны. Появление автомата на «Флаконе» вызвало огромный ажиотаж: по словам Мовсисяна, поток заинтересованных начался чуть ли не с первой минуты работы. Силы пиара привлекать не пришлось, сработало сарафанное радио – довольные пользователи постили распечатанные фотографии «обратно» в Instagram с хэштегом #boft и геолокацией. Конечно, технических неисправностей в первое время избежать не удалось: в первый месяц создатели дежурили у автомата в две смены. Тем не менее, процесс был запущен, и вскоре для Boft были открыты все двери.
Сейчас по всему миру – от Австралии до Чили – установлено 305 автоматов Boft. Компания работает по франшизе, но не везде: в некоторых странах Boft развивается самостоятельно. Партнеров по франшизе, стоимость которой начинается от 349 тысяч рублей, отбирают придирчиво, и не просто так. «Для нас важно не просто продавать автоматы, а работать с партнерами на перспективу», — отмечает Мовсисян.
За последние три года изменилась не только география Boft, но и сам аппарат. Сейчас он может распечатывать фотографии из «Вконтакте» и с телефона, причем обработать снимки можно прямо на автомате. В автоматах появилась селфи-камеры, а сейчас в компании работают над технологией распознавания лица. «Через несколько месяцев это будет выглядеть так – человек подходит к автомату, смотрит в камеру, автомат распознает его лицо и показывает его аккаунты в социальных сетях. Хотим ускорить процесс: чем больше удовольствия от покупки будет получать клиент, тем будет лучше для нас и для него», — рассказывает Тос. Также в разработке – мобильные автоматы для установки на мероприятиях.
Проект продолжает развиваться без привлечения инвестиций, хотя предложений хватает. Создателей не устраивает скорее то, как компанию оценивают потенциальные партнеры: Boft ищет партнеров, способных помочь со стратегическим развитием. Несмотря на то, что автоматы Boft уже установлены в 21 стране мира, компания ищет возможности для более объемного присутствия. Глядя на масштабы развития и планы Boft, в голову приходит словосочетание «мировое господство», но Тос с такой оценкой не согласен. «Наша цель – предоставить максимально удобный сервис во всех точках, где это возможно», — отмечает он.