И еще немножко шью
Первый швейный коворкинг не только активно развивается, но и готов уже пойти в провинцию с собственной франшизой
Создательница швейного коворкинга «Сошью» Наталья Жутова с детства знакома со швейным мастерством — ее мама, технолог швейного производства, всю жизнь проработала в этой области и сама кроила дочке наряды, пока та не переехала в Москву. «Мама мне шить больше не могла, и я решила пойти сама поучиться на курсы. После курсов я поняла, что полученных знаний не хватает. Всегда возникает две проблемы: во‑первых, нужен консультант, который будет помогать и подсказывать, во‑вторых — дорого и неудобно оборудовать полноценную мастерскую дома», — рассказывает Наталья.
Создательница «Сошью» попыталась найти в столице место для шитья, однако это оказалось не так просто: единственный коворкинг, который ей удалось найти, предназначался скорее для профессиональных дизайнеров, а для любителей особо не подходил: отсутствовала возможность арендовать место на день или на несколько раз. Выход оставался один — открывать нужное место самой.
Поиск места. Коворкингу пришлось сменить две площадки — на дизайн-заводе «Флакон» и в швейном магазине на Семеновской — прежде чем нашлось место в здании бывшего пуговичного завода между метро «Бауманская» и «Электрозаводская». Проблемой стало то, что помещение было слишком большим, и Наталья решила найти соседей, близких по духу.
В сообществе в «ВКонтакте» на объявление о совместной аренде откликнулась глава шоу-рума интерьерных тканей Cozyland, с которым коворкинг поделил новое пространство. Ремонт был сделан в кратчайшие сроки — за две недели — и в марте 2017 года коворкинг на Бакунинской открыл свои двери для всех желающих.
Вложения. На первом этапе Наталья вложила в проект около 150 тысяч рублей. Со временем сумма выросла до 350 тысяч рублей; как отмечает создательница, пространство хочется постоянно улучшать и апгрейдить. Раньше в «Сошью» вкладывались собственные средства, сейчас проект работает с партнерами.
Формат посещений. В коворкинге есть опция почасовой оплаты, но удобнее платить за день или покупать абонемент — так что не нужно думать о времени и торопиться. «Есть абонемент на пять посещений, если человек планирует регулярно ходить, и абонемент на месяц, который, как правило, берут дизайнеры или профессиональные швеи — в течение месяца они могут приходить хоть каждый день, кроме выходных», — рассказывает Наталья. Профессионалов и любителей в коворкинге примерно одинаковое количество. Посетители могут пользоваться всем оборудованием, в стоимость также включены консультации мастера. За отдельную плату можно поработать с мастером индивидуально.
Обучение. В «Сошью» проходят курсы и мастер-классы. Их несколько видов: обучающие занятия и курсы по пошиву каких‑то конкретных вещей — например, базовой белой футболки или свитшота. «Занятия нужны, во‑первых, для того, чтобы люди пришли и познакомились с местом. Во-вторых, я заметила, что есть некий барьер — людям для того, чтобы прийти сюда, надо знать, что именно они собираются делать, иметь какой‑то проект в голове. Если человек хочет просто начать — надо дать ему идею», — отмечает создательница коворкинга.
Планы. «Сошью» постоянно меняется и улучшается: например, недавно в коворкинге заменили все швейные машинки. Если раньше помещение казалось слишком большим, теперь Наталья наоборот хочет его увеличить.
«Хочу сделать так, чтобы в коворкинге был какой‑то процент постоянных резидентов — профессионалов и дизайнеров — а для этого нужно и другое оборудование, и другое пространство. Хочется, чтобы резиденты участвовали в профессиональных проектах и зарабатывали на этом, и это помогало им окупать аренду места», — рассказывает она. Начало этому уже положено: скоро в «Сошью» начнется образовательный курс от одного из резидентов.
«Сейчас поступает много запросов из регионов с просьбами посоветовать и помочь в открытии швейных коворкингов. Я никому не отказываю и со всеми делюсь опытом. Чтобы систематизировать свои знания и помочь таким местам появляться, мы готовим франшизу «Сошью», — делится планами основательница коворкинга.
Наталья отмечает, что людям уже надоело сидеть и стучать по клавишам — хочется делать что‑то своими руками. Одновременно с этим растет и популярность формата. «Когда мы открывались на «Флаконе», люди вообще не понимали, что это такое, и не могу сказать, что к нам сразу был интерес. Сейчас проще, уже и конкуренты появились — значит, рынок развивается», — смеется она.