Глемпинг: они круглые и светятся
Фото: Игорь Юдаков, архив RussiaDiscovery
В России растет спрос на новый формат отдыха на природе. Как на этом заработать?
К идее открытия необычного лагеря основателя RussiaDiscovery Вадима Мамонтова и его команду подтолкнул шведский предприниматель Фредерик Паулсен.
– Он по‑мальчишески влюблен в Россию, дружит с Артуром Чилингаровым, активно путешествует, участвовал в экспедиции по погружению российских глубоководных аппаратов на дно Северного Ледовитого океана, был в составе группы, которая нашла останки мамонта. Он основал одноименный фонд и спонсирует арктические экспедиции. Свободное время его команда проводит соответствующим образом, – рассказывает Вадим Мамонтов. – Мы организовываем для них выездные мероприятия в самые интересные уголки России. В этот раз был запрос на проведение корпоратива на Кольском полуострове.
По причине своеобразной локации для вечеринки выяснилось, что селить участников негде. Тогда и появилась идея открыть там глемпинг – поставить на помостах прозрачные прочные купола с тепловыми пушками. В ночи эти купола были похожи на гигантских светлячков. Сферы светились изнутри, а северное сияние, отражаясь в серебре снегов, создавало удивительный визуальный эффект. Фотографии быстро разлетелись по соцсетям – пользователи ставили лайки и не верили, что это в России.
Лагерь по цене однушки
– Восторженные отзывы показали, что запрос есть, надо идти дальше, – рассказывает Ростислав Вылегжанин, курирующий в компании направление глемпингов. – Сейчас никто не хочет вкладываться в долгие проекты и ждать возврата длинных денег, когда проект окупается через двадцать лет. За исключением нескольких крупных инвесторов. А в случае с глемпингом лагерь можно построить по цене московской однушки или двушки, окупить его за пару лет. Это не капитальное строительство. Воздвигать лагерь можно везде, за редким исключением. На территории заповедников и национальных парков нельзя возводить капитальные строения, а глемпинги, при соблюдении определенных требований – можно. Например, при условии вывоза отходов, наличия генератора и привозной воды. Мы начали активно прорабатывать идею и искать производителей. У нас уже есть платформенное решение, которое позволит популяризировать глемпинги. Мы на себе и своих заказчиках откатываем технологии и материалы и делимся с рынком.
Вылегжанин признает, что их компания не является монополистом на рынке, есть «друзья-конкуренты», которые открывают глемпинги уже с инкорпорированными сантехническими модулями. А сама идея глемпингов пришла с Запада.
– Мы начали взаимодействовать на эту тему с государством. Подписали соглашения с Ростуризмом и РГО, занимаемся формированием рынка, – отмечает Ростислав. – Но у рынка есть большой риск: оценив инвестиционную привлекательность проектов, глемпингами будут называть любую палатку с кроватью, не подкрепляя это соответствующим сервисом. А у человека уже есть определенная картинка в голове, ассоциации с комфортом. Нужно поддерживать стандарты качества, хотя универсального списка требований нет нигде в мире. Но есть общие направления – теплый туалет, душ, баня, обстановка внутри, соответствующая уровню «три-четыре звезды. Называя любую палатку на подиуме глемпингом, мы придем к тому, что наступит разочарование в самой идее. И в том числе у инвесторов
Сейчас компания получает много заявок на присоединение партнерских глэмпингов к собственной сети. Эксперты RussiaDiscovery оценивают уровень сервиса и строений. Но пока глемпингом чаще называют просто натянутые палатки на настилах, наспех сколоченные туалеты и умывальники на улице. Все, что раньше считали кемпингами и турбазами. А ценник при этом хозяева таких баз хотят ставить – «гламурный». На все пять звезд.
– Глемпинг – это отдых близкий к люксу, – отмечает Вылегжанин. – Клиент рассчитывает на тапочки, чистую постель с хорошим матрасом, на то, что он не будет сам готовить на костре, его вкусно аутентичными блюдами кормит шеф-повар».
В RussiaDiscovery рассчитывают организовать глемпинги так, чтобы они становились туристическими драйверами.
– Мы планируем запустить франшизу с техническими коробочными решением, когда лагерь можно раскинуть в чистом поле, собрав купола практически «по инструкции», как мебель из Икеи, – отмечает Ростислав. – Но покупатель франшизы при этом должен будет найти какую‑то туристическую жемчужину своего региона и убедить нас, что ради этого к нему поедут. Глемпинг – это часть туристического опыта, само проживание должно быть элементом приключения и давать впечатление.
Представители RussiaDiscovery пошли с идеей кемпингов в регионы.
– Местные министерства культуры и туризма пока не везде понимают, насколько это крутая штука для региона, – сетует Вылегжанин. – Глемпинг может позиционировать регион совсем по‑другому, представить его в необычном свете. Сейчас мы обсуждаем перспективу открытия лагеря у плато Путорана. Это фантастической красоты место, но для размещения туристов там две небольшие базы. Поэтому пока это очень дорогое направление. А с появлением глемпинга маршрут станет доступныее. Отправили тестовые купола на Чукотку, чтобы оценить на месте снеговую и ветровую нагрузку, насколько они защищены от нападения диких животных. Есть инвестор для Кавказа. На Кольском полуострове кроме имеющегося лагеря также откроем лагерь-саттелит.
Дипломированные физики в качестве производителей
Не имея своей производственной базы, RussiaDiscovery мониторит рынок производителей геокуполов, предлагая им вступить в коллаборацию. Так, кольский лагерь-сателлит, новую линию в дополнение к имеющемуся, возведут из сфер, выпускаемых компанией «Fullerdome». Эта компания шла схожим курсом с идеей RussiaDiscovery.
– Мы делаем купола с 2011 года. Раньше это были точечные постройки. Наши сферы есть в Сочи, на Байкале. Недавно реализовали первый проект в формате глемпинга, построив в Хабаровском крае несколько всесезонных жилых модулей, – рассказывает исполнительный директор компании Дмитрий Кольцов. – Взаимодействие с RussiaDiscovery стало финальной точкой в этих метаниях.
По образованию партнеры-основатели Fullerdome – физики-ядерщики, окончили НИЯУ МИФИ, к проектам подходят серьезно.
– Наш купол в некотором смысле похож на ядро. Структура каркаса описывается математическими уравнениями и потенциальные риски типа снега, града, ветра довольно легко просчитать. Расчеты производятся под конкретный регион, учитывая природные особенности, – рассказывает Дмитрий Кольцов. – У нас есть конструкторское бюро. Всего в штате вместе с маркетингом 25 человек.
Первый лагерь на основе сфер от Fullerdome уже функционирует на территории заповедника под Хабаровском. Второй лагерь откроется под Владивостоком – для него уже изготовлено шесть маленьких куполов и одна большая сфера для общего сбора. Оба заказа поступили от RussiaDiscovery.
– Это была смешная история, – вспоминает Кольцов. – Услышав про нас от RussiaDiscovery, хабаровский заказчик замахал руками и рассказал, что уже, как минимум три раза, оставлял нам заявку, но мы даже не перезвонили. Оказалось, что изначально он указал неправильный телефон, не оставил адрес почты. В последующих заявках просто копировал текст первого обращения. Наш маркетинг исправно каждый раз звонил, попадал на постороннего человека, который не понимал нашей навязчивости, кто мы такие и чего предлагаем. Мы провели целое расследование и все выяснили, заказчик рассмеялся и сказал, что один-ноль в нашу пользу».
А заказчица лагеря под Владивостоком нашла ребят на Дальневосточном форуме, где они демонстрировали свои возможности.
– У нее был выбор: наши сферы или купола китайского производства, – вспоминают предприниматели. – Проанализировала, что мы делаем расчет по погодным условиям региона, а китайцы практически не видят разницу между парниками и геокуполом. Зная, что в регионе бывают серьезные тайфуны и дуют штормовые ветра, заказчики предположили, что китайские купола могут во время урагана улететь на родину. Мы показали ей видеозапись, как мы, проектируя наши сферы, делаем моделирование по ветру.
Хабаровский проект реализован как раз на территории заповедника, где запрещено капитальное строительство.
– Открылись в мае. В сентябре уже были раскуплены туры на Новый год, – отмечает Кольцов. – Хозяин лагеря рассчитывал на восемь полных заездов в месяц, это когда одновременно заполнены все домики. Думал, что будет загружен только на выходные, под это строил свою бизнес-модель. Но уже через месяц у него было 25–28 полных заездов в месяц, с учетом, что на 2–3 дня он просто ставит продажи на паузу, чтобы навести порядок. При нас ему был заказ на корпоратив из Рязани. И он бы рад: звонок поступил от очень состоятельной компании. Но приехать рассчитывало порядка 50 человек, а лагерь на этом этапе столько не вмещает. На следующий год он планирует увеличить число куполов – именно с расчетом на большие группы. С этой же проблемой столкнулся владелец кемпинга и во время Дальневосточного форума. Были серьезные заявки от участников, но, опять же, не смогли разместить. Приехал только топ-менеджмент одного из банков. На этапе проектирования заповедник, на территории которого открылся лагерь, очень скептически относился к идее размещения. Но получив гарантированный поток туристов, выделил лагерю за свой счет абсолютно бесплатно 5 киловатт электричества. По оценке партнера, «это просто сказка». Проект оказался очень востребованным.
Превед, медвед!
Как и в Russia Discovery, в Fullerdome купола долго тестируют «в диких условиях». Модель для средней полосы всю прошлую зиму простояла на улице на заводской территории на «Авиамотороной». Попутно в ней организовали шоу-рум и экспериментировали с системамиобогрева. Пока сошлись на тепловых пушках и сплит-системах. Но так как глемпинги планируют открывать и в местах с нетронутой природой, то есть угроза проникновения в жилище крупных зверей. Например, белых медведей.
– Угрозу диких животных воспринимаем реально, так как много заявок из мест, являющихся их естественной средой обитания, – отмечает генеральный директор компании Роман Панасенко. – Встречу с медведем мы прогнозируем при расчетах, пытаясь просчитать силу удара его лапы. Для таких регионов у сфер специальная вставка между внутренней и внешней оболочкой. На животных мы ничего специально не тестируем, поэтому практического испытания ивстречи с косолапыми у наших куполов не было. Сейчас отправили на зимовку тестовую партию на Командорские острова, оставим внутри небольшой запас еды. Попутно проверим снеговую и ветровую нагрузки. Но эксперты нас заверили, что медведю проще залезть в жилой дом, чем сломать эту конструкцию.
А как собирать?
Преимущество геокуполов – легкая и быстрая сборка. Но если неправильно закрепить, то сфера может легко улететь.
– У нас три опции сборки. – отмечает Панасенко. – Это сборка нашей бригадой под ключ. Шефмонтаж – когда выезжает наш консультант и наблюдает за сборкой. Третий формат: «а-ля Икея, собери сам. К комплекту прилагается видеоинструкция – мы писали ее в шоу-руме. Там час чистого времени – видео записывали полтора дня. Монтировали еще два. При записи исчерпывающе ответили на все возможные вопросы, что поступали к нам за семь лет работы. В Хабаровске наш лагерь собирали именно по видео-инструкции.
Производители стремятся обеспечить «коробочное решение» – чтобы клиент покупал в одном месте сферы, оборудованные «под ключ».
Оптимистичные прогнозы
Производители отмечают, что спрос на производство геокуполов растет в прогрессии. И не только от RussiaDiscovery. Но растут и требования «к начинке».
– У нас есть люксовые разработки, – отмечает Дмитрий Кольцов. – Проектируем и вентиляцию, и обогрев, и душевые кабины. Сейчас сделаем пилотный модуль «со всеми удобствами». Но упор делаем на проектирование несущей оболочки.
Кстати, самый яркий пример такой самонесущей оболочки – это Шуховская башня. Есть конструкции на квадратных и прямоугольных основаниях. Геокупол – один из простейших примеров применения такой технологии. Есть набор решений по отоплению, вплоть до того, чтобы зимой ходить в нижнем белье. Теплопотери также можно рассчитать. Часть этих решений мы воплотили в хабаровском лагере – он входит в зиму с отоплением через кондиционер и утепленный пол. Там уже пару месяцев как зима, и гости не мерзнут!.