Close

19.10.2016

Гаражная экономика

Кто и как зарабатывает на жизнь в автобоксах. И почему это не считается бизнесом

«Они работают для выживания. Для них не всегда важны деньги, потому что часто расплата происходит бартером или оказанием какой‑то услуги», — говорит Сергей Селеев о так называемых гаражниках.

Сергей — один из авторов исследования «Гаражная экономика в российской провинции». А гаражники — это люди, которые в гаражах и боксах что‑то производят. Они не всегда учитываются официальной статистикой (не все оформлены как ИП или ООО), поэтому не видны для государства.

О том, кто сегодня работает в гаражах и почему, «Моему району» рассказал Сергей Селеев.

КТО ТАКИЕ ГАРАЖНИКИ

Средний портрет гаражника — это семейный мужчина 30‑55 лет и почти не пьющий. Он называет себя мастером, чаще всего не имеет выс­шего образования. А для ведения деятельности в гараже ему пригодился опыт предыдущей работы по найму.

Он работает в гараже, потому что не может трудоустроиться, хочет быть независимым в своей деятельности или ищет самореализации. «Чаще всего уход в гаражи объясняют невозможностью найти работу, обеспечивающую нормальное существование благодаря собственным навыкам и умениям», — таковы данные исследования «Гаражная экономика в российской провинции».

Основные виды деятельности «гаражной экономики» — автосервис, производство мебели и строительных материалов, аренда.

В Москве, по словам Сергея Селеева, очень многие гаражи сдаются в аренду мигрантам. Стоимость аренды такого жилья от 7 до 20 тысяч рублей в месяц. В так называемом «Шанхае» (гаражном кооперативе около высотки МГУ на Воробьевых горах) помимо жилья есть даже кафе для живущих там мигрантов.

Перестройка гаражей в жилые здания и сдача их в аренду широко распространена на юге России. Например, в Анапе таким образом используется более 50 процентов гаражей. В последние годы к южным городам присоединились Ханты-Мансийск и Москва. Причины популярности гаражей в виде жилья — высокая стоимость аренды квартир, большое количество отдыхающих или тех, кто работает вахтовым методом.

СЛЕДЫ ПРОИЗВОДСТВА

В городах и поселках, в которых есть большое количество гаражно-строительных кооперативов, почти наверняка есть и гаражники. Сергей Селеев во время исследования вместе с Александром Павловым посетили 12 населенных пунктов. Найти в них гаражников было довольно просто.

Чаще всего местные жители на вопрос «Производят ли у вас что‑нибудь в гаражах?» указывают на кооператив и говорят, где и какого мастера там можно найти. Но даже и без подсказок местных можно понять, где обитают гаражники.

«Они есть в гаражах рядом с дачами, кладбищами и заводами», — говорит Сергей Селеев. Если рядом кладбище, то гаражники производят надгробия, памятники, ограды, продают цветы. Те, у кого поблизости с гаражом дача, производят садовый инвентарь и теплицы. В гаражах рядом с заводами собирают разные вещи из тех деталей, которые есть на предприятии.

Если просто обходить гаражи, то по лежащему рядом с боксами мусору тоже можно сделать вывод, что в нем производят. Например, есть обрезки стекла и пластиковых профилей — значит, делают пластиковые окна.

НЕ СОВСЕМ ЭКОНОМИКА

Значительная часть гаражников работают в одиночку. Для них это может быть постоянная занятость или частичная, к тому же нерегулярная. Так, в Ульяновске гитарных дел мастер работает нанятым работником в магазине, а в своем гараже делает гитары, когда есть заказы или настроение.

Иногда в одном гараже работает несколько человек — вместе или посменно. В боксе, переоборудованном под автомастерскую, по очереди могут пользоваться несколько человек. Они чинят как свои, так и чужие машины.

Посчитать, сколько человек занято в «гаражной экономике» и сколько товара они производят, невозможно. В этой сфере практически отсутствует практика работы по найму — легальному или теневому. Чаще всего действует артельный принцип: деньги делятся между работниками в зависимости от их вклада в общее дело. В некоторых гаражах используется схема, когда сотрудники дежурят на объекте по неделе или месяцу. В течение этого срока они несут полную ответственность за работу объекта и справедливое распределение долей между работниками и управляющими. Свою прибыль работник получает только в тот период, когда несет ответственность за объект.

В гараж приходят клиенты, которые являются знакомыми мастеров, или по рекомендации от бывших клиентов. «С улицы просто так найти такие гаражи не всегда получается — у них нет вывесок или рекламы. Да и если прийти со стороны, не факт, что мастеру это будет интересно. Тут важен вопрос знакомств, уважения. Вот если прийти по рекомендации, совсем другое дело», — замечает Сергей Селеев.

В зависимости от внешних обстоятельств и запросов клиентов гаражники могут легко менять вид деятельности. Благодаря запросам близкого узкого круга или узких локальных рынков гаражники понимают, когда появляется новая незанятая ниша. И стараются ответить на возникший спрос.

«Например, в течение всего лишь одного месяца после прекращения зарубежных поставок на рынке Москвы появилась импортозамещающая «итальянская» мебель (родом из поволжских гаражей); производство «оригинальных» силиконовых элементов подвесок для иномарок было налажено буквально с нуля в течение шести недель, включая кустарное изготовление пресс-форм», — сказано в исследовании.

Каждый гаражник работает на своих клиентов. Если эту деятельность он совмещает с постоянной занятостью в другом месте, то увольняется, как только наберет достаточный пул клиентов.

Когда гаражникам выгодно работать легально, они регистрируются как ИП или ООО. Если они не оформлены официально, то об их деятельности знают, как минимум, председатели гаражного кооператива. Практически везде и местная власть в курсе деятельности гаражников.

До тех пор, пока оборот гаражной деятельности остается относительно небольшим, власти собирают с гаражников неформальные сборы в виде помощи району, взносов на благоустройство, обязательного новогоднего оформления улиц и так далее. Когда гаражник, по мнению властей, начинает «богатеть», его обкладывают данью или насильственно легализуют.

«Это не бизнес, а типичная промысловая деятельность. И термин «гаражная экономика» тут применяется довольно условно — по локализации. Точно так же есть дачная экономика, когда люди у себя на участке выращивают, например, кур на продажу. Любой бизнес можно оценить и продать. А с гаражным делом этот принцип не работает», — рассказывает Сергей Селеев.

Он не берется оценить, сколько примерно человек могут быть заняты в «гаражной экономике». Но подчеркивает, что в этом феномене социальная часть оказывается главнее экономической. «Важнее не деньги, а социальные связи, получение каких‑то услуг за свой труд и занятие делом, которое нравится», — подчеркивает Селеев.

Особенности московских гаражников*

Необщительные, на контакт с незнакомыми людьми идут крайне неохотно. Отвечать на вопросы исследователей почти никто не хотел.

Большое количество гаражей, которые сдаются в аренду.

Ярко выраженной производственной специфики московских гаражей нет.

* мнение Сергея Селеева

Средние заработки гаражников в Москве

Автосервис, специализированный на механике, от 90 до 300 тысяч рублей.

Автоэлектрик — 70‑100 тысяч рублей.

Шиномонтаж — 120‑160 тысяч рублей. От 20 до 50 % получает шиномонтажник, остальное — владелец гаража.

Аренда жилого гаража — от 7 до 20 тысяч рублей.

При написании текста использована информация из книги Сергея Селеева и Александра Павлова «Гаражники», выпущенная фондом «Хамовники».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

x
Login