Эксплуатация ностальгии: как заработать на советской газировке
«Это был какой‑то бум! Люди выстраивались в очереди по 30 человек. Мы не успевали загружать автоматы и забирать из них деньги. С первого дня стало понятно, что проект будет успешным», — вспоминает Александр Данилин, основатель компании «Ларан», о старте своего бизнеса. Александр занимается автоматизированной торговлей газировкой. Его красные автоматы, выполненные в стиле ретро, стоят в крупнейших торговых центрах Москвы.
ЗАБЫТАЯ ГАЗИРОВКА
Первой мыслью было ориентироваться на мороженое. Но его тогда на ВДНХ продавали на каждом углу. Молодой человек полез за идеями в интернет и прочитал там об автоматизированной торговле.
Она его заинтересовала, так как требовала не очень больших затрат. Нашел информацию о компании во Владимирской области, которая производила автоматы по продаже газировки, и закупил 12 таких автоматов.
Параллельно с этим молодой человек договорился с администрацией ВДНХ об аренде площадей. Это получилось довольно просто. «Сейчас я понимаю, что тогда мне просто повезло», — замечает Александр.
ЗАПУСК
Все 12 автоматов с газировкой поставили на главной аллее ВДНХ летом 2008 года. К ним выстраивались очереди, но автоматы плохо работали. В первый сезон не было ни минуты, чтобы из 12 автоматов одновременно работало хотя бы девять.
Александр вместе с тремя сотрудниками компании-производителя автоматов постоянно чинил их. То возникали проблемы с приемом оплаты, то прекращалась подача одноразовых стаканчиков.
Но эти технические трудности не отпугивали покупателей. Многие из них, подходя к автоматам, говорили примерно следующее: «О, это же автоматы, как были раньше». Поэтому Александр Данилин считает, что его бизнес во многом эксплуатировал тему ностальгии.
Автоматы привлекли внимание и прессы. Журналисты бесплатно сделали ряд публикаций и телепередач об автоматах и выстраивающихся к ним очередях. Это была хорошая бесплатная реклама.
Александр Данилин признает, что бизнес-модель автоматизированной торговли газировкой была успешной. Автоматы окупались в первый же год их работы при минимальных вложениях. Бизнес успешно развивался почти 4 года.
ПРОБЛЕМЫ
В 2012 году новая администрация ВДНХ расторгла договор аренды с компанией Александра Данилина. Он срочно стал искать новые площадки. Интуитивно стал размещать их в торговых центрах. Был опыт работы с городскими парками, но продажи там шли только летом. А в зимнее время продаж почти не было даже при том, что продавались чай и безалкогольный глинтвейн. Александр в поисках новой ниши пробовал бизнес с автоматами по продаже кофе. Закупил шесть таких автоматов и установил их на заправках. Продажи были значительно меньше, чем у газировки.
ПОКАЗАТЕЛИ
Сегодня у компании «Ларан» около 100 автоматов. Большая их часть установлена в торговых центрах.
Они сменили дизайн — теперь это ярко-красные автоматы с ретро-надписью «Газированная вода».
Внутри каждый такой автомат представляет собой мини-завод: там находится холодильная установка, сиропы, баллон с углекислотой и одноразовые стаканчики. В месяц каждый автомат продает в среднем около одной тысячи стаканчиков.
Наилучшие дни для продаж — праздники и выходные, а также пятница. Чаще всего газировку покупают люди 25‑45 лет. По наблюдениям Александра, дети и подростки не очень понимают, что им предлагает его автомат. Для них привычнее автоматы, продающие напитки в бутылках. Сейчас газировку чаще всего покупают для утоления жажды, а не из‑за ностальгии, уверен Александр.
Установке автомата в торговом центре предшествует аналитическая работа. Сотрудники компании выезжают на будущую точку и считают, сколько людей через нее проходит. Если поток большой, заключают с торговым центром договор аренды. То, как автомат будет работать в конкретном месте, становится понятно практически в первую неделю, замечает Александр. «Достаточно пережить одни выходные», — добавляет он.
«Мы пока хотим заниматься только газировкой. Это наше детище, нам проще на этом сконцентрироваться», — говорит Александр Данилин.