Бизнес на кончиках пальцев
Как господдержка помогает развивать рынок балетной обуви
Пуанты – самая сложная обувь в мире: в изготовлении одной пары участвуют около 40 человек, которые вручную выполняют более 50 операций, используя различные виды тканей, от мешковины до атласа. При этом каждый пуант должен выдерживать сумасшедшую нагрузку, ведь балерина за один спектакль «пробегает» в среднем более 10 км, и на представление ей требуется 2-3 пары.
– Мы постоянно ведем эксперименты – что можно заменить, где улучшить, как повысить износоустойчивость. Для этого нельзя скупиться на научные исследования, – рассказывает Николай Гришко, основатель и президент компании Grishko. – Именно ставка на науку и высокое качество делает нас брендом №1 в мире.
Сегодня продукция Grishko даже в условиях санкций экспортируется в 84 страны. В Москве у компании четыре фабрики, которые помимо изысканной обуви шьют для танцоров всю необходимую одежду – от репетиционных купальников до сложнейших сценических костюмов. Свою историю она ведет с 1989 года, когда в прошлом выпускник МГИМО и преподаватель Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова решил открыть инженерно-производственный кооператив по пошиву пуантов.
Комфортный гибрид
– В конце советского периода многие мои коллеги увлеклись куплей-продажей всего, что только можно. Но я понимал, что на смену этим мелким предпринимателям придет настоящий бизнес, который их легко сметет. А производством тогда никто не хотел заниматься – это было нелегко, большинство терпело крах уже на первых порах. Я не разорился, потому что изначально понимал, что заниматься только советским, а потом и российским рынком неразумно, если открыт мировой. Выйти на него было непросто, но помогло знание иностранных языков и в целом то образование, которую давал международно-экономический факультет МГИМО – он готовил «блестящих дилетантов»: мы знали понемногу очень много и нам было легко осваивать совершенно новые виды занятий, – вспоминает Николай Гришко.
На выбор именно балетной обуви Гришко подвигло сразу несколько обстоятельств – и его супруга профессионально танцевала, и соседями по дому были артисты из ансамблей Моисеева и «Березка», которые на гастроли за границу помимо икры и водки возили пуанты. Плюс постоянные «сигналы» с разных сторон: например, представитель «Амторга» – советской госорганизации, с 1924 года продававшей в США ценности и предметы искусства, рассказывал, что у американцев есть спрос на эту продукцию.
– Мы все выросли в уверенности, что СССР – это родина слонов и лучшего балета в мире, соответственно, и наши пуанты тоже лучшие. Увы, обувь была ужасная, пыточная – балерины уродовали в них свои стопы, к 40 годам в основном оставляя профессию. Я стал изучать, что производят на Западе – там тоже не без недостатков, – рассказывает Николай Юрьевич. – В то время я читал лекции и в Институте повышения квалификации руководящих работников текстильной и легкой промышленности, где познакомился с ученым, специалистом по производству обуви. Вместе мы сделали своего рода комфортный гибрид, взяв лучшее у советских и западных образцов, и усовершенствовали эти наработки. К слову, знакомства в этом институте очень пригодились и тем, что мы покупали и покупаем до сих пор часть сырья в бывших советских республиках.
Не украсть и не скопировать
Ну, а обувь под торговой маркой Grishko стали делать с расчетом не только на профессиональных танцовщиков – они и сегодня составляют около 5% рынка покупателей всех видов балетной обуви, а на самого широкого потребителя. Во всем мире сотни миллионов детей от трех до 15 лет занимаются балетом – для них это искусство и спорт одновременно. И чем богаче страна и выше уровень образования ее населения, тем больше потенциальная аудитория Grishko. Только в Западной Европе и США это почти 40 млн покупателей. В Японии, Китае и других восточных странах – значительно больше. Но почему тот же Китай – лидер легкой промышленности, покупает российскую обувь?
– Качество, качество и еще раз качество – в то время как мировые бренды развивается глобально, размещая свои заказы на аутсорсинге в разных уголках планеты, мы идем против правил, все сосредоточив в России и контролируя свое производство от начала до конца. Причем у нас тройной контроль качества на всех этапах, от полуфабрикатов до готовой продукции, – делится одним из секретов основатель компании Grishko.
Одним, потому что только технологиями и контролем над ними они не исчерпываются. Что, к примеру, не учла один из бывших директоров фабрики пуантов Хабира Исенжулова, сбежавшая с нашей информацией в США. Но наладить выпуск точно таких же Grishko ей, естественно, не удалось.
– Всю нашу базу один директор в голове это не уместит – это не бытовая обувь, которую делать гораздо проще. Эти знания еще и на кончиках пальцев наших мастеров, а всех их не вывезешь, атмосферу нашего производства не воспроизведешь, – отмечает Николай Юрьевич. – Мы тщательно подходим к подбору менеджеров, а своих рабочих готовим сами – швею обучаем до двух месяцев, мастера – до полугода, при этом платим им хорошую стипендию и премию за выработку. И все они представляют собой единый комбинат рабочих и служащих, чего нет у конкурентов – люди могут ежедневно видеть друг друга и свободно общаться.
Правда, можно и не пытаться все это воспроизвести, а просто скопировать бренд – так поступил крупный китайский производитель Sansha. Но в июле 2022-го компания Гришко выиграла у него процесс в КНР – китайский же суд приговорила фальсификатора к крупному штрафу.
С помощью Фонда
Как признается Николай Гришко, всю свою коммерческую деятельность он старался прожить без займов – еще читая в Плехановском институте курс «Денежное обращение и кредит в капиталистических странах», он пришел к убеждению, что кредиты – это ловушка для начинающих, и старался этому следовать на практике. Но с 2006 года его компания начала ежегодно привлекать стороннее финансирование исключительно для пополнения оборотных средств – под залог своих основных и товара в обороте. В 2022-м ей понадобился кредит в крупном размере – на это собственного залога уже не хватило, и тогда на помощь пришел Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
– Меня поразило, что наша заявка была рассмотрена Фондом всего лишь за пять дней — за 33 года ведения бизнеса и общения с коммерческими банками я пришел к выводу, что это практически невозможно. Тем не менее это случилось, и мы получили поручительство. В дальнейшем мы намерены обращаться за помощью Фонда – в нынешних условиях получать кредиты под залог товара очень сложно, – говорит Николай Гришко.
А начинающим предпринимателям он советует не отказываться от того, за что взялись изначально, несмотря ни на какие соблазны и заманчивые предложения заняться чем-нибудь другим. «В 90-е и у меня таких вариантов было много, но я решил достигать совершенства только в одном», – отмечает Николай Гришко. Второй его совет – в своем бизнесе не ориентироваться только на одну страну. Последний пример с пандемией ковида, которая началась в мире не одновременно, и ограничения всюду вводились поэтапно, еще раз доказало его правоту.