Юрий Шарандин: «Современные предприниматели – отчаянные ребята!»
Старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты – о разных профессиях, предназначении гильдий и будущих правнуках.
– Юрий Афанасьевич, на протяжении жизни вам удалось примерить на себя несколько профессий: вы и журналист, и юрист, и даже электромонтажником были… Может, мы еще чего‑то не знаем?
– Еще я танкист. Механик-водитель средних танков, служил в Германии. Интереснейший период жизни, до сих пор нахожу на картах Google это место в бывшем ГДР – танкодром там можно найти по сей день. Танки так перемололи этот песчаник, что на нем ничего и не растет с 1972 года.
– Да, 47 лет прошло, а вы вспоминаете, карты рассматриваете… Потому что в армии было хорошо? Или потому что плохо?
– В армии было напряженно и ответственно, а еще тяжело без семьи и привычного окружения. Но зато мне пригодились мои занятия немецким языком, я даже шефские концерты вел для немецких коллег… После армии вернулся на оборонное предприятие электромонтажником, а через год поступил на факультет журналистики МГУ. Всегда считал журналистику своим призванием.
– А в электромонтажники зачем тогда пошли?
– Раньше не принято было бездельничать. Если сразу после школы не поступил – надо идти работать. Я пошел на оборонное предприятие, паял своими руками бортовую аппаратуру для космических кораблей, блоки управления. Очень сложная, кропотливая работа.
– В журналистике тоже было тяжело?
– Не легко, но интересно. На третьем курсе журфака я пришел на иновещание Гостелерадио в главную редакцию пропаганды. Объем вещания на зарубежные страны был порядка тысячи часов в месяц, 60 с лишним языков. Писал материалы о преимуществах советского образа жизни: о крепости рубля, медицине и детских садах, заводах и пашнях. Потом тексты расходились по другим редакциям… А после окончания университета не стал работать по профессии, пошел, как тогда говорили, по партийной линии, работал в отделе спорта в городском комитете ВЛКСМ.
– И как же переквалифицировались в юристы?
– Случайно. В 1990‑е годы оказался в одном кабинете с юристами, в частности с нынешним президентом МТПП Владимиром Михайловичем Платоновым. Слушая их разговоры, я понял, что юриспруденция увлекательная штука, и пошел учиться, доучился до кандидата юридических наук.
– Вы почти 30 лет проработали в законодательной власти – в Мосгордуме, затем в Совете Федерации, с 2008 по 2016 год были начальником правового управления Совета Федерации… Вы наверняка знаете, какого закона не хватает предпринимателям России?
– В нашем законодательстве всего хватает. А предпринимателям не хватает умения правильно исполнять законы. Как‑то для одного из заседаний Конституционного суда я подсчитал количество изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ – более 120! Это значит, что идет постоянная шлифовка законодательства, что оно подстраивается под исполнителей, приобретая все более четкие нормы и формулировки. Поэтому повторю: законов достаточно. Но надо понимать, как применять те, что есть. А вот с этим пока проблемы. Над правовой грамотностью населения вообще и бизнесменов в частности еще работать и работать.
– Если бы вы были бизнесменом, то какой бы это был бизнес и какие законы вы предложили бы принять законодателям?
– Так именно поэтому я и ушел из бизнеса! Быстро стало ясно, что одно дело – находиться в условиях стерильных законов и совсем другое – пребывать в нестерильной атмосфере применения этих законов. Те люди, которые сегодня занимаются предпринимательством, – отчаянные ребята, на мой взгляд! И главная задача МТПП – хоть как‑то облегчить им жизнь.
– Юрий Афанасьевич, вот уже третий год вы занимаете пост старшего вице-президента МТПП. Это интересная работа?
– Мне она нравится. У нас с президентом МТПП сложился сплоченный тандем: он – главнокомандующий, я – начальник штаба. Занимаюсь внутренними делами, документами, оргвопросами. И многопрофильность прошлых лет мне в нынешней работе пригодилась. В моем ведении находятся разные отделы МТПП, наши дочерние предприятия – Мосэкспертиза и «Меркурий», и я должен разбираться в деятельности всех подразделений, чтобы адекватно оценивать ситуацию в том или ином направлении.
– Какой проект МТПП за то время, что вы здесь работаете, считаете наиболее удачным?
– Уверен, что наша онлайн-площадка «Бизнес-маркет», где члены торгово-промышленных палат России и зарубежных стран могут обмениваться товарами и услугами, – это самый удачный проект последнего времени для МТПП. Мы придумали некую новую архитектуру маркет-плейса. Обычно коллеги при создании подобных площадок как бы строили здание – очень красивое, высокое, этакий пятизвездочный отель, куда вложены огромные средства. Вот его построили, и оно стоит без постояльцев… А мы пошли по другому пути.
Мы исследовали наш внутренний рынок – опросили всех членов палаты, узнали, чего именно они ждут от маркет-плейса В2В, – и на основании этого исследования создали первое звено «Бизнес-маркета». А уже потом стали «прикручивать» дополнительные функции к работающей площадке. Таким образом, удалось создать интересное всем место, где сегодня присутствуют уже более 10 регионов России и несколько зарубежных компаний.
Сейчас мы находимся на пороге внедрения новой функции – организации электронного документооборота на нашей площадке. Это значит, что люди, у которых есть электронная цифровая подпись, смогут вести через «Бизнес-маркет» прямые переговоры без бумажных документов, скрепляя все договоренности электронной цифровой подписью. Получить ее сейчас просто – 1700 рублей в год, и пользуйтесь! Если не знаете, куда за ней идти, – МТПП оказывает услуги по получению электронной цифровой подписи.
– Какие еще проекты сейчас наиболее актуальны?
– Мы ведь ничего не придумываем, мы просто реагируем на ту новостную повестку, которую преподносит нам новый день. Сегодня актуальна тема самозанятых. Появляется новая категория лиц, которые являются предпринимателями, у них специфическое юридическое положение, они работают в одиночку. Очевидно, что рано или поздно у них возникнет потребность объединиться, ведь любые вопросы и проблемы, возникающие на пути предпринимателя, проще и эффективней решать сообща! И мы уже сегодня, опережая события, готовимся к тому, чтобы принять объединение самозанятых как одну из гильдий. Причем мы готовы блюсти интересы не только самозанятых, но и получателей их услуг – о них пока никто не думает.
Кстати, в законе, который прописывает, кто может стать членом ТПП, нет понятия «самозанятые». Поэтому президент МТПП, депутат Мосгордумы Владимир Платонов, уже предложил коллегам из МГД внести в столичное законодательство соответствующие изменения, чтобы самозанятые были включены в круг лиц, которые могут быть членами МТПП. И когда они к нам придут – а они обязательно придут – мы будем готовы их принять. Еще один плюс: МТПП может вести негосударственные рейтинги, что для самозанятых, при огромной конкуренции, очень важно.
– Сегодня в МТПП работает порядка 55 гильдий и комитетов по разным отраслям. Какие‑то из них дублируют друг друга, какие‑то давно не проявляют активности… Фактически на слуху у общественности одни и те же гильдии, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Не пора ли навести порядок в работе гильдий?
– Мой редактор в свое время говорил: «Для того, чтобы приготовить рагу из кролика, надо иметь хотя бы дохлую кошку». Это выражение можно отнести к любому делу, в том числе к работе гильдий, да и любых других структур. Палата не может и не должна тащить кого‑либо за волосы в светлое будущее. У кого есть «кошка», кто хочет работать – тот работает, кто не хочет – пусть спит дальше. Кстати, иногда они просыпаются, чаще всего когда на место руководителя гильдии приходит новый активный человек, наполненный новыми идеями и желанием воплощать их в жизнь. Пожалуйста! Палата создает одинаковые условия для всех, а уж как этими условиями пользоваться или не пользоваться – выбор каждой гильдии и каждого члена гильдий.
Ответственные предприниматели понимают, что необходимо развивать не только собственный бизнес, но и отрасль в целом. Есть гильдии, прекрасно самоорганизованные и саморазвивающиеся. Это и Гильдия такси, и Гильдия блокчейна и цифровых технологий, и Гильдия хлебопеков Москвы, где работают удивительно заинтересованные люди. Они постоянно ищут что‑то новое, ставят перед собой задачи, которые успешно решают. Вот, например, в Москву много хлеба завозится из регионов.
Члены Гильдии хлебопечения решили, что Москва сама себя сможет обеспечить хлебом, и подготовили ряд документов о том, что в Новой Москве и в районах, где будет проходить реновация, необходимо организовать сеть мелких пекарен. Сегодня эти документы при поддержке МТПП уже дошли до правительства города – надеемся, вопрос решится положительно.
Конечно, необходимо все продумать: пекарням нужны будут мука, вода, электроэнергия, определенное количество квадратных метров. Но, по предварительным расчетам, каждая такая пекарня будет каждый день производить порядка полутора тонн свежего хлеба – вот оно развитие бизнеса, который несет пользу всем!
– Понятно, разгонять никого не будем. Но как лично вам видится будущее гильдий?
– Мне бы хотелось, чтобы все гильдии развивались свободно в меру своих возможностей и способностей. Не хотелось бы никому мешать и никого выделать. Но я определенно за то, чтобы поощрять тех, кто выделился сам, – так сегодня и происходит. Чем поощряем активные гильдии? Приоритетным вниманием к их нуждам и запросам.
– В 2013 году в одном интервью вас спросили, кем вы себя видите через 10 лет. Вы ответили, что юристом. Прошло 6 лет – и вы вице-президент торгово-промышленной палаты столицы. Я сегодня повторю этот вопрос: Юрий Афанасьевич, кем вы себя видите через 10 лет?
– Ну, тогда я почти угадал – ведь юристом я остался и сегодня. Может и через 10 лет буду юристом, но уже самозанятым: буду преподавать, репетиторствовать. И, конечно, буду пенсионером, который радуется правнукам. У меня шестеро внуков, так что правнуками через 10 лет я точно буду обеспечен!
ФАКТ
Порядка 55 гильдий и комитетов по разным отраслям предпринимательства работает сегодня в МТПП
«В МТПП хотим найти единомышленников»
Василий Квитко, руководитель по региональному развитию компании «Zамания»
Мы занимаемся открытием и развитием детских парков развлечений, в торговых центрах столицы работает уже 11 парков. Еще три в Подмосковье и три – в других регионах России. Нас заинтересовал такой инструмент обмена информацией и услугами, как «Бизнес-маркет»: мы разработали франшизу и планируем ее продвигать через эту В2В-площадку, созданную в МТПП.
В Палате надеемся найти единомышленников, а может и спонсоров. Кроме того, есть темы, которые хотелось бы обсудить с экспертами, а в МТПП очень уважаемое экспертное сообщество. Главная тема – это безопасность детей. Компаний, которые организовывают детские площадки в торговых центрах, много, а единых правил по организации безопасного пространства нет.
Вернее, есть критерии, по которым всех проверяет Роспотребнадзор, но в остальном все на совести владельцев бизнеса. Мы готовы учиться и перенимать положительный опыт коллег, уверен, что работа в гильдии МТПП нам это обеспечит.
«С помощью мтпп повысим качество мероприятий»
Алевтина Ефремова, генеральный директор компании «Арт-Фест», председатель Гильдии организаторов мероприятий МТПП
Наша компания проводит Форум Фестивалей – мероприятие для организаторов фестивалей по всей России. В основном наша деятельность – образовательная, мы учим организаторов мероприятий повышать уровень качества оказываемых услуг. С этой миссией я и пришла в Палату и была избрана председателем Гильдии организаторов мероприятий МТПП. В Гильдию входит много компаний, но до сих пор их работа не была систематизирована. Я вижу реальные перспективы развития отрасли.
Надо выделить направления мероприятий, назначить кураторов по ним и главное – для каждого направления разработать свою образовательную программу, подразумевающую мастер-классы, тренинги от маститых спикеров. Например, о том, как привлечь спонсоров. Каждому предпринимателю интересно узнать, как и где можно найти человека, который даст 10 миллионов рублей на организацию мероприятия.
Или о том, как получить разрешение на проведение массового мероприятия. Также планируем составлять рейтинги компаний, занимающихся организацией мероприятий в Москве. Чтобы вы знали, к кому и с каким вопросом стоит обращаться, а к кому вовсе не стоит.