Все оттенки демпинга
Методы борьбы с намеренным демпингом обсудили столичные заказчики, поставщики и представители контролирующих органов во время экспертной дискуссии «Демпинг: платит ли скупой дважды», которая прошла в рамках проекта «Биржа торгов». Организатором открытой встречи выступил Департамент города Москвы по конкурентной политике.
Поставщики о демпинге
Евгений Степанов, генеральный директор компании «Консул»:
Демпинг вредит как поставщикам, так и заказчикам. Участвуя в торгах, мы, как правило, никогда не предлагаем исполнить контракт ниже 15–20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Мы занимаемся капитальным ремонтом зданий и сооружений. Производители стройматериалов всем компаниям отпускают товар по идентичной цене. Снижение более чем на 15–20 процентов от НМЦК на строительном рынке без убытков для исполнителя в принципе невозможно».
Дмитрий Анненков, руководитель тендерного отдела креативного агентства Fabula:
Однажды мы снижались на 25 процентов от НМЦК, но дело было не в демпинге – заказчик неправильно прописал условия контракта, неправильно посчитал смету. Но такие случаи – скорее исключения из правил. Демпинг мешает и поставщикам, и заказчикам. Добросовестным поставщикам демпинг не дает работать из‑за неадекватной цены на товар или услугу, предложенную в ходе торгов. А для заказчиков демпинг на торгах – это риск столкнуться с неисполнением условий контракта или некачественным продуктом. Благодаря дискуссионной площадке «Демпинг: платит ли скупой дважды» поставщики и заказчики в спокойной обстановке могут обсудить позицию друг друга, выработать какие‑то общие решения, которые, в дальнейшем, возможно, помогли бы совершенствованию антидемпингового законодательства».
Алена Кокуева, юрисконсульт и финансовый директор компании «ТП ЯГУАР ЦЕНТР»:
ТП «ЯГУАР ЦЕНТР» занимается поставкой хозтоваров и бытовой химии.
Мы также сталкивались с ситуацией, когда заказчик неправильно посчитал смету, поскольку даже НМЦК была занижена, исполняя контракт, поставщик неизбежно бы работал себе в убыток.
Мы объяснили ситуацию заказчика, и условия тендера были изменены».
Андрей Матыцин, директор компании «Мосэнергосервис»:
В моем понимании, демпинг – это зло. Очень важно, что обсуждение этой проблемы проходит в конструктивном ключе поиска решения проблемы.
Важно понимать, что заказчики и поставщики – не по разные стороны баррикад. У нас идентичные задачи: у заказчика – эффективно расходовать бюджетные средства, а у поставщика – предоставить качественный товар или услугу по разумной цене».
Заказчики о демпинге
Эльмира Султанова, руководитель контрактной службы Департамента капитального ремонта города Москвы:
В рамках наших возможностей Департамент капитального ремонта города Москвы борется с намеренным демпингом. Занимаясь капитальным ремонтом зданий, исполнитель максимум имеет возможность снижаться на 2–3 процента. И если снижение кажется нам подозрительным, Департамент запрашивает цену стройматериалов у производителей, чтобы понять экономику исполнителя и оценить его возможности добросовестно выполнить контракт.
Антидемпинговое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. В Японии установлены две ценовые границы закупки – начальная максимальная цена контракта и минимум, ниже которого нельзя опускать цену в рамках закупочных процедур. При демпинговых торгах необходимо на законодательном уровне запретить использовать банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, а также в два раза повысить штрафные санкции за неисполнение контракта».
2-3 процента максимальное снижение цены на торгах по капремонту
Дмитрий Береговский, заместитель директора школы №1359:
Экспертная дискуссия «Демпинг: платит ли скупой дважды» позволяет понять позицию всех участников конкурсных процедур на острую проблему – демпинг. Если мы сталкиваемся с предложением исполнить контракт ниже рыночной цены, в этом случае особенно тщательно проверяем поставщика. Конечно, бывают разные случаи: к примеру, многие производители компьютеров готовы в образовательные учреждения поставлять технику со скидкой. Но если говорить в целом, то демпинг работает не во благо, он затрудняет добросовестное исполнение контракта, а от этого страдают и заказчики, и добросовестные поставщики».
Геннадий Дёгтев, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:
От демпинга страдают как поставщики, которые не выдерживают ценовой конкуренции в борьбе за контракт, так и заказчики, не получающие качественный товар или услугу. Искусственное снижение цен ведет к росту количества судебных разбирательств между заказчиками и исполнителями, затягиванию сроков исполнения контракта, риску неисполнения обязательств со стороны поставщика со всеми вытекающими из этого последствиями.
Регулятор о демпинге
Ахсарбек Чшиев, начальник отдела обжалования государственных закупок Московского УФАС:
С 1 июля будет добавлено положение о том, что в случае понижения цены более чем на 25%, авансовая стоимость контракта не будет выплачиваться победившему поставщику.
Это фактически является дополнительным подтверждением благонадежности и добросовестности поставщика».
Светлана Аппба, модератор встречи, эксперт по закупкам ЭТП ТЭК-Торг:
Снижение на 25 и более процентов от начальной цены контракта может быть обусловлено как неверными расчетами самого заказчика, так и наличием скоропортящейся продукции на складе поставщика, «наработкой» участником закупки исполненных контрактов для подтверждения добросовестности в дальнейшем.
Все это не повлечет негативных последствий для участников контрактной системы. Часто на это идут недавно созданные компании, которые готовы за счет уменьшения цены заслужить имидж. Хотя демпинг как таковой и не является однозначным показателем потенциального срыва контракта, важно бороться именно с его последствиями – некачественным и несвоевременным исполнением условий контракта».
Выводы:
В ходе дискуссии участники пришли к общему мнению, что «положительный демпинг» – это, скорее, исключение. Поэтому в качестве антидемпинговых мер спикерами было предложено ввести реестр добросовестных поставщиков, ужесточить наказание при неисполнении контрактов для поставщиков, намеренно занижающих цены.