Все идет по PLNB
Как заработать на классических джинсах, выпускаемых в России
— Мы делаем джинсы для тех, кто не хочет думать о джинсах: купил и ходишь, пока не порвались, порвались — отдал в ремонт и носишь дальше или сдал в trade-in и получил скидку на новые, — так одной фразой Владимир Янушкевич обрисовал все, к чему его компания PLNB Jeans пришла за семь лет своего существования. Хотя за это время она еще успела обрасти и легендами, и ярлыками. Так, рассказ о ней обычно начинается с покупки «харлея», для которого потребовались специальные джинсы, которые в свою очередь из-за места производства блогеры быстро прозвали «Armani из Брянска»…
— Все действительно началось с мотоцикла, который я давно уже продал, — говорит Владимир. — А в Брянске как то заказывал одну партию джинсов, но последние два года мы шьем их сами и в Москве…
Вообще до всей этой истории он дюжину лет занимался газопроводами в «Проектной мастерской Янушкевич», основанной его родителями. Но в 2015 году, когда в стране только замаячил финансовый коллапс, решил-таки урвать по докризисной еще цене мотоцикл, о котором мечтал с юности. Но к технике потребовалась соответствующая экипировка, а одни мотоджинсы с защитным кевларом же тогда стоили 80 тыс. руб. Спонтанно возникла идея: почему не пошить свои? Денег на такое начинание хватало — Владимир только что продал квартиру в Москве и перебрался за город. И заказал буквально полтора километра легендарного итальянского денима Candiani. Но пока шла ткань, многое передумал: как угодить байкерам да и много ли спецштанов им потребуется? Это очень нишевая тема, мотоциклисты очень придирчиво относятся к экипировке, рынок очень маленький и очень сезонный, на него сложно зайти. Да и выпуск первой партии джинсов у Янушкевича планировался в июне, когда все продажи на мотосезон уже закончены — они длятся с марта по май. Так родился «план Б» — шить классические джинсы.
Сухая джинса
— Чем хорош джинсовый мир — здесь все давно изобретено, и ничего особо нового уже не требуется. Можно брать только качеством ткани и ее историей, а также историей самого бренда, — говорит Владимир. — Поэтому мы изначально решили ориентироваться на клиента, которому важно качество продукта больше, чем хайп вокруг него.
Лекала для своих джинсов Янушкевич заказал в специализированном столичном агентстве, первые модели отшил в гараже известный в узких кругах мастер из Перово — на старте под брендом Plan B выпускалось всего две мужские модели: посветлее и потемнее.
— Этих объемов довольно быстро стало не хватать, я начал искать контрактные предприятия и вышел на Брянск, где отшил партию на местном брючном производстве. Но больше туда не возвращался, переключился на джинсовую фабрику в Краснодаре, — вспоминает Владимир.
12-13 тыс. руб. — средний чек в PLNB Jeans
Тогда же появился логотип компании — в первом варианте, предложенном дизайн-студией «12 космонавтов», присутствовала надпись «PLAN B» с перечеркнутой «А». Со временем от всей этой конструкции осталась только эта перечеркнутая буква, по которой сегодня легко опознается продукция этого бренда. Еще несколько фирменных деталей — это поперечный короткий шов на заднем кармане и болты вместо молнии — так лучше, уверен создатель компании: «Удобнее, надежнее и красивее».
Главное же отличие PLNB Jeans — основные модели здесь из сухого денима. Это жесткий необработанный материал обычно темно-синего цвета — именно такой, каким он изначально выходит из станков ткацких фабрик. Для массового потребления он считается неудобным, поэтому все джинсы после пошива для умягчения варят, трут и искусственно состаривают, получая еще и привычные для всех оттенки. В PLNB Jeans часть джинсов тоже варят, добиваясь разной цветовой гаммы, но часть просто оставляют в изначальном их виде — со временем такой деним сам подстраивается под фигуру, характер и образ жизни того, кто его носит. Практически все используемые здесь ткани — это все тот же итальянский деним Candiani. На итальянском же филиале японской фабрики YKK по PLNB Янушкевич заказывает и всю фурнитуру для своих джинсов.
15% — скидка на новые джинсы PLNB Jeans при сдаче в trade-in джинсов любой марки
20% — скидка на новые джинсы PLNB Jeans при сдаче в trade-in старых джинсов PLNB Jeans
От магазина до пошива
За первый год работы у Владимира Янушкевича ушло примерно 4 млн рублей на организацию всего процесса: по трети из этой суммы на ткань, производство и аренду — уже на старте он попытался развивать собственную розницу, открыв собственные шоурумы у «Курской» и Хлебозаводе № 9 на «Дмитровской», а также корнеры в мультибрендовых магазинах, в том числе и в Санкт-Петербурге.
Но постепенно, признается Владимир, от розницы решил уйти — «не мое». И стал потихоньку ее сворачи вать. К началу пандемии оставался лишь один фирменный магазин на территории Хлебозавода. Но закрылся и он, а всю коллекцию пришлось перевезти в свой загородный дом.
— Я тут же, на коленке, соорудил сайт и запустил онлайн-продажу. И весь карантин мы с коллегой колесили по Москве на своих машинах и развозили заказы, — вспоминает он. — Но в какой-то момент я устал от обилия джинсов дома — он не должен превращаться в работу, и я начал искать помещение под склад и точку выдачи рядом с метро Найденное в итоге помещение в 30 «квадратов» у «Электрозаводской» наспех привели в порядок, сколотили примерочную и поставили машины для подшива джинсов. А между делом попробовали и сами что-то шить. Вскоре выяснилось, что покупатель готов сюда ехать, взбираться на 4-й этаж… PLNB Jeans решил стать ближе к своему клиенту — арендовал помещение попросторнее на первом этаже, оборудовал полноценный шоурум, купил еще ряд специализированных машин для полноценного производства.
— При изготовлении джинсов требуется одна машина для одной операции: своя для пошива поясов, своя — для шлевок к этим поясам, и так далее. Если все пошить на «одноиголке» — это будут домашние штаны, а не изделие фабричного качества, — поясняет Владимир. — Все наши машины соответствуют требованиям современного производства. Они очень дорогие, но мы начинали с бэушных, чтобы ми нимизировать стоимость входа в эту историю. И хотя мы все еще тестируем эту бизнес-модель, новую технику уже начали докупать, все-таки она быстро ломается…
Бесплатные заплатки и скидки за утиль
К тому же, стоит заметить, растет спрос на джинсы PLNB Jeans — на это сегодня работает не только уход западных компаний, но и популярность самого брен да. Чему немало поспособствовали и «пожизненная гарантия», и возможность trade-in с джинсами любой марки.
— Пожизненная гарантия — это популярный европейский тренд, выраженный в концепции Reduce. Reuse. Recycle («Сократи потребление. Используй снова. Переработай»). И джинсы, на мой взгляд, в нее вписываются лучше всего — эта изначально рабочая одежда всегда рвется, протирается, но это никого не смущает: сегодня на полках бутиков уже лежат рваные модели. Но вот когда они протираются не там, где надо, их можно отремонтировать и продолжать носить. Людям это нравится. У нас вроде есть даже такое слово — «штуковать» (восстанавливать ткань строчками швейной машинки — ред.). Но в ателье за это берут деньги, а у нас — бесплатно, — рассказывает Владимир. — Правда, ремонтировать даже PLNB Jeans до бесконечности не получится — в какой-то момент некуда будет ставить заплатку. Поэтому один-два раза у нас отремонтировали, потом сдали их окончательно и получили 20-процентную скидку на новую пару.
А с конца прошлого года в PLNB Jeans начали принимать в trade-in джинсы любых марок: «Меня как-то это осенило — это ведь отличный вход в марку! Раньше для знакомства с нашим брендом человеку надо было заплатить полную стоимость джинсов, а теперь он принес любые старые и получил скидку в 15 процентов на PLNB Jeans. Это очень хорошо сработало — помню первые такие джинсы: мужчина принес огромную такую пару для беременных женщин», — вспоминает Янушкевич, добавляя, что уже в первые месяцы после объявления акции они буквально ящиками отгружали «ливайсы», «гэпы», «томми хилфигеры»… Куда отгружали? Компания сотрудничает с фондом «Второе дыхание», которая занимается сбором и переработкой поношенных вещей — из джинсов здесь делают регенерированное волокно, хлопковую нить.
— Мечтаю, чтобы из наших джинсов когда-нибудь нам сделали новые джинсы, — говорит основатель PLNB Jeans, — или хотя бы переработали их в ткань, которую бы мы использовали для карманов. Ну или сделали из них аксессуары с нашим логотипом…
Дух мастерской
При этом срок жизни самих джинсов PLNB Jeans предсказать невозможно — это строго индивидуально. У многих они никогда не протираются, разве что появляются следы от телефона. А на некоторых любые марки «горят» за восемь-девять месяцев. Но вот, к примеру, недавно в шоуруме PLNB Jeans побывали клиенты, которые ходят в их сухом дениме уже два года без стирки — до ремонта еще не дошло и еще год они планируют такие джинсы не стирать (это тренд, придуманный японскими «деним-маньяками» — до первой стирки их нужно носить как можно дольше, так каждые джинсы приобретают собственный неповторимый стиль). Иногда в trade-in сдают джинсы из самой первой партии — выходит, что их относили ровно семь лет.
Несмотря на долгую, в целом, жизнь, каждой пары, спрос на свои джинсы Янушкевич отметил еще в прошлом году: после традиционного сезонного всплеска — он всегда приходится на сентябрь-ноябрь — активность покупателей не пошла на убыль ни в феврале, ни в марте, ни даже в мае с его обилием праздничных дней. Да так, что пришлось не только увеличивать объем, но и отдавать заказы на аутсорсинг — пока сил компании не хватает, чтобы одновременно шить куртки, джинсы, а также шорты летом и теплые вещи зимой.
— Сейчас в нашем цехе работают пять человек, в том числе молодые мамы, которые шьют всего по несколько часов в неделю. Но у нас очень семейная атмосфера, к нам приходят только по знакомству, — рассказывает Владимир. — Мы никого не ищем на рекрутинговых сайтах — нам не нужно бездушное производство, где люди сидят по восемь часов за отшивкой одной детали, выполняя одну и ту же операцию. Мы хотим сохранить у себя дух мастерской, где всем интересно, где всегда есть «движуха».
И на подиум, и в Рио-де-Жанейро…
А «движуха» в компании идет по всем направлениям: сейчас она пополняет свой ассортимент — к базовым четырем моделям мужских джинсов добавилась женская линейка. После хорошо зарекомендовавших себя овер-шотов — тяжелых рубашек, похожих на робы, здесь разрабатывают джинсовые куртки и планируют замахнуться на более теплую одежду.
Помимо этого, PLNB Jeans расширяет рынок продаж в России, ищет оптовиков и постепенно захватывает мультибрендовые магазины, которые раньше торговали другими марками — так столичный бренд появился уже на полках в Рязани, Орле, Казани, Уфе, Махачкале и Минске.
— Наша задача — как минимум удвоиться до конца года, отшивать до 600 единиц джинсов, — делится планами Владимир, поясняя:
— Так как наш ценовой сегмент «мидл плюс», то большие продажи здесь скорее в минус: у покупателя должно оставаться ощущение легкой премиальности и эксклюзивности. Да и пять, скажем, тысяч пар PLNB Jeans в месяц наш рынок просто не переварит.
1,5 млн руб. – стоимость первой партии италmянского денима Candiani для джинсов PLNB Jeans
Однако помимо «премиальности» под логотипом PLNB Jeans могут появиться и бюджетные модели: хотя основная «фишка» компании — высококачественный итальянский деним, она уже провела переговоры с турецкими производителями. Эти ткани не уступают «итальянцам» по цвету и фактуре, за исключением того флера, что те наработали за свою долгую историю на рынке. Линейка из турецкого денима позволит PLNB Jeans снизить цены процентов на десять — минувшей весной стоимость джинсов пришлось поднять почти на треть из-за сильно подорожавшей логистики.
— Недавно мы выставлялись на Московской неделе моды, — вдруг признается Янушкевич. — Это Правительство Москвы при содействии Faces&Laces организовали наше бесплатное участие. Нет, мы не идем фэшн-путем — сложный крой и, например, швы в неожиданных местах. Нам нечем удивлять на подиуме, у нас классические модели. Но такая выставка — это знакомство с баерами и даже с простыми посетителями, москвичами и гостями столицы: мы, например, сейчас выпустили светлые джинсы цвета «экрю» — вдруг кто-то захочет в них в Рио-де-Жанейро?..
Фото: Юрий Гушан