Все, что вы хотели знать про общепит, но не знали, у кого спросить
О проекте «Общественное питание» читатели «Малого бизнеса» задают вопросы. На них отвечает главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля УФНС России по г. Москве Ольга Рыбина
– Что послужило основанием для организации отраслевого проекта «Общественное питание»?
– Особенности оказания ус луг в указанной сфере и сложившаяся ментальность – потребителей допустили формирование рисков осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с на рушением порядка применения контрольно-кассовой техники. Также распространена, в сфере общественного питания, вы дача «предчеков» – по сути это счет, не фискальный документ. Некоторые предприниматели часто «забывают» пробивать кассовые чеки, что мешает развиваться законопослушным конкурентам.
Данные обстоятельства послужили причиной запуска проекта «Общественное питание», в рамках которого планируется проведение массовых мероприятий по взаимодействию с предпринимателями из сферы общепита и побуждению их к соблюдению требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
– Расскажите об основной цели реализуемого проекта.
– Целью реализации отраслевого проекта в отношении – субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги общественного питания, является побуждение повсеместного применения ими в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
– Какие мероприятия предусмотрены в рамках проекта?
– Реализация проекта осуществляется в два этапа: сначала в рамках информационной – кампании проводятся мероприятия по выявлению налогоплательщиков сферы услуг общественного питания и информированию таких налогоплательщиков о требованиях законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а затем запланировано проведение контрольных мероприятий.
– Как много предприятий общепита удалось установить и в какой форме проводится информирование?
– В настоящее время налоговыми органами на территории г. Москвы выявлено более 15 тысяч торговых точек, в которых оказываются услуги общественного питания.
Более 12 тысячам налогоплательщикам сферы услуг общепита направлены уведомления о наличии обязанности применения контрольно-кассовой техники.
Кроме того, публикации о реализации отраслевого проекта ФНС России «Общественное питание» размещены в региональном разделе сайта ФНС России и в СМИ. Информационные материалы по проекту так же представлены на стендах территориальных налоговых органов г. Москвы.
Управлением налажено взаимодействие с органами исполнительной власти г. Москвы, общественными организациями с целью донесения информации о проекте как можно более широкому кругу лиц: не только представителям сферы общепита, но и потребителям их услуг.
– Для чего осуществляется информирования потребителей, если проект затрагивает только представителей сферы общепита?
– Правила применения контрольно-кассовой техники – при осуществлении расчетов определены, в том числе и в целях обеспечения интересов граждан и защиты прав потребителей.
Помимо этого, сведения, поступающие от граждан, являются важным источником информации о нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
– Как именно покупатель может направить в налоговый орган сведения о нарушении законодательства о приме нении ККТ?
– В рамках осуществления – гражданского контроля Федеральной налоговой службой реализован функционал проверки кассовых чеков с помощью мобильного приложения и официального сайта, позволяющих направить сообщение о нарушении.
О нарушении законодательства о применении контрольно-кассовой техники можно сообщить также посредством личного кабинета налогоплательщика.
– Какими еще источниками информации о нарушении законодательства о применении ККТ пользуются налоговые органы?
– Помимо сведений, поступающих от граждан, налоговые – органы используют информацию из внутренних источников. Сумма продаж, полученная с помощью автоматизирован ной системы контроля – АСК ККТ, сопоставляется с показателями налоговой отчетности, а также с фактом ее представления. Процесс автоматизации анализа данных, поступающих в налоговые органы, построен на алгоритмах, позволяющих выявить правонарушителя и однозначно квалифицировать нарушение.
– Как полученная информация о нарушении законодательства о применении ККТ используется налоговыми органами?
– Основой контрольной работы налоговых органов является профилактика правонарушений и побуждение налогоплательщика к добровольному исполнению обязанностей, поэтому сейчас целью является максимальное сокращение избыточных проверок, отказ от проверок добросовестных субъектов, усиление контроля в отношении лиц, чья деятельность является высоко рискованной.
При планировании контрольных мероприятий налоговые органы придерживаются риск-ориентированного подхода, который реализуется в системе критериев и индикаторов, позволяющих оценивать состояние хозяйствующего субъекта с точки зрения исполнения возложенных обязательств и налоговых последствий при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
В зависимости от степени выявленного риска налоговые органы используют различные инструменты: от информирования до включения в план проверок, являющегося крайней мерой воздействия. Проверка является гарантированным следствием невыполнения закона.
– Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение требований законодательства о применении ККТ и можно ли ее избежать?
– Административная ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Штраф за неприменение ККТ назначается кратно сумме расчета, а при установлении налоговыми органами повторного нарушения, если сумма расчетов без применения составит 1 миллион рублей и более, предусмотрено приостановление деятельности.
Избежать административной ответственности, предусмотренной частями 2, 4 или 6 статьи 14.5 Кодекса, можно, добровольно заявив в налоговый орган в письменной форме о своем правонарушении и исправив его, а также направив в налоговый орган кассовый чек коррекции в соответствии с примечанием к названной статье.
– В каких случаях и в какие сроки формируется кассовый чек коррекции?
– Кассовый чек коррекции необходим в случае, если обязанность применения ККТ не исполнена или исполнена с нарушением требований. При этом пользователь онлайн-кассы обязан обеспечить достаточность сведений в чеке коррекции, чтобы было понятно, в отношении какого расчета применяется корректировка.
Ограничение срока для исправления ошибки законодательством о применении контрольно-кассовой техники не предусмотрено. Но для освобождения от административной ответственности ошибка должна быть исправлена до момента ее обнаружения налоговыми органами.
Методические указания по формированию фискальных документов, размещены на сайте ФНС России: nalog.ru