Close

21.08.2024

Вкалывают роботы – решает человек

Фото: ru.freepik.com © freepik

Как искусственный интеллект (ИИ) совершенствует систему здравоохранения

Эксперты «Сбера» рассказали о трендах цифровизации в системе здравоохранения и поделились реализованными кейсами. В качестве одной из ведущих тенденций они отметили увеличение доступности медицинской помощи и переход от пациентоцентричной модели к человекоцентричной, то есть к персонализированной профилактике и превентивному лечению, что приведет к более раннему охвату людей со стороны системы здравоохранения.

«По оценкам экспертов, вклад искусственного интеллекта в медицинскую отрасль сопоставим с вкладом от изобретения вакцин и открытия антибиотиков, а ключевым двигателем здравоохранения на данный момент являются большие языковые модели. Они помогают врачам в ведении клинической документации, составлении эпикриза и вариантов лечения пациента, а также в осуществлении контроля и корректировки этого лечения. У «Сбера» уже сейчас есть реальные результаты и работающие сервисы. Например, в Подмосковье внедрена система поддержки принятия врачебных решений: цифровой помощник врача «ТОП-3» с использованием AI помогает терапевтам при постановке предварительных диагнозов во время первичных приемов. Пилотный проект реализуется на базе Лобненской, Крас ногорской, Солнечногорской больниц, Реутовской клинической больницы, Мытищинской и Жуковской ОКБ. Чтобы такие сервисы были эффективными и полезными, нам важно плотно сотрудничать с представителями организаций здравоохранения: слышать их боли и потребности, обмениваться опытом, находить лучшие решения для повышения качества жизни и здоровья людей», – рассказал Евгений Титов, вице-президент – председатель Среднерусского банка Сбербанка.

Только в Московской области «Сбер» реализует около 10 проектов с использованием искусственного интеллекта. Начато использование сервиса Voice2med, который позволяет врачам заполнять медицинскую документацию голосом, сокращая в среднем на 30% временные затраты врача в зависимости от его специализации.

Также в Ярославской области внедрен дистанционный мониторинг 6 тыс. пациентов-гипертоников в 29 медицинских организациях региона, а аппаратно-программные комплексы «MDDC Кардио» от «СберМедИИ» используются во всех машинах скорой помощи Ярославля и Рыбинска, а также в почти трети скорых по области. В Ивановской области реализован дистанционный мониторинг 18 тыс. пациентов с гипертоническими заболеваниями в 24 медучреждениях области.

ИИ диагностирует сердечно-сосудистые заболевания

Проект по использованию аппаратно-программных комплексов «MDDC Кардио» от компании «СберМедИИ» реализуется в Астраханской области с 2023 года. Комплекс со встроенным алгоритмом на базе искусственного интеллекта для обработки ЭКГ позволяет врачам оперативно проводить кардиологическую диагностику и выявлять сердечно-сосудистые заболевания на ранних стадиях.

В 2023 году в регионе были установлены семнадцать аппаратно-программных комплексов «MDDC Кардио» в Ахтубинской и Икрянинской районных больницах. В этом году продолжится внедрение комплексов «MDDC Кардио» в машины скорой помощи для пяти районных больниц: Володарского, Лиманского и Икрянинского районов, Красного Яра и Знаменска.

Аппаратно-программные комплексы предназначены для мобильной диагностики. Данные ЭКГ автоматически обрабатываются алгоритмом искусственного интеллекта и направляются на верификацию профильным врачам, а за тем возвращаются фельдшерам и врачам скорой помощи с рекомендациями по лечению, маршрутизации и наблюдению пациента.

«Использование «MDDC Кардио» делает медицинскую помощь более доступной, ускоряя обработку ЭКГ-исследований на 20%. Благодаря своевременной диагностике удается обнаружить сердечно-сосудистые патологии на ранней стадии, не допустить кардиокатастрофу и спасти жизнь пациенту. Мы уверены, что технологии искусственного интеллекта позволят повысить качество оказания медицинской помощи по всей стране», – сказала Елена Соколова, директор департамента по продуктам «СберМедИИ».

Владимир Мынов, управляющий Астраханским отделением Сбербанка, отметил: «Главная задача Сбербанка в Астраханской области — способствовать развитию региона в экономическом и социальном плане, в том числе в сфере образования и здравоохранения. В регионе успешно действует сервис выписки электронных рецептов, который ускоряет процесс получения лекарств для астраханцев. Продолжается внедрение программно аппаратных комплексов от «СберМедИИ», которые помогают врачам скорой помощи и районных больниц проводить диагностику пациентов оперативно и вовремя назначать необходимое лечение».

Цифровой помощник врача «ТОП-3» пришел в регионы

Цифровой помощник врача «ТОП-3» создан Лабораторией искусственного интеллекта Сбербанка, компанией «СберМедИИ» при участии Правительства Москвы, определяет 95% самых распространенных заболеваний — от бронхита и пневмонии до аппендицита и инфаркта. Специалисты обучили его на обезличенных данных четырех миллионов приемов, а в процессе работы дообучили еще на 12 миллионах медицинских записей.

«На первичном приеме терапевт вносит в протокол осмотра жалобы пациента, искусственный интеллект анализирует их и предлагает три наиболее вероятных предварительных диагноза. Врач может выбрать один из предложенных диагнозов или поставить собственный. Конечное решение по дообследованию и дальнейшему лечению пациентов всегда остается за специалистом», — рассказала Елена Соколова, директор департамента по продуктам «СберМедИИ».

Изначально система поддержки принятия врачебных решений обучалась на обезличенных данных четырех миллионов приемов. Был определен перечень наиболее вероятных заболеваний в виде кодов по Международной классификации болезней (МКБ-10). Полученный список покрыл около 95 процентов от наиболее часто ставящихся предварительных диагнозов. Цифровой помощник врача разрабатывался в соответствии с официальными клиническими протоколами и в процессе пилотирования был дообучен еще на 12 миллионах первичных визитов.

В 2022 году сервис «ТОП-3» был зарегистрирован в Росздравнадзоре. Чтобы получить одобрение на программное обеспечение с применением AI-технологии, сервис прошел серьезные технические и клинические испытания. Алгоритм доказал свою эффективность и безопасность для пациентов в ходе масштабного эксперимента по использованию инновационных техно логий в системе здравоохранения Москвы.

Для оценки качества сервиса «ТОП-3» проводились несколько экспериментов с врачами-экспертами, которые позволили подтвердить точность модели. В 82,9 процента случаев мнение врачей совпадало с одним из предложенных «ТОП-3» диагнозов. Результаты экспериментов показали, что модель справляется со своей задачей и ставит релевантные диагнозы на основании жалоб пациентов.

Сейчас «ТОП-3» используется во всех взрослых столичных поликлиниках. Цифро вой помощник делает процесс постановки диагноза более эффективным, снижает нагрузку на врача и повышает качество медицинской помощи. За три года он помог московским врачам поставить более 14 млн предварительных диагнозов.

В портфеле компании также есть сервисы визуальной диагностики. Например, «КТ головного мозга», «КТ грудной клетки», «Маммография» помогают врачам быстро и эффективно диагностировать патологию, выявить заболевание на ранней стадии и оперативно приступить к лечению.

Кроме Москвы, его применяют еще в восьми регионах РФ. Так, сегодня сервис «ТОП-3» используется во всех взрослых медицинских организациях Калининградской области, оказывающих первичную помощь.

«С сентября 2023 года все поликлиники Калининградской области были оснащены системой поддержки принятия врачебных решений – цифровым помощником врача «ТОП-3», который анализирует жалобы пациента на первичном приеме и предлагает три наиболее вероятных диагноза из 265 групп. За это время с его помощью врачи региона поставили 1,2 млн предварительных диагнозов. В будущем модели произведут качественный скачок в оказании медицинской помощи гражданам России», – рассказал Сергей Жданов, директор Центра индустрии здоровья Сбербанка.

«Сбер принимает активное участие в цифровизации медицины Калининградской области, один из примеров применения искусственного интеллекта – сервис «ТОП-3». Силами разработчиков МИАЦ он интегрирован в единую медицинскую информационную систему Калининградской области. Сервис помогает врачам увеличить точность постановки диагноза, повысить скорость медицинской диагностики и, следовательно, повысить качество медицинского обслуживания для жителей региона», – добавил Андрей Свердлов, управляющий Калининградским отделением ПАО «Сбербанк».

Также цифровой помощник врача «ТОП-3» для постановки предварительных диагнозов во время первичных приемов появился во всех взрослых поликлиниках Карачаево-Черкесской Республики. «Искусственный интеллект оказывает большую поддержку сфере здравоохранения. Сервис «ТОП-3» – важный и очень полезный инструмент в арсенале врача», – заявил Казим Шаманов, министр здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики.

«Искусственный интеллект сегодня является надежным помощником врача в его еже дневной работе. Он высвобождает время специалистов, а также позволяет использовать самые современные способы диагностики и лечения. Внедрение цифрового помощника поможет существенно сэкономить время врачей и пациентов и сделать медпомощь доступнее. При этом система не ограничивает врача, а становится вспомогательным инструментом при постановке предварительного диагноза. Уверен, использование данного сервиса сыграет важную роль в поддержании здоровья жителей Карачаево-Черкесии», – сказал Заур Джазов, управляющий Карачаево-Черкесским отделением Сбербанка.

Диагностика заболеваний головного мозга с помощью ИИ

Компания NtechLab – технологический партнер госкорпорации «Ростехи» и Чувашская Республика будут сотрудничать в области диагностики заболеваний головного мозга на основе технологий искусственного интеллекта. Соглашение об этом подписано на ПМЭФ-2024. Документ подписали глава Чувашии Олег Николаев и генеральный директор ООО «Нтех Лаб» Алексей Паламарчук.

«Мы готовы предложить целую линейку продуктов на основе искусственного интеллекта, направленных на рост качества жизни в регионах. От общественной безопасности до здравоохранения, промышленного производства и сельского хозяйства. Наши продукты легко и быстро разворачиваются на существующей инфраструктуре заказчика», – рас сказал Алексей Паламарчук.

Подписанным соглашением предусматривается пилотирование продуктов на основе искусственного интеллекта для диагностики заболеваний головного мозга NtechMed CT Brain, а также использование передовых цифровых решений в области создания комфортной и безопасной городской среды, модернизации транспортной инфраструктуры, повышения эффективности процессов в строительстве и ЖКХ.

По словам главы Чувашии Олега Николаева, в планируемом сотрудничестве представляется возможным налаживание систем интеллектуального видеонаблюдения, включая организацию его тестово-пилотной зоны с демонстрацией новых решений компании для построения умных и безопасных городов, а также развития и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

«Технологии искусственного интеллекта в медицине мы используем активно с 2021 года. Голосовые помощники задействованы при записи на вакцинацию, на прием к врачу. В 2023 году внедрили технологию компьютерного зрения в лучевой диагностике – флюорографии, маммографии, рентгенографии и компьютерной томографии – это позволяет сократить временные затраты врача на анализ исследований не менее чем вдвое, увеличить точность диагностики», – сообщил глава Чувашии.

Он добавил, что в работу врача первичного звена здравоохранения в рамках развития цифрового контура внедрена система поддержки принятия врачебных решений, направленная на профилактику заболеваний и выявление факторов риска. Искусственный интеллект связывает результаты клинических исследований с данными конкретного пациента, формирует «электронные подсказки» и обращает внимание врача на пациентов высокого риска развития и прогрессирования заболеваний. Благодаря системе исключается необходимость ручного извлечения информационных данных, и у врача появляется больше времени на общение с пациентом.

Как отметил Олег Николаев, Чувашия входит в число регионов – лидеров по цифровизации отрасли здравоохранения. К примеру, для жителей республики реализована возможность скачивания медицинских документов в личном кабинете пациента на портале госуслуг. Все подразделения медицинских организаций работают в единой информационной системе. В фельдшерских пунктах на селе пациент имеет возможность получить удаленно консультацию врача-специалиста посредством телемедицины.

Само соглашение отвечает ключевым положениям Стратегии развития информационного общества в России и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, госпрограммы «Цифровое общество Чувашии», Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в Чувашской Республике.

x
Login