Close

17.05.2022

Уровень «цифровой» инициативы бизнеса

Конкурентоспособность отечественного малого бизнеса напрямую зависит от цифровизации

Аналитический центр МТПП и международная компания Schneider Group представили результаты первого совместного исследования

Эффективность отечественного малого бизнеса, скорость, инструментарий и точность его процессов, а в конечном счете и его конкурентоспособность сегодня напрямую зависят от цифровизации. На каком уровне она сегодня протекает в предпринимательской среде, с какими при этом системными проблемами сталкиваются предприятия и какие перспективы им открываются, изучали аналитики Московской Торгово-промышленной палаты совместно со специалистами международной компании Schneider Group. Результаты этого исследования они презентовали в виде отчета «Уровень цифровизации малого и среднего бизнеса».

— Цифра уже изменяет и продолжает изменять жизнь в лучшую сторону, и наш совместный продукт с зарубежными коллегами иллюстрирует важность этих процессов и для предпринимательского сообщества, — отметил президент Московской торгово-промышленной па латы Владимир Платонов.

— В это напряженное время мы должны принимать ответственные решения для выстраивания отношений, и цифровизация — это отличный путь к кооперации, это наше совместное и перспективное будущее, — заявил генеральный директор Schneider Group Ульф Шнайдер.

Остановившись более детально на результатах исследования, он, в частности, рассказал, что из почти 150 российских компаний малого и среднего бизнеса, принявших участие в опросах, две трети оценили свой уровень цифровизации как начальный и лишь 30 процентов — как высокий. Исследование охватило предпринимателей преимущественно из сфер услуг, розничной торговли, логистики и машиностроительной отрасли.

При этом Ульф Шнайдер сделал упор на принципиальном отличии цифровизации от автоматизации — все-таки проекты большинства опрошенных, как выяснилось, относятся к области «продвинутой» автоматизации или начальному уровню цифровизации — они направлены преимущественно на замену людского труда машинным, автоматизацию учета и т.п. В то время как собственно цифровизация оперирует большими данными, что позволяет выстраивать новую модель управления и производственными процессами, и всем бизнесом в целом. Так, внедрение электронного документооборота, IP-телефонии, интранета и CRM — это все примеры автоматизации. А вот решения для маркировки, маркетплейсов, внедрение интернета вещей, чат-ботов и аналитических систем уже относятся к цифровизационным процессам.

Внутренним заказчиком внедрения таких технологий 30 процентов опрошенных назвали генерального директора компании или одного из членов ее совета директоров, второй по популярности ответ — руководство IT-департамента.

— Между тем важно, чтобы «цифровую» инициативу так или иначе про являли все сотрудники, — считает Ульф Шнайдер.

Как выяснилось, сегодня до 40 процентов представителей малого и среднего бизнеса готовы к внедрению «коробочных», то есть готовых цифровых продуктов. Остальные же склонны искать более индивидуализированные решения, хотя они и «слишком дорого обходятся малому бизнесу».

Анна Стрельцова, руководитель направления КЭДО компании Schneider Group более подробно рассказала о цифровизации кадровой сферы, упомянув, что электронный документооборот позволяет экономить до 40 процентов рабочего времени.

Говоря о важности такой совместной работы, вице-президент МТПП Сурен Варданян отметил, что российская сторона выступает здесь с сильными креативными решениями, а немецкая — инженерными. В свою очередь Ульф Шнайдер указал, что у обеих сторон и большие перспективы по обмену опытом: если в России бизнес активнее всго развивает b2c и b2g направления, то в Германии сильна b2b сфера, особенно в строительной отрасли.

Вице-президент МТПП Артем Далевич подробно рассказал о том, как велась подготовка к такому исследованию, о том, какие ошибки в стратегии и тактике руководителей компаний были выявлены — в частности, они нередко дают слишком пространную формулировку технического задания или «выкручивают руки» исполнителям, что сказывается на результате. Он отметил, что исследование показало низкую осведомленность руководителей малых и средних предприятий в вопросах цифровизации — «этому нужно комплексно обучать». В частности, флагманский продукт «Экспертиза», запущенный МТПП в этом году, поможет бизнесу подтвердить или опровергнуть соответствие сделанной работы техническому заданию. В целом, как отметил Артем Дале вич, наработки, сделанные совместно со Schneider Group, позволят в будущем проводить и другие комплексные исследования предпринимательской сферы.

x
Login