Уровень Каспия
Как превратить Дербент в столицу виноделия России
Дербентская винодельческая компания, или попросту «Дербент Вино», ворвалась в российское информационное поле пять лет назад, закрепилась в нем прочно, но до сих пор не перестает удивлять. Новинками, креативным подходом и неизменным качеством. Хотя главный вопрос сопровождает любое ее упоминание до сих пор: «Какое еще вино из Дагестана?!» И правда, республика всегда славилась тремя К – это Каспий, коньяк и Кубачи. А тут такой слом шаблона.
– Да мы и не собирались заниматься вином, – признается генеральный директор компании Эмиль Омаров. – План был простой: посадить как можно больше хорошего винограда и продавать его всем заинтересованным предприятиям.
Какие сорта выбрать и где их укоренить, подсказали консультанты итальянской компании Enofly. Ее основатель энолог Лука Заваризе — частый гость в России, работал со многими отечественными винодельнями и плохого, как говорится, не советовал. Почвы в окрестностях Дербента оказались подходящими для европейских белых сортов «шардоне» и «алиготе», «рислинг» и «совиньон», а также красных «пино нуар», «каберне совиньон» и «мерло». Добавили местные «ркацители» и «саперави». Для них вы делили три зоны: предгорье Южного Дагестана, равнинный район Кар чаг и дельту реки Самур. Первые виноградники разбили в 2011 году на площади 450 га. Но через пару лет стало ясно, что на их урожае не заработать – несмотря на качество, цены выше 12-15 рублей за кило не поднимались. Проще было бы переработать самим – и как только эта идея возникла, следом же родился и проект такого предприятия.
Игристый старт
Винодельческий завод решили построить на территории бывшего Дербентского комбината, выпускавшего соки – в 2014 году на его площадке с нуля начали возводить суперсовременное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием от ведущих европейских производителей Bertolaso, Bortolinkemo, Innotech, Siprem и других. С его выбором также помогла компания Enofly. Но вот винодела для работы с ним руководство «Дербент Вино» решило поискать своего.
– Мы пригласили Шамиля Алиева, который в то время работал в Тамани, – вспоминает Эмиль Омаров. – Он приехал на только что отстроенный завод, осмотрел его и… понял, что пора возвращаться на родину!
Действительно – это было первое для региона масштабное предприятие такого уровня, получившее к тому же статус приоритетного инвестиционного проекта республики: немалые средства привлекались не только в производство, но и в увеличение виноградников, их площадь разрослась уже до 1300 га. Была собрана команда по-настоящему влюбленных в свое дело мастеров, отлажены все процессы и учтены малейшие нюансы. Например, виноград здесь собирают исключительно вручную и только ранним утром, а перевозят так, чтобы не допустить его контакт со сталью: это позволяет максимально сохранить всю его органолептику и получить затем самотечное сусло, за качеством которого следят сотрудники собственной лаборатории.
– На старте мы решили сделать акцент на игристых винах – такой результат нам под сказывал анализ отечественного рынка, да и наши итальянские партнеры предлагали ориентироваться на легкий продукт в стиле их просекко, – рассказывает генеральный директор «Дербент Вино». – Однако копировать просекко никто не собирался – мы хотели создать продукт, который мог бы с ним конкурировать.
И первый же «блин» оказался таким конкурентом – выпущенное в конце 2018 года «Российское» шампанское белое брют Дербентской винодельческой компании признали «Лучшим белым игристым вином» по версии «Винного гида России» Роскачества. В целом дебютной следует назвать всю линейку игристых «Каспийская коллекция», которую винодел Шамиль Алиев разрабатывал совместно с Пьерджорджио Берта, энологом из Enofly.
– Потребовалось, конечно, время, что бы сложился этот творческий тандем – и Шамиль, и Пьерджорджио, люди темпераментные, у каждого свое видение продукта. Но они нашли общий язык и громко заявили о себе первым же опытом. Сегодня их работа также дает хорошие результаты, – отмечает Эмиль Омаров. – Шамиль лучше знает российский рынок и наш терруар, а Пьерджорджио отвечает за купаж вин и дает рекомендации по их обработке и розливу.
Степной орел и розовый пеликан
С тех пор практически все вина компании попадают во многие российские рейтинги и отмечены наградами отраслевых выставок: «Продэкспо», Top 100 wines, «Южная Россия», «Золотая осень», «Национальный конкурс российских вин». Многие винные эксперты отмечают стабильно высокий уровень качества этих дербентских вин, положительные оценки есть и в авторском гиде Артура Саркисяна.
Сегодня визитная карточка компании – премиальный бренд «Эндемы». За последние несколько лет она завоевала безоговорочное признание всех знатоков вина.
– Как-то у Шамиля возникла идея сделать моносортовую линейку вин из популярных сортов винограда, в которой нашли бы отражение и наши животные-эндемики – те, которые живут только в республике. Это кавказский тур, степной орел, он же символ Дагестана, кавказский кот и рыба кутум, обитающая исключительно в Каспии, – знакомит с продукцией предприятия его руководитель. – А розовое вино украсил розовый пеликан, гнездящийся рядом с нашим реликтовым Самурс ким лесом.
Флагманский бренд завода – Di Caspico. Он представлен широким ас сортиментом вин из европейских и кавказских сортов винограда. Это сов местная разработка Шамиля Алиева и Пьерджорджио Берта. Ее дизайн также создавался совместно с итальянцами – он отражает содружество двух народов, его итальянское название переводится как «От Каспия», и это своеобразная дань кавказскому региону.
«Каспийская коллекция» – это базовая линейка как игристых, так и тихих вин, но сегодня она выпускается в не больших объемах.
ТМ Desono – это новинка «Дербент Вино», выпущенная в 2022 году. В ее создании приняли участие студенты Высшей школы брендинга – они получили от компании бриф, на основе которого провели серию интервью с лидерами мнений винодельческой отрасли. Их результаты заложены уже в названии: Desono – это вино, которое звучит, точнее, рассказывает о регионе (De – отсылка к Дербенту, sono – «звучать» на латыни). К тому же на отрывной контрэтикетке каждой бутылки можно увидеть природные достопримечательности республики и прочитать их краткую историю.
Еще через пару-тройку лет портфель компании может пополниться продуктом в стиле амароне – крепким красным вином с интенсивным вкусом из подвяленного винограда сорта «Мерло». С его производством начал экспериментировать итальянский консультант предприятия Энрико Рана из Enofly. Тираж составит всего 2000 бутылок, их стоимость станет известна только по мере его готовности – не ранее 2025 года.
– Сегодня по всем линейкам мы сотрудничаем с крупными федеральными сетями – это «Магнит», «Перекрес ток», «Метро» и «Ашан». Развиваем дистрибуцию в регионах, продвигаем в сегменте НоRеСа, что особенно актуально в рамках импортозамещения – тут, конечно, все сразу вспоминают, что наши вина по стилистике напоминают просекко. Но при этом у нас доступная цена по сравнению с европейскими аналогами: имея собственные виноградники и производство, мы можем дать конкурентную цену нашей продукции при высоком качестве, – поясняет Эмиль Омаров.
Автохтоны, туристы и современное искусство Дагестана
В планах компании – как минимум вдвое увеличить площади виноградников, для этого в регионе даже создали первый питомник. А также нарастить объемы выпуска продукции – мощности винодельни позволяют производить более 10 млн бутылок в год. При этом «Дербент Вино» вынашивает амбициозный проект по изготовлению вина из автохтонных сортов Дагестана. Их здесь предостаточно – это белые сорта «нарма», «гюляби», «халдар», «кочи амджаги» и красные «марджени», «кайтаги», «гимринский», «карагюляби», «карачи», «улкараизюм».
Проблема пока лишь в том, что это весьма трудозатратная работа, требующая к тому же и серьезных научных исследований – необходимо провести генетическую экспертизу автохтонов и добиться от них устойчивых урожаев, а так же отработать технологию, которая позволит раскрыть весь их потенциал. На все это уйдет еще не один год, хотя дагестанских виноделов это, похоже, ничуть не смущает.
– Наша цель – сделать Дербент сто лицей нового винодельческого региона России, который будет известен не только своими качественными, но и уникальными винами во всем мире, – говорит генеральный директор компании.
При этом лишь автохтонами интерес «Дербент Вино» к возможностям родного края не ограничивается – компания поддерживает местную культуру и активно развивает туристическую привлекательность региона. Тут стоит сказать, что по ее территории проходит северная крепостная стена Дербента. Она спускается от цитадели Нарын-Кала с высоты 340 метров над уровнем моря прямо к берегам Каспия – это па мятник древнеперсидского фортификационного зодчества, внесенный ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия. Также во дворе завода есть колодец Петра I — источник питьевой воды, из которого пили воду император и его свита во время пребывания в Дербенте. А рядом с винодельней расположен музей «Домик Петра I» – ос татки землянки, в которой тот ночевал. Все это можно осмотреть по предварительной записи – заявки на экскурсию принимаются на официальном сайте предприятия.
1300 гектаров площадь виноградников «Дербент Вино» на сегодняшний день
2450 гектаров планируемая площадь виноградников к 2026 году
Но и это лишь начало: в перспективе здесь планируют объединить эно и агротуризм, сделать экскурсии по природным и историческим достопримечательностям. Под такие цели выбрана площадка в селе Джалган. Близость к Дербенту и прекрасный вид, который открывается с этого участка на горы и виноградники, придают ему дополнительную туристическую привлекательность. Уже разработан план постройки для проведения мероприятий: гастрономических обедов с блюдами локальной кухни в сочетании с винами компании, винных казино, различных творческих мастер-классов. В дальнейшем она может стать полноценным рестораном с шеф-по варом и авторской местной кухней. Также здесь запланировано строительство гостевого дома в формате ка мерного бутик-отеля с подвалом для выдержки вин. Небольшой номерной фонд позволит сохранить атмосферу спокойствия, в которой гости смогут насладиться природой, отдохнуть от суеты и проникнуться историей данного места.
С 2023 года территория завода «Дербент Вино» стала площадкой для художественных исследований, выставочным пространством для художников, местом их обмена опытом и общения с публикой. Представленные здесь работы современных авторов дают возможность жителям республики взглянуть на себя с неожиданных ракурсов, а гостям региона – узнать больше о его бога той и многослойной культуре.
В рамках этого проекта предприятие приняло участие в крупномасштабном всероссийском фестивале «Ночь заводов». На территории винодельни создали уличные арт-объекты, а в рамках фестиваля экспозиции были размещены внутри производственных цехов. Также разработана грантовая поддержка для художников Дагестана, а совместно с арт-резиденцией «Сильно» создана образовательная программа, которая поспособствует появлению произведений современного искусства. В общем, у «Дербент Вино» будет еще, чем удивить свою аудиторию…
В начале статьи Эмиль Омаров, генеральный директор компании «Дербент Вино», фото из архива «Дербент Вино»