ЦБ усилил надзор за платежами физлиц с карты на карту
Финансовые власти активизировали работу по выявлению расчетов с «теневым» бизнесом
Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц выпустил Банк России. Они направлены на выявление и пресечение расчетов с «теневым» бизнесом: незаконными онлайн-казино и онлайн-лотереями, нелегальными форекс-дилерами, «финансовыми пирамидами», криптовалютными обменниками.
Как указывает Центробанк, эти лица зачастую ведут расчеты с клиентами не через расчетные счета, а через карточные счета, открытые на подставных лиц — так называемых «дропов», либо специальные онлайн-сервисы. Чтобы выявлять такие платежи, банки должны внимательнее присмотреться к клиентам, у которых:
- необычно большое (более 10 в день, более 50 в месяц), количество контрагентов — физлиц, плательщиков/получателей;
- необычно большое (более 30 в день) количество операций с «физиками» по зачислению/ списанию денег;
- значительные объемы операций с физлицами по списанию/зачислению безналичных денежных средств — более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением и списанием денег;
- в течение 12 часов (и более) одних суток приходят и уходят платежи;
- в течение недели средний остаток на счете на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по счету;
- по счету не проводятся платежи для обеспечения жизнедеятельности человека (не оплачивается коммуналка, связь, другие услуги, товары, работы);
- есть совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами — физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.
Под банковский надзор должны попадать счета, имеющие два и более признака одновременно. Если у банка есть основания считать, что клиент совершает нелегальную операцию, он может отказать в проведении платежа. При двух и более отказов за год банк имеет право закрыть клиенту счет.
Как вернуть пошатнувшееся доверие клиенту, разъяснений нет.