Close

17.05.2022

Траводелы

Пять способов заработать на микрозелени в пандемию

«Травка-Фрэш» — такое провокационное, на первый взгляд, название выбрало для себя инжиниринговое предприятие, разрабатывающее оборудование для выращивания микрозелени да и саму зелень производящее. «Между собой мы называем ее любовно «травка»», — поясняет один из основателей бизнеса Тимофей Коровин. «Свежая зелень на вашем столе — наше кредо, что также на шло отражение в названии», — добавляет операционный директор компании Олег Гаврилов.

По сути «Травки-Фрэш» — это и дизайнерское бюро, самостоятельно проектирующее, разрабатывающее и собирающее гидропонные установки, и городская эко-ферма в одном подвале — фирма разместилась на небольших площадях ГК «Деловая Русь», специализирующейся на поставках оборудования для общепита. Месторасположение не случайно — один из основателей «Травки-Фрэш» Артур Лоцманов по совместительству и шеф-повар этой Группы компаний.

Плоды пандемии

Ну а началось все с… карантина. Точнее, пандемии коронавируса, из-за которой проведение массовых мероприятий, от выставок до концертов, оказалось под запретом. А это, в частности, сделало убыточным собственное рекламное агентство Тимофея Коровина. Хотя единичные заказы он все еще получал.

— Как-то я фотографировал блюда в одной компании, где стоял стеллаж с горохом, и спросил между делом: а что это? Да вот, мол, говорят заказчики, купили ферму, а у самих не получилось. И в шутку предложили ей заняться. А я только закрыл свою рекламную компанию и согласился, — вспоминает Тимофей. — Ходил к ним, настраивал и сам учился. А позже, начал проектировать свой вариант установки — хоте лось совместить функциональность с дизайном.

Свою домашнюю ферму Коровин назвал «Лилу» — она оборудована системами полива, обдува и освещения. Все необходимое для нее сегодня легко найти, например, в «Леруа Мерлен». А управлять можно с обычного смартфона — в основе программного обеспечения «умный дом» Xiaomi. «В ее управлении и ребенок разберется», — замечает мимоходом Тимофей.

Его увлечение поддержали друзья и оно быстро переросло в бизнес-проект — на базе «Лилу» Коровин разработал серийную модель, которую сам же и стал собирать на заказ. Сборка одно го гидропонного шкафа занимает в среднем два дня. В неделю с помощником Тимофей может сделать до четырёх больших и четырех маленьких установок.

— Мы продаем стойку и учим ее программировать — это требуется для тех, кто живет в другом часовом поя се, для наших условий мы ставим уже готовую программу, — рассказывает Коровин. — Правда, когда нам заказа ли ферму под целый дом, пришлось дополнительно разработать для нее и целый блок управления. Есть так же модель для премиального сектора, которая собирается на заводе партнере ТТМ (ТверьТоргМаш).

Но такие крупные проекты появились сравнительно недавно — в первый год компаньоны работали на голом энтузиазме и без стартового капитала, выкраивая средства из семейного бюджета. А в 2020-м им удалось получить место для стенда на ресторанной выставке «Пир», после которой дела компании пошли, что называется, в гору — дизайнерские установки «Травка-Фрэш» стали приобретать для баров и ресторанов, нередко и для собственных нужд.

— Большинство воспринимает такую установку как игрушку для детей или домохозяек. Хотя она может приносить и доход: одна установка дает до 150 лотков микрозелени ежемесячно, а это 15 тысяч рублей гарантированного дохода, — говорит Тимофей. — Так только за полгода можно окупить вложения в наш шкаф — «Лилу» стоит около 70 тысяч руб.

Дизайн прежде всего

Впрочем, сегодня и его можно и не покупать — с конца 2021 года компания отдает свои установки в лизинг. Этим предложением уже воспользовались не только московские рестораны и ряд проектов dark kitchen (кухни, готовя щие блюда только на вынос), но и обще пит в Тольятти, Ростове-на-Дону, Уфе.

— Лизинг предполагает, что ресторан вносит авансовый платеж, который позволяет нам собрать установку, — поясняет суть проекта Олег Гаврилов. — В дальнейшем мы поставляем в этот ресторан на свою же установку недопророщенные культуры, обеспечивая заведение постоянным источником свежей зелени и решая проблему с ее хранением — нет нужды дополнительно забивать ею свой холодильник.

— Наши стеллажи просты в обслуживании, при необходимости мы проконсультируем онлайн, а если случай гарантийный, то все решается при помощи сервиса ГК Деловая Русь, которая имеет представительства в более чем 20-ти городах России, — добавляет Тимофей Коровин.

При этом каждую такую гидропонную установку по желанию заказчика интегрируют в интерьер — кто-то просит «вписать» ее в барную стойку, кто-то — разместить горшочки с растениями в разветвленной системе труб, охватывающей всю стену заведения.

— Сегодня, на волне интереса к микрозелени, все собирают установки на базе складских стеллажей, мы же сосредоточились на индивидуальном дизайне — в этом у нас пока нет конкурентов на отечественном рынке, — отмечает Коровин.

Хотя многие рестораны все еще «по старинке» заказывают у «Травки-Фрэш» готовый продукт.

— В нашем ассортименте 200 наименований микрозелени, из которых наибольшим спросом пользуются около тридцати видов — в основном это горох, фиолетовая капуста, щавель, кинза, мята и амарант, — рассказывает Олег Гаврилов. — Сегодня они служат в основном декором для блюд, реже — как вкусовая добавка в молекулярной кухне. Хотя все, зависит от шеф-повара: мы как-то пытались работать с веганским рестораном на Дмитровке, но быстро забрали оттуда свою установку — они ее так и не задействовали, а вот в пивную на Белорусской не успеваем подвозить наш горох — здесь его буквально разметают.

слева-направо: Олег Гаврилов, Артур Лоцманов, Иван Добровольский (в центре), Карл Хламкин и Тимофей Коровин.

Сегодня у «Травка-Фрэш» от 15 до 20 московских заказчиков, среди постоянных — рестораны Right Habits и сеть Torro Grill, заведения в Барвихе и Жуковке. Компания обеспечивает им регулярные поставки каждые два-три дня. Ведь у микрозелени, в отличие от салатных культур или, например, клубники, требующих нескольких месяцев для полноценного роста, вегетативный цикл длится всего семь-восемь дней. А это в свою очередь дает и быструю оборачиваемость.

Здорово жить не запретишь

Правда, такому, сегодня отлаженному процессу поставок предшествовала долгая работа по отбору сырья и его проращиванию. Мало добиться хорошей всхожести, надо получить еще и красивые растения — неприглядную, скукоженную или бледную зелень не примет ни один ресторан. Так, на то, чтобы получить ростки простой пшеницы без образования плесени у компании ушло полгода.

— Методом проб и ошибок мы добились хорошей всхожести и сформировали постоянный пул поставщиков семян, сегодня на 90 процентов — это российские производители, с которыми у нас долгосрочные контракты, — говорит операционный директор «Травка-Фрэш».

Именно продажа зелени пока основ ной доход «Травка-Фрэш» сегодня. Однако она продолжает экспериментировать, постоянно пытаясь освоить что-то новое — в очереди на выращивание сейчас перец и все та же клубника. А на основе уже хорошо усвоенного старого компания начала выпускать новые продукты — так в ее ассортименте появился витграсс (анг. wheatgrass). Это так называемый суперфуд — сок или высушенный экстракт, полученный из небольших, 7-8 сантиметровых ростков пшеницы, популярный среди спортсменов и в ЗОЖ-среде. Его впервые получил в 1930-е годы американский агрохимик Чарльз Шнабель, который таким препаратом пытался вылечить умирающих кур, а добился в итоге еще и рекордной их яйценоскости.

— Витграсс — это наше увлечение в последние полтора года, — рассказывает Тимофей Коровин. — Это чистый хлорофилл, очень богатый магнием — он даже не считается БАДом. Сначала делали его для себя — для этого потребовалась всего лишь соковыжималка. Но благодаря сарафанному радио просьбы сделать еще и еще пошли лавиной…

На этом этапе к «Травка-Фрэш» присоединился известный музыкант Карл Хламкин. Пандемия сильно ударила по его концертной деятельности и, оказавшись временно безработным, он взял на себя руководство витграсс-направлением, и — втянулся. Компания получила сертификат на эту продукцию, начала разливать готовый витграсс в 30-миллиметровые капсулы и подвергать его глубокой заморозке — морозильные камеры для этого она арендует у «Деловой Руси». Продает его на собственом сайте, а также через «Озон» и «ЯндексМаркет». Одна порция — 100 руб., месячный курс — 2,5 тыс. руб. Как вариант — килограмм пророщенного витграсса для самостоятельного приготовления всего за 1,3 тыс. руб.

— На подходе наша новая разработка — песто из микрозелени подсолнечника, — рассказывает Тимофей Коровин. — Думаю, вскоре выведем на рынок целую линейку своих продуктов.

И «сити-фермеров» со школы земля российская рождать…

— На сегодняшний день мы нашли и свое место на рынке, и своего потребителя, — рассказывает Олег Гаврилов. — Сложилось и ядро нашей микро-компании, которое составляют всего пять человек: агроном и его помощник, двое сборщиков гидропонных шкафов и закупщик. Плюс финансовый блок.

200-250 лотков микрозелени в неделю производит «Травка-Фрэш»

15-20 московских ресторанов входит в пул основных клиентов компании

Этими силами «Травка-Фрэш» обеспечивает своих заказчиков 200-250 лотками микрозелени в неделю. На большее пока нет спроса. Но для его стимулирования компания разработала несколько видов небольших наборов «Вырасти сам», позволяющих в домашних условиях проращивать любую зелень. В составе два лотка, коврики-подложки для семян и собственно качественные семена (Горошек Кудрявый, Подсолнечник, Редька, Руккола, Пак-Чой). Набор за 200 рублей на 1 урожай, а набор за 850 руб. рассчитан на 15 урожаев.

— О том, как правильно выращивать микрозелень, мы собираемся рассказывать в нашем совместном проекте с Городской фермой на ВДНХ — уже в марте мы запускаем первые пробные и бесплатные мастер-классы для блогеров и отдельно — для многодетных семей. Есть также договоренность на ряд образовательных программ с Аптекарским огородом, — делится планами Тимофей Коровин.

Однако большие надежды компаньоны возлагают на участие в дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермер» — она уже включена в обучающий цикл московских школ и готовится тендер на поставки оборудования для кабинетов биологии.

— Мы получили приглашение участвовать в этих закупках и уже сделали тестовую установку для школьников, — рассказывает Олег Гаврилов. — Для своей разработки мы подобрали экологически чистые пластик и прочие элементы, вплоть до трубок и шлангов. В целом наша установка на 80 процентов состоит из отечественных комплектующих и в разы дешевле китайских аналогов — а больше на нашем рынке производителей нет. Другое дело, что китайцы не приедут ремонтировать свое изделие, а мы можем взять под контроль каждое.

В подтверждение этих слов Тимофей Коровин показывает свой смартфон, в приложении которого отображается работа всех его гидропонных шкафов, установленных в столичных заведениях: «Мне иногда звонят из бара и просят приглушить свет установки, чтобы не мешала футбольной трансляции», — поясняет он.

— Если выиграем тендер, то сразу же масштабируем производство — собирать до 100 школьных установок в месяц нам по силам, — резюмирует операционный директор компании «Травка-Фрэш».

x
Login