Территория смыслов
Генеральный директор «Смыслотеки» Олег Кемаев — о том, как построить вокруг приложения по созданию рисованного видео крупный корпоративный бизнес
Сейчас видео — король в мире контента: блоги, реклама, новости — все работает лучше в видеоформате. Зачем описывать что‑то длинными абзацами текста, если можно это показать? Проект «Смыслотека», выросший из приложения по созданию рисованного видео «Объясняшки», меньше чем за три года стал № 1 в создании рисованного видеоконтента для корпоративных клиентов.
О том, как видео помогает решать бизнес-задачи, рассказал генеральный директор «Смыслотеки» Олег Кемаев.
Первый релиз приложения для создания рисованного видео «Объясняшки» произошел в 2012 году. Инициатором проекта был предприниматель Сергей Гевлич; основной задумкой было создать инструмент, который позволит людям без особого труда объяснять свои идеи в видеоформате. «Мы запатентовали принцип создания мультимедиа презентаций, в основе которого лежит способ монтажа не от хронометража, на который накладывается раскадровка, музыка и т.д. У нас монтаж идет от текста: в основе лежит текст, озвучка которого специальным образом режется на блоки, и к ним привязывается визуализация. За счет этого метода базовый навык производства видео в «Объясняшках» можно получить за 10-15 минут», — объясняет Олег.
«Мы думали, что сделаем простой инструмент (программу) и люди бросятся рисовать обучающие ролики», — вспоминает он. Однако оказалось, что не многие люди горят желанием что-то объяснять или рассказывать. Создатели приложения, в свою очередь, сразу начали рисовать через программу инструкции для внутренних процессов уже существующего бизнеса. Знакомые начали спрашивать, можно ли сделать им такие же.
Так и зародилась «Смыслотека» – сначала в виде компании единомышленников, а с 2015 года проект официально стал компанией. Развивалась «Смыслотека» без инвестиций и вложений, а сразу начав зарабатывать. Первые средства для развития компания получила, разработав мобильное приложение с роликами про юридическую грамотность для «Европейской юридической службы». За время работы над этим проектом команда не только создала около 190 обучающих видео, но и отработали технологию и эффективные каналы продаж. Полученный опыт позволил «Смыслотеке» выйти на окупаемость после окончания этого большого проекта в 2016 году.
Сейчас основная деятельность «Смыслотеки» – решение бизнес-задач через коммуникационные решения для корпоративных клиентов. Среди этих клиентов – МТС, Qiwi, СИБУР, «Норильский никель» и многие другие. Объясняющие видео помогают решать задачи по трем основным направлениям: дистанционное обучение, внешние и внутренние коммуникации (инструкции, регламенты и т.д.), а также ценностные предложения.
Пример ролика для внешних коммуникаций, созданный для Башкирской содовой компании
«Во внутренних коммуникациях этот формат популярен, потому что сейчас на работу выходит много сотрудников поколения Y и Z. В силу того, что они живут в другом мире и внешней среде, у них не так сильно развит навык анализа текстовой информации. Как нам говорят тренеры, которые обучают людей в корпорациях, видео ими воспринимается лучше: они делают меньше ошибок, быстрее усваивают материал. Принятые более устаревшие форматы – презентации, текстовая информация – работают гораздо хуже. По отзывам заказчиков переупаковка инструкций в визуальный формат позволяет уменьшить количество ошибок на 10 – 25 процентов.», — рассказывает Олег.
По его словам, именно простота «Объясняшек» легла в основу уникальности проекта. При этом оно все так же доступно для простых пользователей – правда, только для владельцев iPad. Изначально «Объясняшки» были платными, но со временем создатели отказались от этой модели, сделав приложение бесплатным и внедрив внутренние покупки.
Почему? «Во-первых, не было времени заниматься развитием самого программного обеспечения. Во-вторых, мы начали заходить во всякие социальные проекты, где платность мешала. Когда ты заходишь в большую аудиторию преподавателей, и всем надо скачивать приложение, сразу возникают вопросы – а как платить, кто будет платить, а если мы берем планшеты в аренду», — объясняет Олег.
Создатели приложения видят большой потенциал его использования в образовании и работают над внедрением его в школы: участвуют в образовательных мероприятиях, учат пользоваться «Объясняшками» учителей и учеников.
«Простота «Объясняшек» позволяет школьникам за два академических часа сделать видео на любую тему – начиная от литературы и заканчивая математикой или физикой. Это технология, встраиваемая в современное образование: когда школьнику не просто пихают знания, а он данный материал переосмысливает и создает что-то на их базе», — рассказывает генеральный директор, отмечая, что сейчас это больше социальный проект.
«Объясняшки» в образовании
Команда «Объсняшек» также выезжает в детские дома, работает с детьми с задержкой в развитии — и делает это на свои средства.
Впрочем, работа над самим приложением тоже еще не закончена. За годы работы над ним создатели поняли, что основная его проблема с маркетинговой точки зрения – отсутствие сферы приложения. Люди часто не понимают, чем оно может быть полезно именно им. Сейчас создатели придумывают, как объяснить это пользователям: например, в разработке проект «Мамин голос», в котором родители смогут создавать для своих детей рисованные сказки и мини-истории по существующим шаблонам, озвучивая их своим голосом и вкладывать в них какие-то свои ценности.
Помимо этого, команда «Смыслотеки» думает, как заставить свою уже наработанную технологию создания видео «работать» на других людей. В планах – создание платформы, на которой можно будет свести заказчиков с исполнителями, которые будут создавать видео по уже существующей методологии. Сейчас услуги «Смыслотеки» доступны лишь средним и крупным компаниям, однако с помощью такой платформы подобные услуги смогут себе позволить и маленькие компании.
«Нужно генерить различные активности, способы, как наше приложение может быть полезно другим людям. Здесь два главных направления: образование и B2C, чтобы простые люди могли использовать «Объясняшки» для своих нужд.Основная идея такая – может быть, не все могут придумать что-то новое и интересное, но всем приятно «докрутить», добавить свою фишку (например голос) в уже созданное. Люди это любят, и мы стараемся эту особенность людей учесть», — отмечает Олег.