Сумчатые фишки
Как заработать на винных шопперах, чехлах для ножей и кобуре для топора
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» — эта поговорка как нельзя емко описывает историю успешного бизнес проекта Михаила Седых. Сначала полностью сгорела его обувная фабрика, потом в пандемию прогорела обувная же мастерская. Затеяв на уцелевшем оборудовании весьма прибыльный пошив винных шопперов, он столкнулся с нынешним ростом цен на сырье и доставку.
— Лучших времен мы пока не знали, но хорошо развиваемся в тех условиях, что есть, — не унывает предприниматель.
Десятилетие экспериментов
В бизнес Михаил пришел сразу после школы: родители настояли, что бы дальнейшее свое образование, а он поступил в Ростовский экономический институт, получал на вечернем отделении, а днем работал. И Седых начал с того, что открыл автомойку. Потом перешел на самое крупное в стране предприятие по выпуску обувных подошв — здесь он проработал в должности гендиректора шесть лет. Уйдя с поста, занялся поставкой для этой же фабрики полимеров и з Индии. Но как-то получив крупный заказ на выпуск обуви и решил открыть собственное производство — личных сбережений на это как раз хватало. Он выпускал кроссовки, женские туфли — вообще любые модели, на которые был спрос.
— Здесь я научился экономить буквально на всем: необходимо было конкурировать с Китаем и делать свою продукцию хотя бы на пять процентов дешевле, сохраняя ее качество, — вспоминает он. — При этом у меня работали 30 человек, которые отшивали до 1300 пар в день.
В таком режиме фабрика просуществовала три года. И — сгорела в одночасье. Официальная версия — поджог. Были выявлены и многочисленные нарушения в постройке самого здания. Вникать во все эти перипетии Михаил не стал — распродал остатки и переехал в начале 2020-го Москву. Здесь открыл обувную мастерскую, успел выполнить пер вый заказ на 22 тыс. пар и — началась пандемия.
— Я мгновенно «просел» и по сырью, и по клиентам. Не мог тянуть аренду, а это 500 тыс. руб. в месяц, поэтому распродал часть оборудования, оста вив себе лишь компактные по размеру швейные машины, снял помещение поскромнее и начал экспериментировать, — рассказывает Михаил. — Что я только ни делал! Шил заготовки, работал с деревом, пока не наткнулся на e-Bay на мешочки с завязками под вино. Разве такое покупают?! Тут меня поразили объемы продаж: у одного двадцать тысяч штук, у другого — сорок. Решил освоить это направление.
Патент — в первую очередь
Первым делом он разработал собственную модель винного шоппера и запатентовал ее. Отшил сразу девять видов под личным брендом Firstlook, продал одному, второму. На этом этапе к нему подключился давний друг Владимир Жученко, который взял на себя рассылки, работу с сайтом, Инстаграмом и блогерами.
— Именно благодарю Владимиру мне удалось совершить рывок, — особо отмечает Михаил. — За это я ему многим обязан.
Так среди его клиентов оказался известный шеф-повар Василий Емельяненко, в свою очередь познакомивший Михаила с сомелье Вячеславом Вишняковым. А уже тот, что называется, ввел Седых в круг виноделов.
— Сегодня у меня почти триста заказчиков — от Simple, «Абрау-Дюрсо» и «Шато Тамань» до винных бутиков в регионах, для которых отшиваю 10-15 тыс. винных шопперов ежемесячно. Работаю со всей Россией и с Казахстаном, отправлял даже партию на кипрскую винодельню, — рассказывает Михаил. — И на склад я не работаю — он у меня только для хранения сырья и фурнитуры.
К слову, про сырье: вся продукция Firstlook шьется из экокожи — она, в отличие от искусственной кожи, которую делают из ПВХ, изготавливается из полиуретана — гипоаллергенного, безопасного и практичного. Кнопки и клепки — из цинк-магниевого сплава, они не ржавеют и заказываются в Турции. Нитки — от мирового лидера, итальянской компании C.T.Point. Как отмечает Михаил — это обувные нитки, очень крепкие и со специальной обработкой.
Среди его ноу-хау — печать на коже. Это новая технология, которая появилась на рынке всего полтора года на зад. Седых сразу же привез из Китая такой принтер за 45 тыс. долларов. Нанесенное им изображение тянется, но не лопается, выдерживает любую стирку.
Еще одна «фишка» — лейблы и ручки из натуральной пробки. Такой материал он нашел еще на начальном этапе, когда встал вопрос об индивидуализации продукции. Для этого он стал использовать лазерную гравировку, а лучшей поверхностью для нее оказалась именно пробка. И многим клиентам она нравится до сих пор, потому что гравировка на ней напоминает ручную работу.
Самые ходовые модели — сумка под одну бутылку и шоппер с кнопками (в за крытом состоянии вмещает две бутылки, и они не звенят при переноске, а в раскрытом — четыре). Как видно, с неймингом своей продукции Михаил не заморачивается. Чаще, поясняет он, клиенты сами придумывают название — цены на сайте как раз предусматривают собственное брендирование. Хотя иные заказы заставляют проявить смекалку. Например, шоппер для «Золотой балки» нужно было выполнить не толь ко из натуральной мешковины, но и с брутальным срезом по краям — его Михаилу пришлось рисовать от руки. А для того, чтобы нанести фирменный рисунок — в три слоя откатать шелкографию. И вдобавок снабдить такую сумку шнурком из натуральной кожи. А для водки «Органика» он прорезал ее фирменный логотип — дерево — на сумке.
— Я — самоучка, — признается Михаил, — никогда не брал уроков, не посещал никаких курсов кройки и шитья. Вот есть швейная машинка — сел и начал разбираться. На второй-третий день начинает получаться, да так, что до сих пор ни одна профессиональная швея меня не обгонит. Я сам разрабатываю модели и выпиливаю формы под лекала для автоматов — у меня почти все автоматизировано, а нанятые три швеи делают лишь то, что не возьмет аппарат — ряд швов техника пока не освоила.
Отпускная цена шоппера Firstlook под одну бутылку — от 200 до 300 руб. (с натуральной пробкой) в зависимости от модели. На полке они обычно стоят уже за 500-600 руб., но приобретая хорошее вино в подарок, любой покупатель оценит такой способ его упаковки — обычный бумажный пакет в бутиках стоит не менее 200 руб.
Еще Михаил скроил чехол для ножа сомелье, придумал ручки под винные ящики и держатели для бока лов — они очень удобны для дегустаций, презентаций и других подобных мероприятий. Все эти товары он так же запатентовал — ведь его сумки уже скопировала одна сеть весьма уважаемого производителя, с которым Седых судится почти целый год.
«Могу шить все!»
Но такое воровство за конкуренцию он не считает. Да и вообще выходить на этот рынок сегодня довольно сложно: отшивать такую продукцию вручную — дорого. А купить такое же оборудование ради того, чтобы попробовать, по лучится ли изготовить, пойдет ли такая продукция на рынке, не каждый решится. На каждую операцию нужна отдельная машина, а от 50 до 100 тыс. долларов за аппарат не всякий выложит. Заказывать готовую продукцию в Китае — те же деньги плюс три-четыре месяца на ожидание каждой партии. — Сегодня у меня такой парк, что я могу шить практически все, — говорит Михаил. — Но вот к обуви возвращать ся уже не буду…
Его производство — это цех на 250 «квадратов» — расположено в Мытищах. Стоимость уже приобретенного оборудования Михаил оценивает в 10 млн руб. Покупает его в Китае: сегодня оно ни в чем не уступает европейскому, но на порядок дешевле. К примеру, европейский раскройный комплекс стоит 100-120 тыс. долларов, а у китайцев его можно приобрести за 50, и он не хуже. К тому же поставщики, с которыми он работает, пре доставляют и гарантию, и сервисное обслуживание. При этом в нынешней ситуации цены на материалы особо не выросли, а вот логистика подорожала почти в шесть раз: если раньше фрахт одного контейнера стоил 2,5 тыс. дол ларов, то сейчас он же обойдется в 12- 14 тыс. долларов.
Но только продукцией для виноделов и винолюбов Михаил не ограничивается — сейчас он выпускает ряд изделий для МЧС: кобуру для пожарного топора, сумки для противопожарного полотна и для веревочных лестниц. Недавно получил предложение разработать для Минобороны манжеты для остановки кровотечения — современный аналог медицинского жгута.
Хиты от «М.С. Седых»
Еще одно направление, которое начал осваивать Михаил Седых в последнее время — пошив женских сумок. Обычных женских сумок. У него уже сложился пул постоянных заказчиков — до 40 поставщиков, которые предлагают эту продукцию на Wildberries. Для них он шьет экосумки по 800 руб. за штуку без подкладки или с оной, но дороже.
— В первое время, когда сократились поставки из Китая и особенно когда просел юань, я опасался, что меня завалят заказами на контрафакт — отшейте условное «Армани». Но нет — до сих пор все несут собственные бренды, кто что сам придумал, — при знается Михаил. — Еще я ожидал колоссальной конкуренции, а ее совсем не оказалось. Поэтому, понаблюдав за этой сферой, он решил запустить авторскую линейку сумок и… собственную торговую сеть по всей стране, чтобы ни от кого не зависеть. Это будут «островки» в крупных магазинах.
— Бренд я тоже придумал — «М.С.», от «Михаил Седых». Но можно расшифровывать и как «мастер сумок», и как «мастер спорта». Эмси Седых тоже неплохо, — смеется предприниматель. — Хочу еще шить сумки из натуральной кожи — тут проблем с сырьем нет, отечественного материала из шкур КРС достаточно. Надо только докупить оборудования на 60 тыс. долларов. Они будут стоить 1,5-3 тыс. руб. Такого на нашем рынке пока нет — подобный товар начинается с 6-7 тыс.руб.
Дело за малым — построить собственную фабрику. В арендованном помещении ему и сейчас тесно, а для полно масштабного производства потребуется пространство гораздо большее.
Идеальный вариант — приобрести для этого земельный участок. Цена вопроса — 20-30 млн руб. Пока Михаил Седых в поисках соответствующей государственной субсидии. Или инвестора…