Скажи, франчайзи, ведь не даром?..
Как работает бизнес-модель на все случаи жизни
Франшиза как один из самых эффективных способов масштабирования бизнеса давно получила признание во всем мире. Но в России еще недавно само это слово воспринималось как, мягко скажем, не самое благозвучное. Поэтому и франчайзингу у нас пришлось прокладывать свой собственный, уникальный путь к уму и сердцу предпринимателя. А есть ли у него будущее в нашей стране?
Зачем секреты – всему свету?
Сегодня франшиза – это способ взаимодействия, при котором одна сторона, обладающая комплексом исключительных прав, включающим в себя товарный знак и ноу-хау, на договорной основе и на определенный срок передает его другой стороне. Это если говорить официальным языком. На деле все гораздо проще. Разберем на конкретном примере: есть некая компания, которая занимается розничной продажей срезанных и горшочных растений.
Она на рынке много лет, разработала собственное оригинальное название, зарегистрировала его в соответствующей инстанции, наработала базу поставщиков, уникальные технологии по сборке букетов, выработала собственные правила комплектации точки, соотношение «срезки» и «горшечки» (ассортиментная матрица), внедрила мотивацию персонала, наработала клиентскую базу и правила ее поддержания.
В целом, вполне самодостаточное предприятие. Но оно обладает большим: неповторимыми, авторскими знаниями рынка и технологий, которые к тому же может на платной основе передать начинающему или состоявшемуся предпринимателю.
Когда более опытный игрок рынка делится с менее опытным за деньги своими знаниями – это и есть франшиза. Хотя, казалось бы, зачем? К чему раскрывать свои секреты и наработки, накопленные годами упорного труда и ценой миллионов нервных клеток? Ответы на поверхности.
Цена и ценности франчайзинга
Мотивы франчайзи – получателя франшизы, в целом понятны. Он сразу получает уникальный опыт, наработка которого, помимо прочего, стоит нескольких лет жизни.
А к нему в придачу – раскрученный товарный знак, помощь в подборе и обучении персонала, возможность пользоваться зарекомендованными маркетинговыми активностями и знаниями стороны франчайзера – держателя франшизы. Который к тому же предлагает не просто бизнес-модель, а отлаженную бизнес-модель, проверенную временем.
И именно этот аспект делает франчайзинг самым популярным продуктом в кризисные периоды. В противовес, скажем, модным стартапам. Ведь более 80 % стартапов разоряются ежегодно, в то время как франшиза показывает темпы закрытия не более 14 %.
Хотя работа по проверенной бизнес-модели, конечно, не может гарантировать отсутствие предпринимательских рисков. Но снизить их до вполне приемлемого минимума она может. Об этом свидетельствует вся история франчайзинга. В том числе и в России, где последние пять лет развития этого бизнес-формата четко подтверждают эту статистику.
Причем спрос именно на отечественную франшизу вырос в разы с начала кризиса 2014 года, и продолжает неуклонно расти в настоящее время. Иллюстрацией тому – поддержка франшизы на государственном уровне, огромное количество региональных франшиз, успешно осваивающих не только российский, но и международный рынок.
Один в поле не воин
Однако если с интересом франчайзи все более-менее ясно, то в чем выгода франчайзера? Что заставляет его разбазаривать направо и налево свои опыт и знания, пусть и за деньги? Оказывается, и тут срабатывает принцип «сила в количестве».
К бизнесу, оказывается, применимо правило, сформулированное в свое время Никколо Макиавелли: «Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные – гибли». В данном случае под вооружением стоит понимать масштабирование предприятия. Сколько в одиночку можно открыть точек в год? Две? Пять? Десять? А если открывать вдвоем или втроем? Что вполне реально, если поделиться знаниями своего дела и отчасти прибылью.
В таком случае и общая прибыль вырастет. То есть, франшиза – это реальная бизнес-модель, которая гарантирует масштабирование практически любого бренда и увеличение оборотов сети за счет привлеченных, а не собственных или кредитных средств и человекоресурсов. Именно этот простой факт выводит франшизу на первое место в рейтинге возможных вариантов масштабирования.
Зачем, к примеру, ехать в новый город с совершенно не знакомым рынком самому, если можно найти в нем франчайзи и делегировать ему задачи в этом регионе? Риски при этом есть: можно получить недобросовестного партнера или качество услуг, не соответствующее принятым изначально стандартам. С другой стороны, рынком давно проработаны основные точки контроля между сторонами во франшизе.
Ориентируясь на них, собственнику бизнеса, который задумывается о расширении географии или возможностях роста, пора выводить на рынок свою франшизу. Ну а тому, кто давно мечтал о своем деле, но не знает, как и с чего начать, стоит присмотреться к уже проверенной и, главное, подходящей франшизе.
Зябкина Евгения
основатель группы компаний «Консалтика»
www.konsaltika.com