«Самурайский» стандарт
Как господдержка позволяет развивать рынок паназиатских продуктов
«Такемура» с японского можно перевести как «бамбуковая роща». А торговая марка Takemura — это целая роща, даже чаща продуктов, в которой человеку, малознакомому с особенностями восточной кулинарии, легко заблудиться. Здесь проводником для российского потребителя выступает компания «СМ Тим» и ее основатель Леонид Соколов:
— Мы создали собственный бренд и одноименный интернет-магазин Takemura.ru, для того чтобы сделать максимально доступными оригинальные товары паназиатской кухни, которые не всегда удобно и быстро найти в обычном супермаркете, — рассказывает он. — У нас в наличии разнообразные соусы, уксус, рыба и икра, овощи и водоросли, лапша, рис и грибы, суши и роллы, салаты из морепродуктов и многое другое.
От домашнего аквариума до продукта года
Сам предприниматель на этом рынке работает уже более 20 лет: начинал с поставок живых креветок, крабов, морских ежей и моллюсков для столичных ресторанов.
— Это направление выросло из моего увлечения: когда-то, еще во времена учебы в институте, держал в домашнем аквариуме креветок. К тому же всегда интересовался Японией, ее культурой и кухней. А когда появилась возможность совместить эти интересы в одном бизнес-проекте, использовал все доступные финансовые ресурсы — собственные сбережения, а также средства родных и друзей, — вспоминает Леонид Соколов.
По мере роста объемов поставок и расширения сферы деятельности, помимо Японии, он начал поставлять товары из Китая и Вьетнама и стал обзаводиться собственными мощностями, нанимать сотрудников. Так в 2006 году возникла компания «СМ Тим» с довольно широким ассорти ментом дальневосточных продуктов. Сперва она также была сфокусирована на сегменте HoReCa, снабжая общепит изделиями в профессиональной упаковке. Затем переключилась на работу с поставщиками и предприятиями, для которых наладила поставку товаров в крупных форматах до 1 тыс. литров вплоть до исходных концентратов, используемых в промышленном пищевом производстве. Позже расширила ассортимент и мелкой фасовкой объемом от одного литра до 215 мл для продажи конечным потребителям.
Все производственные процессы «СМ Тим» распределены между аккредитованными предприятиями подрядчиков как в России, так и за рубежом, и частично — на собственной площадке. При этом товары ТМ Takemura соответствуют европейским и японским стандартам качества, что подтверждено всеми необходимыми документа ми и сертификатами. О том, насколько высок этот уровень, могут свидетельствовать награды отраслевых выставок и профессиональных конкурсов, например, звание «Лучший продукт — 2016».
Безотходный формат
— Сегодня наши логистические возможности позволяют получать товары всех типов и размеров – вплоть до 20-литровых бэг-ин-боксов. Благодаря этому мы оперативно реагируем на изменения потребительского спроса, — рассказывает предприниматель. — В настоящий момент мы представ лены во всех сегментах рынка— от простого покупателя до оптовиков и производств. И расширяем работу с федеральным ритейлом.
Пока не во всех сетях можно встретить ТМ Takemura, но это вопрос ближайшего времени.
Кроме того, одни ритейлеры предпочитают закупать у «СМ Тим» исходные компоненты, из которых сами производят необходимые им разносолы. Для других компания выпускает продукцию под их собственной торговой маркой. А в регионах она предпочитает работать через дистрибьюторов.
При этом у нее собственные склады в Самаре, Тольятти и Оренбурге. При таком масштабе штат самой «СМ Тим» не превышает 30 человек: «За последние годы мы оптимизировали многие процессы, часть из них отдав на аутсорсинг, — поясняет предприниматель. — К тому же для удаленного формата, на который мы перешли, в том числе из-за пандемии, большой коллектив не нужен. Да и компания от этого лишь теряет в мобильности и управлении».
Пандемия также подвигла предпринимателя заняться разработкой еще одного перспективного направления — собственной линейки готовых обедов: суши, роллов и салатов. Опытные образцы уже доступны для заказа онлайн.
— Их преимущество в том, что для блюд восточной кухни они имеют относительно длительный срок хранения — до четырех суток. Это очень экономный и максимально безотходный формат, он подойдет и для дома, и для тех кафе и баров, в штате кото рых нет собственных поваров, — рас сказывает бизнесмен. — К тому же это очень здоровая и низкокалорий ная пища.
С помощью фонда
Говоря о здоровом питании, он в целом отмечает рост потребления таких продуктов: например, сушеные водоросли и фунчоза (рисовая лапша быстрого приготовления) уже активно вытесняют с рынка традиционные мучные дошираки. Поэтому одна из главных задач компании на сегодняшний день — постоянный и полный ассортимент продукции на складе.
А вот с ее логистикой в текущем году начались большие сложности: с российского рынка ушли западные компании и японские производители, а сроки доставки товаров из Китая выросли из-за дефицита контейнеров в российских портах.
– Для того чтобы не стать заложниками этой ситуации, мы решили отправить наши заказы заранее, что бы получить их по оптимальной цене и в наиболее благоприятный для транспортировки период, до осложнений по годных условий, — рассказывает Леонид. — Для этого нам потребовались дополнительные оборотные средства. И чтобы получить необходимую сумму в банке, мы еще летом обратились в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он достаточно оперативно предоставил нам поручительство для этого: буквально через две недели с момента подачи заявки мы смогли использовать средства, чтобы сделать необходимые нам заказы.
При этом он добавляет, что услуга ми фонда «СМ Тим» пользуется не в первый раз — за последние семь лет он неоднократно выручал компанию в сложных для нее условиях.
– Больше всего я бы пожелал всем предпринимателям не сталкиваться больше с такими шоками, которые пре следуют бизнес последние три года, — замечает Соколов. — И не зацикливаться в своей работе на одном сегменте — те же сети не должны превышать в общем объеме оборота десяти — максимум двадцати процентов.