Close

28.05.2022

Риски ритейла

Как российскому бизнесу пережить транспортную блокаду

Отечественный бизнес ищет пути обхода препятствий, возникших из-за санкций. К этому подключились поставщики и производители как не-, так и дружественных стран — российский рынок терять никто не хочет. В целом на перестройку логистики и восстановление оборотов, согласно прогнозу главы Минпромторга Дениса Мантурова, потребуется от трех до шести месяцев. При этом компаниям, завязанным на поставке или предоставляющим логистические услуги, следует обратить внимание на то, в какую сторону меняется как торговое пространство в целом, так и отдельные его сегменты в частности.

Спрос пойдет на снижение

Первое, чего следует реально ожидать в ближайшее время — это резкого падения покупательского спроса. Ритейл его ощущает уже сейчас. С одной стороны, это связано со спадом ажиотажа как на продукты с долгим сроком хранения — гречку, сахар и т. д., так и на товары первой необходимости, в основном, средства гигиены. Но, с другой стороны, снижение спроса связано и с ростом цен на ряд категорий из сегмента здорового питания — уже сейчас они стоят на 20 процентов больше. В целом идет смещение потребительского фокуса на более дешевый товар, поскольку доходы населения не растут. И это более ощутимо скажется ближе к лету, когда аналитики прогнозируют сокращение расходов на все, кроме товаров первой необходимости. На это повлияют и макроэкономические факторы: как следует из опроса, проведенного Банком России, эксперты ожидают роста безработицы с 4,3 процента в конце 2021 года до 6,9 процента в конце 2022 года. Затем ожидается, что ее уровень снизится до 6,0 и 5,5 процента к концу 2023-го и 2024 годов соответственно.

Запасы с летом тают

Центробанк также предупредил о снижении объемов импорта в Россию: с 379 млрд долларов в 2021 году до 266 млрд долларов в 2022-м. Правда пока, даже несмотря на санкции, россияне этого особо не ощутили: до сих пор в рознице идет продажа тех запасов, которые были завезены на российские склады заблаговременно. Но и они у всех закончатся к лету.

При этом из-за перекрытия привычных транспортных коридоров пополнять ассортимент российский ритейл сможет от силы процентов на 30 от прежних объемов. А замена отдельные товары и от определенных производителей вообще станет не доступной. В итоге цены на импортные товары и на продукцию с большой долей импортных комплектующих в производстве резко вырастут. На их стоимость также повлияют курсовая разница и удорожание логистики.

Место бренда пусто не бывает

Начавшийся исход из страны крупных европейских и североамериканских брендов приведет, пусть и не сразу, к замещению освобождаемых ниш китайскими и турецкими товарами, а также продукцией российского производства. Причем если рынок товаров повседневного спроса (FMCG) ждет просто кардинальное перераспределение, то на рынок бытовой техники и электроники в ближайшие полгода, пока не произойдет смена ключевых поставщиков и не выстроится логистика, ожидает крайне непростой период. В итоге основным поставщиком бытовой техники, ПК и мобильной электроники на долгие, вероятно, годы станет только Китай. В целом же эксперты прогнозируют резкое снижение качества поставляемых товаров во всех категориях.

Судьба розницы на районе

Все вышеназванные факторы приведут к тому, что резко сократится количество одиночных продуктовых магазинов и мелких региональных сетей. Да и крупный федеральный ритейл сделает акцент на рентабельности своих торговых точек, начнет закрывать убыточные магазины на местах. Все это приведет к росту онлайн-розницы и, соответственно, увеличение заказов на логистические услуги. При этом ряды курьеров, не исключено, будут пополняться в том числе и за счет персонала из нижнего и среднего продающего звена ритейла. Или же ему придется менять квалификацию и переучиваться на рабочие и строительные специальности, которые будут очень востребованы в силу ряда причин.

Шеринг нам поможет?

В свою очередь растущие цены будут вынуждать потребителей относиться к покупкам более осознанно, предпочитая долгосрочную аренду покупкам. Ряд экспертов при этом прогнозирует рост популярности услуг тест-драйва — сервиса, при котором покупатель берет товар на время, чтобы понять, подходит ли он ему. Особенно востребованным он станет среди товаров премиального сегмента. В целом ожидаемый кризис, вероятнее всего, еще активнее подстегнет рост так называемой шеринговой экономики — все той же аренды, проката и обмена. Об этом уже свидетельствует рост спроса на аренду электроники — уход многих брендов из России или же задержка их поставок, а также рост стоимости привели к тому, что потребитель потянулся не в магазины, а в пункты проката. При дальнейшем развитии этот тренд также потребует отладки собственной логистики.

Мнение эксперта

Виктор Кутузов, директор «КМ Глобал Групп»:

Сегодня для игроков рынка ритейла как никогда актуальны сокращение всех расходов, в том числе связанных с логистикой. Поэтому при организации доставки товара следует учитывать ряд трендов, наметившихся в сфере логистических услуг. Так, первоначально отлаженный на этом рынке вариант доставки «дверь-в-дверь» все активнее вытесняется доставкой до пунктов выдачи заказов (ПВЗ) или постаматов. Это вполне объяснимо — люди предпочитают сами распоряжаться личным временем, не зависеть от графика работы курьера и забирать посылку, когда им удобно. Наша компания, к примеру, учитывая пожелания клиентов, сегодня развивает как формат ПВЗ, так и систему постаматов.

При этом стоит обратить внимание и на изменения в самом принципе организации курьерской службы. Если в период пандемии рынок испытывал острую нехватку рабочих рук, то сегодня ситуация выглядит с точностью до наоборот — резко увеличилось количество таких соискателей на рынке труда. К примеру, нашей компании это обстоятельство позволяет максимально повысить свои и без того высокие стандарты работы. Как следствие — сегодня мы готовы обеспечить высочайший и максимально оперативный сервис по комплектации и доставке отправлений заказчикам как из b2b- , так и b2c-сегментов.

Проанализировав технико-экономические особенности доставки в нынешней ситуации, можно сказать, что несмотря на возросшие тарифы наименьшую себестоимость перевозки и скорость доставки сохраняет именно автомобильный транспорт. Именно он сегодня способен осуществлять доставку «от двери до двери», что позволяет ему работать с любым другим видом транспорта. Кроме того, сроки доставки благодаря его технологии самые короткие. При этом ожидаемые изменения требований к его экологичности в ближайшей уже перспективе может привести к сравнительному снижению расходов на автотранспортировку грузов.

x
Login