Путешествие на край ночи
Как в полной темноте организовать полноценную жизнь и успешный бизнес
«Музей, экспозицию которого вы не сможете увидеть» – так описывают свой проект создатели «Прогулки в темноте». Это единственное в Москве выставочное пространство, посетители которой оказываются в помещении, полностью лишенном света, а на протяжении экскурсии их сопровождают незрячие гиды.
– Идея создания нашего проекта пришла в голову топ-менеджеру Максиму Крутько, – рассказывает директор «Прогулки в темноте» Элизабет Радюк. – В Будапеште он побывал на «Невидимой выставке» – этот социальный проект помогает незрячим людям вести полноценную жизнь. Увиденное настолько впечатлило Максима, что он вместе с друзьями задумался, можно ли открыть в Москве аналогичный музей.
Переходя от «темной» к «светлой» стороне проекта
«Невидимая выставка» в Будапеште имела ошеломительный успех, но было сложно спрогнозировать, как такой формат покажет себя в российской столице, будет ли продаваться. Однако друзья решили попробовать: нашли подходящее помещение в ТРЦ «Ривьера», вложили в проект 14 миллионов рублей личных сбережений и запустили его в апреле 2016 го. Акцент изначально сделали именно на развлечении, но оказалось, что людям интересны не только новые ощущения, но и сама жизнь в полной темноте, внутренний мир их незрячих сограждан.
«Прогулка в темноте» – это экскурсия, которая делится на «темную» и «светлую» части. Первая длится 45–50 минут, в течение которых гостям предстоит в абсолютной темноте пройти через несколько локаций в сопровождении незрячих гидов. Экскурсоводы, а это полностью незрячие или слабовидящие люди, должны, по словам Радюк, четко контролировать ситуацию и делать все возможное, чтобы гости чувствовали себя комфортно. Оказавшись в абсолютной темноте, человек может ощутить прилив страха и даже запаниковать, и задача гида – помочь справиться со стрессом.
60 минут – длится «Прогулка в темноте». В каждой экскурсии могут принять участие до восьми человек в возрасте от семи лет.
– В каждой группе – максимум восемь человек: так каждый посетитель успевает поучаствовать в интерактиве, – рассказывает Элизабет. – Наши гости начинают с квартиры. Ориентируясь на звуки и ощущения, человек пытается угадать вещи, которые там есть. Дальше идет улица, за ней восточная лавка со специями и овощами, а затем – музей. В конце гостям предстоит посетить бар, в котором нужно на вкус определить блюда и напитки. Завершает экскурсию короткая «светлая» – 10–15 минут – часть, во время которой посетителям рассказывают о специальных тифлоустройствах, азбуке Брайля и интересных фактах из жизни незрячих.
Про интим можно задавать
Экскурсанты часто задают гидам вопросы об их жизни, говорит Радюк. Например, некоторых интересует, как незрячие производят сложные расчеты? Для этого они пользуются калькулятором, умеющим произносить цифры или задействуют голосовой помощник. Также не все знают, что незрячих нельзя брать за правую руку – именно ей держат трость. В опасных ситуациях, к примеру, в метро окружающие не понимают, как помочь незрячему. Задают и более интимные вопросы: как незрячие ходят по магазинам? Чем руководствуются при выборе одежды? Видят ли сны?
Экскурсоводы с удовольствием объясняют, что отсутствие зрения не ограничивает их жизнь: многие незрячие активно путешествуют, достигают значительных успехов в спорте, становятся великолепными музыкантами.
По словам Радюк, девушки-гиды прекрасно выглядят, у них всегда аккуратный маникюр и макияж.
Мастер-класс для особо любопытных
За первый год работы музей посетили более 20 тысяч гостей. Сегодня на «Прогулку в темноте» приходят около полутора тысяч человек ежемесячно, и это не предел, уверена Элизабет.
14 млн руб. составили стартовые вложения в проект «Прогулка в темноте».
«Это замечательная возможность отдохнуть от визуального шума, заново изучить хорошо знакомые предметы, удивиться тому, какая у них интересная форма, фактура, запах, как странно воспринимается в темноте пространство, каким информативным становится каждый звук», – делится впечатлениями от экскурсии минчанин Алексей. Москвичка Елена свой опыт описывает так: ««Прогулка в темноте» позволила «взглянуть» на мир по иному, прикоснуться к новым граням привычных вещей, и просто лучше понять других людей…»
У многих впечатления настолько яркие, что им хочется еще больше узнать о жизни незрячих. Для этого создатели проекта регулярно проводят мастер-классы. Их темы – музицирование, чаепитие, распознавание вкусов или ароматов и многое другое. И все это в полной темноте, конечно же.
Локдаун как стимул для роста
Коронавирусные ограничения весной 2020-го года заставили срочно искать новые форматы. Создатели «Прогулки в темноте» стали сочинять комиксы, для чего привлекали и детей, придумали тематические аудиоквесты.
– Локдаун очень помог понять, как нам вырасти, – рассказывает Элизабет Радюк. – Недавно нашими партнерами стали HeadHunter, аэропорт Шереметьево и другие. Мы создали пиар-отдел. Его возглавляет Ирина Трочина – раньше она была администратором, но мы увидели в ней талант пиарщика. За несколько месяцев она освоила новую профессию и через полгода о нас стали часто писать в СМИ. Мы начали участвовать в тендерах крупных компаний, с начала года выиграли в трех конкурсах. Сейчас ставим перед собой амбициозную цель: стать крупным частным сетевым музеем с филиалами и в других российских городах, и за границей.