Close

09.07.2019

Приключения электроников

Как семья Аленциных зарабатывает на электромусоре и при этом заботится об экологии

В приемной Владимира Аленцина, гендиректора Комбината экологического обслуживания, стоит макет завода из Lego: человечки, вагоны, транспортерные ленты, подъемники. Его бизнесмен собрал с одиннадцатилетним сыном Антипом. На первый взгляд – семейный досуг «папа-сын». На деле – точный макет производственной площадки компании с соблюдением масштаба. На площадке идет активная стройка, и команда отчаянно спорила, часами двигая игрушечные станки и здания.

– Это шредер для шин, он уже работает. Это цех по переработке масел, я вам его показывал, – рассказывает Аленцин. – Контейнеры для перевозки шин получили за час до вашего приезда. А это руководитель площадки Максим Анатольевич.

С этими словами, улыбаясь, мужчина ставит у шлагбаума смешную, но при этом грозную фигурку.

Лучший семейный бизнес

Семью Аленциных мы увидели на вручении наград призерам московского этапа конкурса «Золотой Меркурий». Семейная команда (всего в компании 150 человек) победила в номинации «Лучший семейный бизнес». Приз получали супруга бизнесмена Анна и сын Павел.

Компания перерабатывает промышленные отходы, не дает предприятиям и мегаполису задохнуться в отходах. Компания работает в Москве и области, в Мордовии и Тамбове, старший сын руководит самым молодым филиалом в Питере. Павлу было чуть больше десяти, когда папа начал заниматься переработкой. Сын помогал – составлял учетные таблицы, посещал с отцом заказчиков, администрировал базу данных. У Аленцина четверо детей: старший Павел, Глеб – ему девятнадцать, одиннадцатилетний Антип и десятилетняя Мила. Глеб, обучаясь на архитектора, активно помогал строить городской офис компании.

Экология. Семья Аленциных восстанавливает лесопарк имени Антипова в Волхове под Питером. Лесопарк заложен отцом Анны Аленциной – фронтовиком, лесничим Волховского лесничества Петром Григорьевичем Антиповым. Активно помогают мест­ные: на субботники приезжают и мужики на квадроциклах, и подростки из шахматного клуба. Аленцины разрабатывают концепцию благоустройства парка и, надев перчатки, очищают лес от мусора и сухостоя.

– Павел был свидетелем перелома в карьере отца. Когда выпускнику Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского с опытом работы на космодроме Плесецк, а позднее кандидату технических наук приходилось в девяностые работать даже охранником, – рассказывает жена. – Знает, что стартовый капитал был 200 долларов. Когда Павел, попробовав себя в других профессиях, решил примкнуть к делу отца, Владимир не возражал. Павел начинал с самых азов.

Например, катал шины на площадке, где стоит установка по переработке. Наряду с другими менеджерами, полтора года работал с заказчиками в офисе, и только со временем папа доверил ему создание питерского филиала. За старшего отец теперь спокоен. В Питере тот прошел все этапы открытия предприятия, вышел на самоокупаемость. А вот младшим, родившимся в другой финансовой ситуации в семье, приходилось объяснять, какой ценой что далось, в том числе и на примере Павла.

Мы смогли это донести. Младший Антип написал научную работу о значении переработки электронных отходов, является нашим амбассадором в акции «Школа утилизации: электроника». Это просветительская программа, когда в школах и бюджетных учреждениях собирают электролом, поступающий к нам. Специфику производства Антип постигал «в поле» – сам разбирал утильную электронику в цехе.

По окончании второго класса он спросил: «Папа, а у тебя на производстве нет общежития? Хочу на каникулах поработать». Эта инициатива ограничилась тремя часами работы в цехе, но важно желание и то, что он почувствовал, как даются те результаты, которых достигает семейный бизнес. Мила также попросила: «Пусть папа и для меня найдет работу».

На этой маминой фразе десятилетняя Мила принесла в приемную поднос с чаем.

Фото Юрий Гушан

Купил завод

Начало карьеры Владимира Аленцина типично для нынешних пятидесятилетних: фундаментальное военное образование, преданная служба Родине. Далее – отчаяние девяностых, когда хватались за все. Другой герой материала «Малого бизнеса» Андрей Трубников, владелец компании Natura Siberica, однажды не прошел собеседование  на завод, выпускающий Fairy.

– Я построю свой завод, а ваш «Фейри», когда он разорится, выкуплю, – пообещал тогда в сердцах мужчина, уходя с собеседования.

У сегодняшнего героя сюжет схожий: Владимир Михайлович полгода отработал на заводе по переработке масел «Помтэк», который по программе Лужкова «Авторесайклинг» поставила канадская компания. Через десять лет, когда открыл свое дело, выкупил уже разорившийся к тому времени завод. Он стал составным кубиком в концепции экотехнопарка: когда процессы взаимосвязаны, продукция, получаемая из одного типа отходов, становится сырьем для другого участка переработки – либо полностью, либо на промежуточном этапе. На мусорный полигон с площадки Комбината уезжает всего 5–7 % неперерабатываемых отходов.

Все придумали сами

«Коробочных решений» для бизнеса Аленцина не было. Технологии либо придумывали сами, либо, занимаясь, как шутят супруги, «промышленным шпионажем», подсматривали идеи на зарубежных выставках и адаптировали под себя. Из готовых проектов – только линия с того самого обанкротившегося завода по переработке масел и шредер для измельчения автошин. Аленцины придумали две важные схемы.

Первая: работа «через один договор». Когда предприятие не разрывается между подрядчиками, сдавая разные типы отходов, а взаимодействует с одним оператором – от ветоши и шин до ламп. Компания снимает с потребителей и головную боль по сортировке-хранению, обеспечивая их контейнерами для сбора.

– Мы первыми предложили систему контейнерных парков: для аккумуляторов, ветоши, лако­красочных покрытий, масел и антифризов – для каждого типа отходов свое решение, – рассказывает Владимир. – Внедрили систему комплексного вывоза: забираем все.

То, что комбинат не перерабатывает сам, например автомобильные аккумуляторы и люминесцентные лампы, накапливает у себя на складах, потом поставляет коллегам, специализирующимся на этом.

Вторая схема: – Часть отходов, например техмасла, предприятия сдают переработчикам за деньги. А за вывоз других отходов, например ламп, надо платить уже ему. Это неудобно и юридически, и финансово, – рассказывает бизнесмен. – Мы же замкнули цепь. У заказчика есть «депонент», где аккумулируются день­ги, и  расчеты происходят в рамках этой суммы. Условный завхоз не дергает руководство просьбами профинансировать сдачу промасленных отходов или нефтешлама. До нас комплексных систем сбора не было, а это облегчает сбор.

Пионеры рынка

Почти про все на площадке Аленцин может сказать: «Это мы внедрили первыми». По промзонам снуют грузовики с гидробортами и эмблемой комбината – собирают отходы.

– До 2002 года в России машины с гидробортами не выпускались, – рассказывает бизнесмен. – Мы придумали устанавливать гидроборта на автомобили – в результате обошлись без грузчиков и обеспечили высокую оперативность обслуживания. Первый полутонный гидроборт, привезенный в Россию, был поставлен в нашу машину. Благодаря гидроборту водитель справляется с погрузкой один.

Также первой из переработчиков компания закупила машину для вывоза осадка, который смывается с машин в автомойках. Эту субстанцию перерабатывают в особый песок, который идет на производство асфальта.

– Это датская машина, первыми ее приобрели мы и «Мосводоканал», – отмечает предприниматель. – Сейчас у нас таких две. Что‑то подобное выпускают и в Твери, но пока мы были монополистами, машины себя быстро окупили.

На «окупили» акцент сделан не зря – цена такого автомобиля 500 тысяч евро. Мог ли 20 лет назад предприниматель со стартовым капиталом в 200 долларов мечтать, что когда‑то в его автопарке будет стоять миллион евро? Не мог, но потенциал и масштабы рынка просчитывал.

Справедливости ради, Аленцин отмечает, что машины куплены с субсидией Москвы.

– Я не буду кричать, что «власти душат малый бизнес», – говорит предприниматель. – У нас дорого­стоящее оборудование, и многим оно не по карману. У нас социально ориентированный бизнес. Он нужен городу. Если аргументированно рассказывать властям, что и для чего нам нужно, то можно рассчитывать на помощь и понимание. Проблему промышленного мусора в любом случае надо решать, а мы это умеем.

Во что можно переработать отходы:

  • Шины – в материал, который идет на покрытие спортивных площадок. И в регенерат – компонент новой резины. Или добавку для асфальта;
  • Масла технические – в новые масла, смазки, модификаторы разного типа, включая битум;
  • Пластмасса рециклируется в пластмассу, как бумага может переработаться в новую бумагу. Процент вторичной пластмассы, которую добавляют в новую, колеблется от 10 до 30 %;
  • Электронная и электрическая техника – композиционный продукт, разбирается на компоненты и материалы – черные и цветные металлы, элементы, содержащие драгоценные металлы. Всего из утильной электроники можно извлечь и повторно использовать более 20 видов материалов.
  • Жидкость, остающаяся на автомойках – в сухой песок, идущий на производство асфальта.
  • Автоаккумуляторы – из них получают свинец.
    Из люминесцентных ламп – цоколи идут на получение металла, из люминофора получают ртуть

Объемы

За год Комбинат экологического обслуживания перерабатывает:

  • 6 тысяч тонн технических масел
  • 12 тысяч тонн шин(мощность 26 тысяч тонн, линия пока недозагружена)
  • 2000 тонн электроники
  • В целом – до 25–30 тысяч тонн отходовс 1-го по 4-й класс опасности

Для наглядности Аленцин предлагает измерять объемы вагонами. Например, один железнодорожный вагон вмещает 40 тонн масла, т. е. за год компанией перерабатывается 150 цистерн старых масел.

Компания не всеядна и не перерабатывает бумагу и металлолом, считая, что эти рынки уже сформированы. Не входит в сферу интересов и переработка бытового мусора.

x
Login