Праздник в каждый дом
Как сделать новогоднее настроение личным брендом и на этом заработать
Фабрика новогоднего настроения «КОЛОМЕЕВ» – бренд, вобравший черты его основателя. Предприниматель Николай КОЛОМЕЕВ – человек-праздник, генератор положительных эмоций и зажигательных идей. Даже общение с ним уже подарок.
– Я сам по себе мегапозитивный человек. Работаю как батарейка-энерджайзер: поспал 5-6 часов, подзарядился и побежал дальше. Силы мне дает семья жена, дети, – рассказывает Николай Николаевич. – А если в семье все хорошо, то и настроение хорошее, и это передается коллективу и сразу отражается на работе всего предприятия.
Риск – дело семейное
Мысль о собственном предприятии у него тоже зародилась в семейном кругу – в канун 2009 года КОЛОМЕЕВЫ, наряжая елку с двухлетним сыном Кириллом, задумались: а почему у нас нет своей, хорошей российской игрушки из стекла? Все украшения тогда завозились в страну в основном из Польши и с Украины. Правда, и свой бизнес им пришлось начинать так же, с дистрибуции, выручив средства на покупку первой партии новогоднего товара с продажи квартиры в Саратове.
– Это был исключительно семейный риск: никто тогда не понимал, как пойдет в регионы елочная игрушка. Рассчитывали сначала реализовать небольшую машину, выручив шесть миллионов рублей, а продали целую фуру на 30 миллионов, – вспоминает КОЛОМЕЕВ. – Но мы сразу вышли на крупный ритейл, к нам проявили интерес федеральные сети.
Секрет успеха еще и в том, что Николай КОЛОМЕЕВ – прирожденный продажник, за плечами которого и торгово-экономический техникум в родном Брянске, и Российский государственный торгово-экономический университет в Москве.
– Наверное, это все от бабушки по линии отца – она была заядлым продавцом. И я с 13 лет уже торговал: пакетами, лимонадом, пестицидами, отравой для тараканов и колорадских жуков, – вспоминает Николай Николаевич. – Впахивал каждое лето, зарабатывая по тем временам суммы, которых хватило бы на подержанную иномарку.
С не меньшим, чем в детстве, энтузиазмом он принялся развивать торговлю елочной игрушкой, нарабатывая огромную клиентскую базу в ту пору, когда далеко не у всех еще была сотовая связь, не говоря уже о доступе в интернет,– номера городских телефонов своих региональных партнеров Николай помнил наизусть. А главное, почти все они до сих пор работают с его фабрикой.
– С ними мы прошли через многое: как-то транспортная компания загрузила в вагон холодильники поверх нашей игрушки, и в Благовещенск партия пришла битой, но я возместил убытки. А в Норильск однажды заказ приехал только в апреле: его просто потеряли в дороге. Подобных историй много, но в каждом случае я старался поддерживать партнера, а если надо, шел навстречу, предоставляя отсрочки по платежам, – говорит КОЛОМЕЕВ. – И сегодня мы для клиентов – идеальный сервис с идеальным качеством: выполнение заказов – наш приоритет. У нас четкие поставки – в свое время сеть Metro научила нас работать поминутно, и мы досконально знаем, кому и в каком виде поставлять товар, на какой европалете и какой высоты, сколько слоев пленки должно быть в обмотке. Здесь у нас богатый опыт.
От сбыта к производству
Сегодня у фабрик «КОЛОМЕЕВ» контракты с крупнейшими федеральными сетями Metro, «О’Кей», «Лента», Х5 и «Лемана ПРО» (экс-«Леруа Мерлен») и оптовые партнеры от Калининграда до Владивостока. Работает она и с основными маркетплейсами, поставляет свою продукцию в Казахстан и Белоруссию. А в последние два года начала активно развивать корпоративное направление – принимает заказы на выпуск брендированной продукции от 500 штук до 50 тысяч. Такие фирменные шары выпускаются, например, для резиденции Деда Мороза в Великом Устюге и для его же московской усадьбы. Игрушки «КОЛОМЕЕВ» украшают новогодние гостиные телестудий НТВ, ТНТ, СТС. Большие партии с собственным логотипом заказывает сеть магазинов «Суши Wok». В общем, сам Николай КОЛОМЕЕВ изначально и во многом интуитивно сделал то, что только сейчас входит во все учебники по маркетингу: найдите рынок сбыта и только потом приступайте к производству.
Собственную производственную площадку КОЛОМЕЕВ начал строить в 2014-м. В Москве подходящих мест не оставалось, поэтому базой стало небольшое предприятие по выпуску новогодних костюмов в Новозыбкове. Первый цех возводили так, как Николай и Ирина себе его представляли, просто нарисовав на бумаге. И только построив, выяснили, что этого мало. Не менее сложная ситуация сложилась в период коронавирусной пандемии, да так, что даже возник вопрос о закрытии компании. Но – выстояли, и выстояли во многом благодаря харизме и энергии ее основателя. Более того, именно опыт ковида помог бренду «КОЛОМЕЕВ» вырасти почти вдвое.
– Мы во всем шли методом проб и ошибок: некому было подсказать, как правильно, а многие еще и пальцем крутили у виска в ответ на наши запросы. Например, когда нам потребовалась тампопечатная машина по собственному эскизу, то немецкие инженеры ответили, что такая в принципе невозможна. А наши умельцы собрали нужный агрегат, и теперь мы со своим уникальным оборудованием в тампопечатном производстве шагнули далеко вперед – аналогов в мире ему пока еще нет: такого размера и такого качества рисунок можем наносить только мы, – отмечает Николай Коломееев.
Сегодня «КОЛОМЕЕВ» – один из крупнейших российских производителей елочных игрушек и украшений из стекла. Пожалуй, в каждой российской семье есть хотя бы одна игрушка этого бренда. Собственные мощности позволяют выпускать ежегодно около двух миллионов новогодних игрушек.
– Мы начинали с одного барабана для окунания шаров на 100 посадочных мест, а сейчас – на 250, и таких барабанов у нас восемь. Многие технологии восстанавливаем по советским книгам – одна, например, 1944 года издания, – рассказывает КОЛОМЕЕВ. – При этом мы практически вышли на полное импортозамещение: стекло у нас российское, что особенно радует, решили вопросы с металлическими частями – медальоном и колпачком, и по металлизации шаров мы полностью ушли от импортных компонентов, работаем с подмосковным стеклозеркальным заводом. И в ближайший год точно решим вопрос с присыпками и лаком – в этом направлении сотрудничаем с различными лабораториями и даже планируем создать свою: думаю, необходимый нам объем в 20-30 тонн мы уже в состоянии произвести сами, да и лучше нас никто это не сделает.
Помимо площадки в Новозыбкове, сегодня у компании есть филиал в Клинцах и два цеха-мастерские по авторской росписи игрушки в Брянске и Калуге. А также шоурум в столице и склад в Подмосковье.
10 000 SKU составляют сегодня ассортимент фабрики «Коломеев»
2 млн новогодних игрушек выпускает предприятие ежегодно
от 200 руб. стоимость стеклянной елочной игрушки «Коломеев» на маркетплейсах
Главная ценность компании
В общей сложности в штате компании сегодня свыше 150 человек, среди которых опытные мастера-стеклодувы, художники-оформители, дизайнеры, контролеры качества, сборщики, упаковщики и квалифицированные менеджеры. Также у фабрики «КОЛОМЕЕВ» собственные юридическая служба и бухгалтерия, эйчары, отделы продаж и закупок.
–Для нас сотрудники – главная ценность компании. Мы одобряем и приветствуем любые инициативы, и благодаря этому компания живет и развивается, несмотря на все кризисы, – отмечает Николай Николаевич. – Наша кадровая политика проста: человек должен приходить на ра¬боту с хорошим настроением – для нас очень важна атмосфера в коллективе, а он у нас дружный и в головной компании, и в филиалах.
Такая атмосфера дорогого стоит – у КОЛОМЕЕВА многие работают с момента основания компании, некоторые сотрудницы уже по два-три раз сходили в декрет. Для штатных работников предусмотрены льготы и премии. Здесь много внимания уделяется и сплочению команды, и ее обучению – проводится множество различных тренингов и корпоративных праздников.
– Мы не разделяем команду – у нас все равны, будь ты офисный сотрудник или работник склада. У нас нет дистанции между генеральным директором и простым работником, и никто не боится озвучить мне любую проблему, и если есть проблема, мы ее решаем. Мы делаем все, чтобы быть на шаг впереди рынка, так что наш слоган «Опережаем Деда Мороза» имеет у нас довольно широкий смысл, – отмечает руководитель. – Мы даем возможность развиваться всем своим сотрудникам – мы очень лояльные, и у нас минимум бюрократии: не ставим жесткие рамки человеку на удаленке, и при необходимости отправим на курсы повышения квалификации любого.
Стоит добавить, что не только на курсы – по настоянию своего босса все сотрудники, по каким-либо причинам не окончившие вуз, получили высшее образование хотя бы заочно. Более того, у большинства уже есть водительские права: «Десять лет назад, когда я отправлял кого-нибудь на курсы вождения, все смеялись, как над моей причудой, а теперь благодарят», – отмечает Николай Николаевич.
– Тем не менее с кадрами сегодня тяжело, – признает основатель компании, – Например, в Новозыбкове мы планируем снимать корпоративное жилье, чтобы приглашать людей из других регионов. А в Брянске на площадке вместимостью 30 человек работают 17 художников, поэтому берем сезонных работников – к нам приходят и студенты, и школьники. И постоянно обращаемся в профильные колледжи и лицеи – мы готовы трудоустраивать и дополнительно обучать молодые кадры.
Новые силы нужны КОЛОМЕЕВУ для развития: производственная площадка в Новозыбкове уже требует масштабирования, и сейчас речь идет о покупке нового помещения. Ведь и товарное предложение фабрики постоянно расширяется: сегодня она выпускает 10 тысяч наименований, но ежегодно ассортимент только шаров обновляется в среднем на 70 процентов. А еще каждый год появляется 30-50 новых формовых игрушек – коллекции здесь не повторяются.
– В этом году мы выпускаем игрушки в виде Кремля и герба столицы – получили на это соответствующее разрешение в департаменте Правительства Москвы. А в прошлом году сделали по лицензии стеклянного Чебурашку из одноименного фильма – он произвел фурор и побил все рекорды продаж. – рассказывает Николай Коломееев. – Мы, пожалуй, единственная фабрика, которая соблюдает авторские права и получает лицензии на все изделия – у нас заключен договор с «СТС Медиа» на выпуск героев мультсериала «Три кота», у «Союзмультфильма» получил лицензию на использование «Ну, погоди» и «Простоквашино». Также в этом году заключили контракт с «Мосфильмом», и к столетию студии у нас появятся шары с кадрами из кинофильмов «Бриллиантовая рука», «Белое солнце пустыни», «Девчата» и многих других.
Николай Коломеев, основатель и генеральный директор фабрики новогоднего настроения «Коломеев»:
Елочная игрушка – это 100-процентно ручной труд. Даже при использовании машинной печати каждую игрушку потом дорисовывает наш художник. Также приставить колпачок, повесить фирменный медальон и упаковать – тоже вручную. Это большая и тяжелая работа, но то, что она дает на выходе – новогоднее настроение, искренние и яркие эмоции, окупает все.
От чистого сердца
А среди глобальных планов КОЛОМЕЕВА – проект интерактивного музея елочной игрушки. В перспективе он станет и крупным туристическим хабом, и центром притяжения молодежи – здесь будут проводится мастер-классы, оборудуют комнаты коворкинга и зоны отдыха.
– Мы никак не можем найти для такого музея подходящий участок – обратились уже за помощью в Правительство Московской области. Причем не просим на это денег или грантов – тут мы рассчитываем только на свои силы, – заявляет Николай Николаевич.
Как только появится площадка, начнется строительство – проект музея давно готов, и даже составлена программа его работы. В частности, предусмотрен большой спектр социальных программ, включая льготы многодетным, пенсионерам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Но и не дожидаясь запуска своего проекта, «КОЛОМЕЕВ» по мере возможности участвует во многих социальных программах. Например, проводит бесплатные экскурсии по шоуруму для всех желающих в рамках программы «День без турникетов», организует мастер-классы для детей с родителями. К тому же фабрика немалую часть своего бюджета направляет на благотворительность – с ее помощью в детских поликлиниках открываются «Добрые комнаты», которые помогают маленьким пациентам легче переносить стрессовую ситуацию и разлуку с домом. Также сотрудники «КОЛОМЕЕВА» готовят подарки детишкам, находящимся на длительном лечении.
– Это важно для нас, и эту часть своей деятельности мы не пиарим, а делаем от чистого сердца, – признается генеральный директор фабрики. – Я и сам больше отдаю, чем принимаю: люблю людей и люблю им помогать. Может, я в прошлой жизни много грешил или что-то не то сделал, раз сейчас пытаюсь все это наверстать? Но, наверное, поэтому и люди тянутся к нам, мечтают у нас работать.
О чем при этом мечтает сам основатель компании? «Хочу, чтобы «КОЛОМЕЕВ» стал супербрендом, известным на всю страну», – отвечает он.