Close

05.11.2018

Плейбэк-театр и не только

Как можно сплотить команду с помощью различных инструментов и форм тимбилдинга

Плейбэк-театр — форма театра импровизации, где не бывает повторений в репертуаре, а зрители одновременно являются и авторами спектакля, ведь именно рассказанные ими истории на сцене «экранизируют» актеры. Зародившийся в 70‑х годах, сейчас он популярен во всем мире, и не только как форма искусства — например, плейбэк является отличным инструментом командообразования, или, как принято сейчас говорить, тимбилдингом.

О том, какие задачи решает плейбэк-театр, тяжело ли «разговорить» людей и как актеры плейбэк-театра могут сплотить команду собственным примером, рассказала одна из руководителей и актриса театра Playback#01 Ольга Смирнова.

Как это работает

— Чаще всего мы, как ведущие, задаем какую‑то тему. Обычно простую. Если речь идет про командообразование, то мы можем поговорить про взаимодействие, или о том, как мы общаемся, или про самый интересный командный опыт. И истории могут быть не только про рабочие ситуации, но и про жизненный опыт, ведь из него мы тоже черпаем вдохновение, — описывает Ольга процесс.

Плейбэк начинается не сразу с «больших» историй: сначала ведущий (он называется кондактор) задает короткие вопросы, связанные с темой, чтобы у зрителей включилось «правое полушарие»: начали возникать метафоры, вспоминаться истории. Также это важный элемент для вовлечения зрителей в процесс, и в начале отвечать можно с места из зала.

— После коротких ответов из зала мы приглашаем на сцену рассказчика и начинаем работать над более глубокими историями. Не просто зарисовками или воспоминаниями, а именно историями.

Ольга подчеркивает: единственное правило — история должна быть про тебя.

Наиболее эффективное число участников для корпоративного плейбэка — от 20 до 70 человек, средняя продолжительность — 1,5 часа.

Почему это работает

Конечно, может возникнуть некоторый скептицизм: станут ли сотрудники делиться своими личными воспоминаниями, пусть даже и связанными с работой? По словам Ольги, этот вопрос часто звучит от заказчиков, хоть на опыте Playback#01 и не было случаев, чтобы историй не рассказывали. Существуют методики, чтобы «разговорить» аудиторию.

— У нас есть упражнения, которые помогают историям родиться, — объясняет она. — Мы часто просим участников объединиться в группы, команды и рассказать сначала истории внутри этой группы. Когда они делятся сначала между собой, это сильно поднимает шансы на то, что сильная, значимая история будет в итоге озвучена, и человек захочет увидеть ее на сцене. Это действительно подарок, когда актеры возвращают ее тебе, и ты видишь ее со стороны.

Впрочем, в плейбэке у зрителя всегда есть возможность остаться просто зрителем, и не рассказывать свою историю.

Сближение: Плейбэк — совместный опыт, который сближает коллектив. Участ­ники вместе переживают нетипичные ситуации и узнают новое друг о друге.

— У зрителей всегда возникает «вау-эффект», — говорит Ольга. — Например, ты уже услышал историю, человек рассказал, и ты прекрасно понимаешь, о чем содержательно пойдет речь. Но тут ведущий говорит — «давайте посмотрим это». Актеры встают и не сговариваясь, без всяких специальных знаков показывают то, что ты уже знаешь, в абсолютно новом свете. Добавляя туда то, что не было сказано, но точно было в истории. Когда мы, актеры, сидим и слушаем историю, мы безоценочно «загружаем» весь этот рассказ в себя и с нуля импровизируем, возвращаем историю в зал.

Плейбэк — это совместный опыт, который сближает коллектив: они вместе переживают нетипичную для них ситуацию и узнают что‑то новое друг о друге. Это касается и «молчунов» — ведь они слышат истории других людей и узнают что‑то, что трогает их самих. Ольга вспоминает: люди, прошедшие через плейбэк, часто говорят, что до этого опыта не знали своих коллег с такой стороны.

— Плейбэк полностью основан на эмпатии. Мы этот мускул постоянно у себя накачиваем, — резюмирует Ольга.

Темы. Истории, которые задают ведущие плейбэк-театра во время спектаклей, могут быть не только про рабочий опыт участников, но и про жизненный. Фото: архив Ольги Смирновой

Гибкость

Однако сплочение — не единственный эффект от плейбэка: с его помощью можно решать и другие насущные проблемы, ведь для обсуждения можно выбрать любую тему. Главное — знать, какую задачу предстоит решить. Перед проведением мероприятия команда театра всегда готовится, чтобы наиболее эффективно ее раскрыть.

— Мы всегда говорим об этом с заказчиком, человеком, который видит ситуацию изнутри, — объясняет Ольга. — Обязательно анализируем ситуацию, чтобы понять, куда пойти — рассмотреть тему более обще или пойти точечно. Инструмент гибкий, он это позволяет.

Примеров тем много: можно поговорить о том, как гармонизировать цель каждого сотрудника с общей целью компании, развивать предпринимательский дух и чувство ответственности внутри команды и, конечно, решать конфликтные ситуации.

— Плейбэк помогает снизить градус сопротивления, услышать другую точку зрения в рамках конструктивного диалога, — добавляет Ольга. — Он помогает увидеть ситуацию глазами оппонента, что уже работает на цель сближения.

Подготовка: Перед спектаклем организаторы придумывают вопросы, прописывают сценарии. Но тем не менее, участники всегда импровизируют.

На личном примере

Тем не менее, эффект сплочения присутствует всегда — вне зависимости от того, какая задача была поставлена. Его усиливают сами актеры своим отлаженным взаимодействием.
— Очень часто, когда мы работаем с бизнесом и с командами, участники после выступления удивляются, насколько актеры сыграны и как им удается ловить каждый малейший «сигнал» от своих коллег, — говорит Ольга. — Зрители получают пример идеальной, сыгранной команды — потому что плейбэк без этого невозможен. Если мы не будем слышать друг друга, мы просто «развалим» сцену и не сможем провести хорошее, качественное выступление.

Конфликт: Плейбэк помогает значительно снизить градус сопротивления, услышать точку зрения оппонента в рамках конст­руктивного диалога.

Какими еще бывают тимбилдинги

Арт-тимбилдинги

Одно из основных ценностей арт-тимбилдингов — отсутствие конкуренции. Тут нет разделений на команды и ревностного слежения за тем, кто выступает лучше: это командная работа на одну общую цель — общее произведение. Наиболее традиционный сценарий таких тимбилдингов — совместное создание большой картины. Коллектив делится на команды, каждая из которых под руководством художника-инструктора выполняет свою часть работы. Есть разные варианты: например, тимбилдинги в формате «арт-вечеринки», в котором каждый сотрудник создает свое маленькое произведение под присмотром инструктора. В бюджетном варианте инструктора может заменить один из выпусков передачи Боба Росса.

Веревочный курс

Это целый комплекс разных упражнений, в основном нацеленных на командное преодоление препятствий. Обычно такие тимбилдинги делятся на две части: «низкую» и «высокую». Первая — преодоление препятствия практически «на земле», вторая — на высоте в 7‑15 метров (естественно, с альпинистской страховкой). И если «низкий» веревочный курс — это всегда командная работа, будь то преодоление стен или веревочных лабиринтов, то в «низком» есть еще и элемент личностного тренинга. Впрочем, если вы боитесь высоты, принимать в этом участие совсем необязательно.

Кулинарные тимбилдинги

Кулинарные тимбилдинги помогут не только компании — сплотить команду и наладить отношения, но и вашим сотрудникам — наконец вырваться из круговорота пельменей и сосисок. Это отличный способ провести время вместе, поработать над трапезой и тут же вместе ее съесть, оценив результат. Кулинарные тимбилдинги бывают разными — иногда это просто совместное приготовление ужина, иногда — знакомство с кулинарными традициями других стран. Есть и более оригинальные форматы: например, master chef, в рамках которого команды соперничают друг с другом в кулинарном мастерстве, или конкурс на приготовление самой длинной пасты.

Машины Голдберга

Карикатурист Руб Голдберг, более ста лет назад придумавший «машины Голдберга», вряд ли думал, что их начнут использовать для командообразования: изначально они символизировали выполнение простой задачи чрезвычайно сложным и извилистым путем. У тимбилдинга символизм немного другой — вашим сотрудникам предстоит построить огромную машину Голдберга, цепной механизм. Каждая группа получит определенные «запчасти», необходимые для постройки своей части механизма; капитан группы распределяет внутри обязанности. В основе действия механизма — цепная реакция, поэтому если кто‑то решит не стараться, всегда есть вероятность того, что машина не заработает.

Тимбилдинг — съемка фильма

Еще один креативный тимбилдинг, требующий максимального вовлечения коллектива. Здесь предназначенные роли варьируются: кто‑то будет писать сценарий, кто‑то «играть», кто‑то делать декорации. Можно подобрать под каждого сотрудника «должность», которая будет ему больше подходить или которую он бы хотел попробовать. Рынок предлагает множество вариантов таких тимбилдингов: съемка целиком «своего» фильма или клипа одним дублем, или даже проведение целого кинофестиваля со съемками, презентацией, ковровой дорожкой и прочими атрибутами. Такой тимбилдинг позволит сотрудникам разрядиться и выплеснуть творческую энергию, а начальству — сформировать группы, которые в будут эффективно добиваться достижения целей.

Как сэкономить время и деньги

Не всегда есть время и ресурсы для вывоза команды на площадку и проведения дорогостоящего тимбилдинга с инструкторами и реквизитом. Вот несколько игр, которые не займут много времени и средств, но помогут решить определенные задачи в команде.

«Победитель / проигравший»

Время проведения: 5‑6 минут

Количество участников: 2 или больше, необходимо четное число людей

Инвентарь: не нужен

Партнер А делится каким‑либо негативным случаем, произошедшим в его жизни, с партнером Б. Это может быть личная или связанная с работой история, но она должна быть правдивой. Затем партнер А рассказывает о том же самом опыте вновь, но концентрируясь только на позитивных аспектах. Партнер Б помогает ему найти и раскрыть положительные аспекты плохого опыта. Затем они меняются ролями.

С помощью этой игры участники учатся перестраивать негативные ситуации в обучающий опыт вместе.

«Бартерный паззл»

Время проведения: не ограничен

Количество участников: не ограничено, нужна возможность поделить их на равные команды по 4‑5 человек

Инвентарь: несколько коробок паззлов

Группам раздаются паззлы, каждый из которых содержит кусочки от других паззлов. Цель игры — собрать свой паззл первым; можно назначить время, за которое команды должны собрать паззл, победителем в такой ситуации будет команда, наиболее приблизившаяся к выполнению задания. Участникам каждой группы придется разрабатывать стратегию, назначать роли и меняться с другими командами, чтобы собрать свой паззл первыми. Эта игра помогает усилить навыки переговоров и умение построения стратегий.

«Это лучше, чем то»

Время: 15‑20 минут

Количество участников: не ограничено

Инвентарь: любые предметы — четыре или больше

Выберите четыре разных, никак не связанных между собой предмета (или это могут быть четыре одинаковых предмета, которые по‑разному выглядят). Разделите всех участников на равные команды. Опишите сценарий для каждой команды, проблему в котором она должна решить, используя лишь предложенные вами предметы. Сценарий может быть совершенно любым: от побега из тюрьмы до спасения города от кайдзю. Каждая команда должна расставить предметы от самого полезного для решения этой проблемы до самого бесполезного и объяснить, почему они расположили предметы так.

Данная игра пробуждает в сотрудниках креативность при решении проблем. Основная идея в том, чтобы не сделать сценарий слишком простым, чтобы полезность каких‑то предметов в нем не была слишком очевидной.

«Три правды и одна ложь»

Время: 10‑15 минут

Количество участников: пять или больше

Инвентарь: нет

Все участники должны сесть в круг лицами друг к другу. Каждый из сотрудников должен рассказать четыре факта о себе, из которых три — правдивые, а один выдуманный. Чтобы было интереснее, ложь должна быть как можно более реалистичной. Каждый человек в кругу должен рассказать о себе три правды и одну ложь в случайном порядке, не раскрывая, какой из фактов ненастоящий. После того, как один человек высказался, остальные должны предположить, какой из фактов — ложь. Эта игра поможет «растопить лед» между сотрудниками, особенно в новых коллективах, а также отучить их выносить быстрые суждения о своих коллегах. Помимо прочего, она помогает втянуть в общение интровертов, предоставляя им шанс поделиться фактами о себе в кругу коллег.

x
Login