Паровой эффект
Как господдержка позволяет полностью локализовать рынок регулирующей и специальной арматуры
Группа компаний «Астима» – один из немногих примеров успешного импортозамещения на нашем рынке. С той лишь разницей, что в его основе не внешние обстоятельства, а внутренняя потребность ее основателей. Именно из любви к собственному делу команда инженеров в 2011 году решила самостоятельно наладить выпуск оборудования для пароконденсатных систем.
– Работа должна приносить удовольствие, иначе это ремесло. Свое дело открывают, если хотят сделать что-то гармонично и правильно, и за это всегда берутся энтузиасты и большие эксперты в своей области. При одном только желании заработать денег проще работать на дядю, – поясняет Евгений Синодов, учредитель группы компаний «Астима».
Однако на первых порах таким энтузиастам пришлось заняться торговлей, работать на сборке импортных комплектующих и оказывать сервисные услуги. И все это позволило заработать базовый капитал для проведения собственных разработок. Первые прототипы промышленного регулирующего клапана с пневмо- и электроприводом для использования в пароконденсатных системах, созданные силами «Астимы», прошли успешные испытания в 2014-м. В последующие три года был сформирован, пусть в небольшом масштабе, но полный производственный цикл. Компания наладила мелкосерийный выпуск различных изделий для нужд внутреннего рынка под торговой маркой АСТА.
– По сути, все это время наше предприятие работало в формате лаборатории – мы постепенно разрабатывали и добавляли в производство новые продукты: сепараторы пара, смотровые стекла, соленоидные клапаны, – вспоминает Евгений Юрьевич. – Но вскоре нам стало ясно, что развернуться на полную мощь компании не позволяет ограниченная территория в самой Москве…
На подмосковных просторах
Вырваться на оперативный простор ГК «Астима» позволила покупка собственного участка земли за пределами столицы – в 2019 году компания пере ехала в Воскресенск, построив здесь все необходимое для организации полно ценного производственного комплекса. Такая локализация позволила решить и кадровый вопрос – и сам Воскресенск как промышленный город, а также соседние Коломна и Егорьевск стали поставщиками специалистов ИТР необходимой квалификации.
– Четыре года назад, переехав из Москвы и переведя сюда производственные мощности, «Астима» получила толчок для развития, возможность увеличивать станочный парк и добавлять новые технологические цепочки, – поясняет руководитель компании.
Рост производства – а через два года портфель компании включал уже свыше полутора десятка собственных продуктов – позволил вести диалог с Минпромторгом о разработке необходимых стране товаров и получить для этого серьезную поддержку. Дополнительную субсидию предоставил и Фонд развития промышленности. Вместе это дало на выходе выпуск широкой линейки оборудования для отечественной индустрии, от пищевой и целлюлознобумажной отраслей до нефтехимии и фармацевтики – до 90 процентов предприятий, в производственных процессах которых используется пар, применяют продукцию марки АСТА. В России, конечно, немало компаний, выпускающих устройства для работы с паром, но их ассортимент, как правило, ограничен всего несколькими наименованиями. А ГК «Астима» предлагает свыше 40 позиций. Плюс еще около 40 в настоящий момент находятся в разработке. Все это с учетом ушедших с российского рынка крупнейших европейских, японских и американских производителей позволило ей занять лидирующие позиции в стране.
– Все, что мы сегодня производим, необычайно востребовано. Причем даже оставшимися западными производителями – у нас постоянно бывают представители Nestle, Procter & Gamble. И если раньше они не воспринимали всерьез российскую продукцию, то сей час, наоборот, удивляются, что мы можем производить качественное оборудование, которое и по своим рабочим характеристикам, и по внешнему виду и упаковке отвечает высоким стандартам, – рассказывает Евгений Синодов. – Немаловажно и то, что мы предлагаем продукты, стоимость которых зафиксирована в рублях и не зависит от курсов евро и доллара.
С помощью Фонда
Такой рост требовал и соответствующих финансовых вливаний. Динамичное развитие требовало больших и, главное, уже заемных сумм. Были испробованы различные кредитные продукты, и сегодня, с ростом объема основных средств, открыты кредитные линии во всех крупнейших банках – «Сбер», Альфа-Банке, Райффайзен, Т Банке и Совкомбанке. На определенном этапе компания зарегистрировала два своих торговых знака – изначально это делалось для защиты изделий от недобросовестных конкурентов, а сегодня они стали залогом для получения очередной необходимой суммы.
– Мы стали участниками программы кредитования предпринимателей под залог прав интеллектуальной собственности, которая реализуется в Москве. В этом качестве мы предложили банку патенты своих брендов, а Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы помог нам при оформлении кредита – он предоставил поручительство с 95-процентым покрытием, – рассказывает руководитель ГК «Астима». – Полученные средства мы использовали для приобретения сырья, оборудования и оснастки для выпуска новых изделий. В итоге участие в программе позволило нам увеличить объем производимой продукции более чем в два раза.
Сегодня компания изготавливает десятки тысяч единиц изделий в месяц – это различная продукция, начиная от мелкогабаритных обратных клапанов и заканчивая регулирующими клапанами выше человеческого роста. Вся она реализуется через региональную дистрибьюторскую сеть на территории России и бывших стран СНГ: в Беларуси, Казахстане и Узбекистане.
Для того чтобы достичь таких показателей, как считает Евгений Синодов, необходимо прежде всего быть экспертом в той области, в которой собираетесь работать.
– У любого начинающего предпринимателя должна быть уверенность в том, что все процессы он в состоянии освоить – или уже владеет ими, или сможет разобраться и довести до конца, – советует новичкам учредитель ГК «Астима». – Также не нужно бояться того, что вы начинаете делать. И конечно, необходимо набраться терпения, потому что это тяжелый труд, но в результате и награда будет тоже достойной.