Close

18.08.2024

Отрасль маслом не испортишь

Фото: Global Look Press ©Tony Hamblin/FLPA

Как разработки для уходовой косметики помогают завоевывать смежные рынки

Невероятно, но факт: в России существовала отрасль, обороты которой в разы превышали доходы нефтяников. Это эфиромасличное производство, к началу 1990-х дававшее 90 процентов мировых объемов масла кориандра и треть – розового масла. Сегодня до этих показателей пока далеко, но восстановление идет полным ходом:

– Розовое масло в стране не выпускали с советских времен. Но в 2022 году мы возродили его производство и уже наращиваем объемы по отдельным сортам – их у нас более десяти, и у парфюмеров впервые появится столь широкий выбор, – рассказывает Александр Ново сад, генеральный директор Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода (АО «АЭМСЗ»).

Лавандовый «рекорд»

Это предприятие – родоначальник эфиромасличной отрасли Советского Союза. Изначально оно возникло в 1922 году на базе Наташинского имения Кайсаровых как кооператив технического и лекарственного сырья, который совместно с Никитским ботаническим садом заложил первые поля лаванды, розы и еще десятка лекарственных растений. Затем, обобщив восьмилетний опыт их выращивания и использования, в 1930-м было принято решение о запуске широкомасштабного промышленного производства. Для этого были привлечены специалисты с переднего края науки того времени: Химико-фармацевтического института, Всесоюзного института растениеводства, Всесоюзного института лекарственных растений и Государственного Никитского ботанического сада. В поселке Наташино создали базовую лабораторию Всесоюзного научно-исследовательского института эфиромасличной промышленности. А само предприятие охватило сразу несколько населенных пунктов, помимо Алушты: Лучистое, Изобильное, Малый Маяк, Комсомольское, Краснокаменку и Гурзуф, где создавались площади для посева необходимых технических культур и площадки для их переработки.

Все это привело к грандиозному прорыву – СССР перестал ввозить из-за рубежа семенной материал и сырье, зато продукцию советского совхоза начали закупать западные страны. В том числе и такой законодатель в мире косметики и парфюмерии, как Франция, куда шло эфирное масло специальной экспортной марки «высокогорная», аналог французского «мон блан». К тому времени селекционерам, работающим под Алуштой, удалось вывести куда как более продуктивные сорта, дававшие на выходе высокий результат. К примеру, здесь не прижилась знаменитая казанлыкская роза из Болгарии, которую в Европе считали лучшей для получения розового масла: цветок не перенес первую же зиму с морозами под минус 15. Тогда специалисты Никитского ботанического сада вывели на ее основе новый крымский вид, способный выдерживать температуры до минус 25, – «крымская красная». Они же создали лаванду сорта «ре корд» – эфирное масло, получаемое из нее, существенно выше и по качеству и по свойствам, чем у ее зарубежных родственников. Содержание только главного компонента – линалилацетата – в алуштинской лаванде достигает 45 процентов, что хотя и на полпроцента, но выше, чем у знаменитой на весь мир прованской горной лаванды. В степной и болгарской его уже 35 процентов, а в итальянской всего 32…

Второе рождение

Но весь этот грандиозный проект к концу прошлого века пришел в упадок. И лишь четыре года назад зашла речь о возвращении деятельности АЭМСЗ на исходные позиции – в конце 2020-го руководитель предприятия Александр Новосад подписал с регионом инвестсоглашение о восстановлении эфиромасличных полей. После чего в довольно короткий срок на южных склонах Крымских гор, от Фороса до Малореченска и в северных предгорьях Белогорского, Симферопольского и Бахчисарайского районов начали освоение более 5000 га. Здесь начали выращивать пять ключевых культур – розу, лаванду, розмарин, шалфей и иссоп, а также еще около сотни других растений, необходимых для производства эфирных масел и уходо вой косметики. Наладили и водоснабжение предприятия из месторождения Хачи-1 на южном склоне вулканическо го массива Чатыр-Даг – оно расположено на высоте почти 700 м над уровнем моря.

– Сегодня мы, пожалуй, единственное предприятие в отрасли, которое сохраняет эфиромасличные поля в сухих субтропиках на Южном берегу Крыма. Все они аттестованы как экологически чистые, а наш завод получил сертификат международного образца Organic на переработку эфиромасличных культур – все это говорит о том, что вся производи мая нами косметика и эфирные масла полностью натуральны и экологичны, – подчеркивает Александр Новосад.

Для активных ценителей здоровья

Хотя и не это главный секрет успеха косметической продукции завода на рынке. Все дело в ее основе – гидролатах. Это жидкости, которые образуются при паровой дистилляции эфиромасличных растений. Или, точнее, конденсат, полученный при пропускании пара через цветы: под давлением он высвобождает из них все эфирные масла и водорастворимые компоненты, которые остаются в гидролате. В результате получается натуральный продукт, который невозможно получить добавлением в воду нескольких капель эфирного масла. А ведь когда-то для получения таких масел использовали в основном говяжий жир – процесс назывался анфлеранж, и зрители кинокартины «Парфюмер» имеют о нем представление. На смену жирам пришли перегонные кубы, и в их использовании преуспели косметологи Болгарии и Гер мании. Но именно советские химики раз вили и усовершенствовали технологию пароперегонки.

– Мы не варим траву по 2–2,5 часа, а перерабатываем растения в колоннах высотой 12 метров, где они в течение всего 90 секунд подвергаются термической парообработке и, как следствие, большее число компонентов сохраняется, – отмечает Александр Сергеевич.

Для этого, стоит добавить, все растения собираются исключительно вручную и – на рассвете, иначе под палящим солнцем эфиры начинают активно испаряться. В итоге полученные гидролаты не требуют химических добавок, ароматизаторов и консервантов. К слову, их не редко и ошибочно называют цветочной водой. Но такую воду готовят проще – в обычную дистиллированную воду добавляют эфирное масло, и такой раствор не обладает всеми свойствами гидрола та, не так глубоко проникает в кожу, а лишь остается на ее поверхности. Любой гидролат к тому же безопасен, подходит для применения в чистом виде.

– В нашей линейке более 15 гидролатов – они стали основой свыше 200 видов уходовой косметики для лица, тела, волос, которые мы выпускаем под брендом «Сокровища Крыма», – рассказывает руководитель Алуштинского предприятия. – При этом, помимо натуральности, мы придерживаемся еще одного основного принципа создания уходовых средств – это функциональность, сочетаемость ингредиентов, проверенная польза и гипоаллергенность. За 100 лет работы предприятия на нашем сырье учеными проведена масса исследований воздействия именно нашей продукции на организм человека. Благодаря их изысканиям, к примеру, в линейке наших кремов, помимо традиционных текстур, используются восковые кремы, причем с включениями не только пчелиного, но и цветочного воска.

В целом о каждом виде продукции генеральный директор АЭМСЗ готов рассказывать часами, так как это не просто смесь ингредиентов, а продуманное средство для достижения максимального эффекта.

Если же говорить о создании новых линеек, то в их основе лежит идея основного функционала продукта, на целенного на конкретную аудиторию. Основными потребителями марки «Сокровища Крыма» здесь называют тех женщин 25-40 лет, которые активны, поддерживают здоровый образ жизни и ценят натуральную продукцию. Это для них каждая создаваемая линейка проходит серьезные этапы тестирования и доработок, причем в несколько этапов, на каждом из которых выдвигаются определенные качественные гипотезы, и если они не подтверждаются, то продукт возвращается на исходный рубеж.

Российский L’occitane

– Многие исследования проводятся нашей лабораторией, которая оснащена по последнему слову науки и техники, – поясняет Александр Новосад. – Но есть и такие продукты, которые тестируются месяцами совместно с научно-исследовательскими институтами и на группах испытуемых.

После такого профессионального подтверждения эффективности и стабильности продукта наступает этап его потребительского тестирования. Оно больше связано с «экономикой впечатлений» – это ароматика, текстура, впитываемость, состояние кожи до и после. Ну а уже полностью доработанное средство внедряется на производстве, параллельно ставится система контроля качества именно под эту линейку продуктов.

Причем это многоступенчатый контроль – на каждом этапе производства, где действуют стандарты ISO 9901 и GMP, есть свои точки проверки, где работает служба качества, дополнительный контроль ведет и лаборатория. Плюс предусмотрен контроль сроков годности при отпуске продукции со склада и их проверка во всех точках продаж.

– По сути, сегодня мы представляем собой российский L’Occitane – качество полностью этому соответствует, только цены у нас значительно ниже, – не без гордости отмечает Александр Новосад. И делится новыми разработками, которых точно нет у западных производите лей. – Сейчас мы находимся в фазе финального тестирования новой уходовой линейки для постоянного поддержания идеального pН кожи – планируем вы пустить ее к Новому году. Также сегодня закладывается базис для линейки следующего года. Она основана на результатах научных исследований, которые велись на протяжении нескольких лет, и по которым уже получены патенты, а технология для нее все еще в разработке. Здесь мы стремимся полноценно использовать выделенное нами из масла черного тмина вещество тимохинон – этот фитоактивный компонент, помимо своих мощных антиоксидантных и нейропротекторных свойств, выступает еще и как «транспорт», который доставляет глубоко в клетку ценные компоненты. Уже на этапе тестирования компонентов мы видим уникальные эффекты этой линейки. В ближайшее время также представим детскую и мужскую линейки.

Синергия опыта и молодости

Но история Алуштинского эфиромасличного совхоз-завода – это не просто история полей, технологий и продуктов. Это еще история города и прилегающих поселков, ведь компания четыре из них обеспечивает, для одних строит социальную инфраструктуру, а в других поддерживает в надлежащем состоянии такие объекты. Но главное – трудоустраивает их жителей. Только для перезапуска предприятия потребовалась почти сотня пар рабочих рук, а с расширением мощностей нужны будут новые и силы, и квалификации.

– Наша кадровая политика не ограничивается стенами производства, а охватывает все аспекты жизни сотрудников, – поясняет Александр Сергеевич. – Наши кадры – это синергия опыта и молодости.

Как пример: самый опытный сотрудник совхоз-завода – это технолог Валентина Петровна Найденова, ей 87 лет. А самые молодые – это студенты и выпускники вузов, которые, как правило, попадают сюда сначала на практику, а затем и остаются работать. Так, главный агроном Елизавета Епифанова начинала работать здесь простым агрономом, еще учась на заочном отделении Тимирязевской сельхозакадемии.

– Сейчас мы набираем специалистов в свой исследовательский блок – до конца этого года запустим новый лабораторный корпус, поэтому ждем химиков-органиков со всей страны, а также биотехнологов, технологов и разработчиков косметической продукции, ай тишников и других профессионалов, – пользуясь случаем, приглашает молодежь генеральный директор АЭМСЗ.

от 120 тыс.руб. предлагаемая зарплата для химика-органика АЭМСЗ* *данные HeadHunter.ru

Еще в этом и следующем году Алуштинский совхоз-завод достроит и запустит еще несколько производств: биотехнологический комплекс по выращиванию растений, завод по переработке растений и новые площади для выпуска готовой косметики.

– Это будут большие промышленные площади с нормальной и логистикой, и расположением цехов. Его строительство началось еще в советское время, но на стадии почти полной готовности было заморожено. Мы рассчитываем открыть его в 2025 году, и это позволит нам нарастить объемы производства в два с половиной раза, – поделился планами Александр Сергеевич.

Разделяй по маслу

Помимо собственных полей и производства, предприятие развивает и независимый маркетинг.

– Несколько лет назад, разрабатывая стратегию бренда «Сокровища Крыма», мы приняли решение развивать не дистрибьюторскую сеть, а собственно бренд. Это предполагает построение собственной розницы, франшизы и вход в федеральные сети. В настоящее время у нас уже достаточно развитая розничная сеть в Крыму, и она постоянно пополняется новыми торговым точками, – рассказывает генеральный директор пред приятия. – Все наши магазины очень атмосферные и несут в себе частичку Крыма, историю нашего предприятия и продукта.

Кроме этого, осенью АЭМСЗ планирует открыть флагманские магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани и еще нескольких городах. Также продукция ТМ «Сокровища Крыма» уже летом появится в онлайн-магазинах «Золотого Яблока», «Магнит Косметик» и iBeauty. Ну а предприниматели, заинтересованные в продвижении бренда, могут воспользоваться франшизой – только на полуострове уже заработали шесть таких магазинов. За рекламу своего начинания им можно не беспокоиться не только завод занимается активным про движением продукции, но и федеральное телевидение в этом помогает – за сезон на предприятии и полях АЭМСЗ как минимум дважды бывает съемочная группа каждого из пяти федеральных телеканалов. Александр Новосад это считает важным – с их помощью можно не просто популяризировать продукт, но и донести важную информацию до потребителей:

– На рынке эфирных масел ситуация катастрофическая – огромное количество фальсификата. Мы вынуждены конкурировать на полке с разбавленными маслами, нередко опасными для жизни, – рассказывает руководитель. – Мы уже неоднократно обращались в Правительство с предложением разделить эфирные масла и продукты, содержащие эфирные масла, а также ввести обязательным документом подтверждающим качество продукта, хроматограмму. В этом отношении все наши торговые марки имеют патентную защиту, научные разработки также регистрируются. Да и в свете санкций ограничить доступ на российский рынок импортных разбавленных эфирных масел было бы правильно.

В эфире – пищевой рынок

Впрочем, на одном только рынке косметики и его проблемах АЭМСЗ замыкаться не собирается – сегодня пред приятие выходит с предложениями для фармацевтической отрасли. У него разработаны несколько компонентов для фармпрепаратов – прежде всего это тимохинон, склареол и еще несколько на подходе. Держит совхоз-завод курс и на парфюмерный рынок – уже закладываются поля с новыми культурами для нужд этой промышленности.

– Уже сегодня мы единственные на рынке, кто может представить десять видов розового масла и три принципиально разных аромата лаванды, – говорит Александр Новосад. – Протестировать их мы приглашаем всех заинтересованных парфюмеров на Международную парфюмерно-косметическую выставку InterCHARM, которая пройдет в октябре этого года в Москве.

Немало разработок ведется и для пищевого рынка – это красители, эссенции, олеризины. Готовится к выпуску линейка воды «Алустон» – это слабощелочная вода из горного источника. Эта марка объединит как питьевую и газированную воду, так и воду с пищевыми гидролатами «Роза», «Лаванда» и «Розмарин». Ведутся исследования для производства функциональных напит ков – энергетических, тонизирующих, регулирующих водно-соляной баланс и для детокса. И для более мощного раз вития этого направления предприятие формирует отдельную команду. В общем, Алуштинскому эфиромасличному совхоз-заводу есть чем удивить потребителей уже в ближайшее время. Еще больше сюрпризов стоит ожидать после выхода его новых площадок на полную мощность.

 

x
Login