Close

20.10.2024

Особенности национальных беспилотников

Фото: ru.freepik.com © senivpetro

Спецпроект «Новые технологии: логистика будущего»

Несмотря на объективные трудности, массовое внедрение беспилотного транспорта в России не за горами. Об этом свидетельствуют конкретные шаги, которые в ближайшие годы предпринимает государство и бизнес. К 2025 году Минпромторг запускает полигон для тестирования умных грузовиков и автомобилей, а к 2030 году в рамках государственного проекта «Беспилотные логистические коридоры» под беспилотники адаптируют более 19 500 км федеральных дорог. О том, что уже сделано в этом направлении, – в нашем обзоре.

В среднесрочной перспективе

С каждым годом беспилотники все шире применяются как российскими государственными органами, так и отечественным бизнесом. Почти 40 процентов проектов, где используются БПЛА, связаны с дистанционным мониторингом, примерно такое же количество приходится на сферу безопасности, еще 10 процентов – на логистические функции. Говоря о конкретных направлениях использования, беспилотные системы активно используются для мониторинга объектов недвижимости, контроля за ходом строительства и использованием земельных участков, для мониторинга природных пожаров и стихийных бедствий, обеспечения устойчивой связи и доставки грузов в труднодоступных местах.

По оценке экспертов Ростелекома, при сохранении текущих темпов прироста (+60 процентов) ежегодно, в 2024 году объем отечественного рынка БПЛА составит около 13 млрд рублей, а к 2028 году достигнет 81 млрд рублей. В 2025–2026 годах стоит ожидать реализации отложенного роста, вызванного необходимостью приспособления рынка под новые вызовы. В среднесрочной перспективе стоит ожидать дальнейшего технологического совершенствования беспилотных систем. Перед разработчиками БПЛА стоят амбициозные вызовы: как увеличить дальность полета, полезную нагрузку и выносливость аппаратов. Решением может стать более широкое применение композитных материалов высокой прочности, а также внедрение гибридных двигателей. Перспективным видится система управления большим количеством БПЛА, это будет востребовано как у государственных заказчиков, так и у бизнеса.

Стимулирование развития рынка БПЛА будет происходить как со стороны частных инвестиций, так и за счет увеличения объемов господдержки, а также заказов со стороны госструктур. Основными направлениями для инвестиций станут микроэлектроника, производственная база и программное обеспечение.

Говоря о мерах государственной поддержки, стоит на помнить, что 1 января этого года в РФ запущен национальный проект «Беспилотные авиационные системы», предусматривающий выделение до 2030 года более 696 млрд рублей на развитие отечественной отрасли производства гражданских БПЛА. Данный проект носит комплексный характер и направлен на развитие не только производственной, но и научной базы, а также на развитие инфраструктуры и подготовку кадров. За счет этого обеспечится кумулятивный эффект для всей отрасли. Минпромторг России ожидает, что за счет реализации данного нацпроекта к 2030 году объем отечественного рынка беспилотных систем достигнет почти 180 тыс. аппаратов, а доля отечественных изделий составит не менее 70 процентов.

Не менее серьезная задача – разработка новых и совершенствование существующих средств противодействия БПЛА. Прикрыть все значимые объекты промышленности, инфраструктуры и социального назначения зенитно-ракетными и стрелковыми комплексами попросту нереально. Поэтому важно нарастить производство аппаратных комплексов, которые позволят подавить беспилотник еще на подлете и безопасно посадить его вне охраняемого объекта.

26 производителей беспилотников претендуют на реализацию гражданского госзаказа

Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провел совещания с производителями, ответственными ведомствами и организациями по вопросу реализации плана государственного гражданского госзаказа на беспилотники на период 2024– 2026 годов.

В рамках выполнения поручений первого вице-премьера представитель Минпромторга на совещании сообщил о завершении доработки методики оценки производителей беспилотников для участия в реализации гражданского госзаказа по согласованным с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и Фондом национальной техно логической инициативы критериям. Среди них – оценка технической готовности (оборудование, площадка, лицензии, соответствие стандартам и наличие документации), готовность к обеспечению производства и масштабированию, а также финансовые критерии. Дополнительно – отсутствие налоговых задолженностей в существенном объеме, отсутствие иностранных граждан в составе менеджмента и собственников компании и другие. Для подтверждения произведенной оценки предусмотрены выездные посещения компаний-производителей в соответствии с утвержденным Минпромторгом планом-графиком.

В ходе совещания Андрей Белоусов пообщался с представителями всех компаний, которые заявили участие в реализации гражданского госзаказа. Представители компаний-производителей предложили ряд незначительных корректировок по перечню критериев, которые поручено отработать Минпромторгу совместно с ГТЛК.

На сегодняшний день в плане производства заявлено 26 производителей. 17 производителей уже прошли упомянутую оценку, еще четыре производителя ведут доработку, по результатам которой могут получить подтверждение для участия в работе. Пять производителей оценку не прошли, прежде всего по причине непредоставления информации.

«Хочу отметить, что про водимая работа по анализу реальных возможностей производителей беспилотников участвовать в реализации гражданского госзаказа ведется прежде всего в интересах производителей. Если в процессе работы предприятие допустит срыв исполнения объемов по субъективным причинам, оно однозначно будет отстранено от участия в реализации госзаказа. Поэтому со всех точек зрения эти риски лучше выявить сейчас», – сообщил Андрей Белоусов.

Одобрены основные принципы реализации программы льготного лизинга беспилотников

Первый вице-премьер провел заседание правкомиссии по развитию беспилотных авиационных систем.

Первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков и генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих доложили о разработке условий программы льготного лизинга БАС.

На эти цели выделено 2,5 млрд рублей в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 декабря 2023 года. Программа начнет работать в апреле, после доведения средств из бюджета РФ в ГТЛК.

«Программа охватывает всю номенклатуру беспилотных систем, кроме образовательных дронов. Вся техника, поставляемая по программе, должна соответствовать критериям локализации по постановлению Правительства РФ №719 и требованиям к сертификации БАС», – добавил Василий Осьмаков.

Руководитель ГТЛК рассказал о важности одобрения основных принципов реализации программы льготного лизинга беспилотников. Документ описывает не только требования к поставщикам, но и порядок рассмотрения поступающих заявок от потенциальных клиентов, размер авансирования, предел объема программы в деньгах на одного лизингополучателя и т.д.

«Закрепленные на бумаге основные принципы создадут равные условия для возможных участников программы, откроют доступ к мерам поддержки в виде льготного лизинга в свободном режиме. Просим утвердить основные принципы, чтобы мы могли приступить к контрактации БАС с 8 апреля 2024 года, после по лучения бюджетных денег», – заключил Евгений Дитрих.

Первый вице-премьер уточнил, согласованы ли указанные принципы с игроками рынка – с производителями и эксплуатантами, на что получил утвердительный ответ.

«Предлагаю одобрить основные принципы реализации программы льготного лизинга беспилотников. Начинаем работать. Важно, что бы программа заработала уже в апреле. Параллельно прошу направить документ в Минфин и Минэкономразвития, если у ведомств возникнут замечания, учтем их при доработке программы в следующем периоде», – заявил Андрей Белоусов.

Доработка нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Беспилотные авиационные системы»

Правительство завершает формирование нового национального проекта «Эффективная транспортная система» и доработку действующего национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (оба нацпроекта курирует вице-премьер Виталий Савельев). О результатах этой работы необходимо доложить в Правительство до 20 декабря. Такие поручения дал Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии, посвященной этим нацпроектам.

Глава кабмина в целом одобрил подходы к формированию паспорта и структуры национального проекта «Эффективная транспортная система». В его состав войдут девять федеральных проектов. Все они направлены на создание необходимой инфраструктуры для расширения внешней торговли и повышения связанности территорий.

В их числе – федеральный проект «Развитие опорной сети железных дорог», включающий в том числе проекты по развитию Восточного полигона железных дорог, подходов к морским портам Азово-Черно морского и Северо-Западного бассейнов и проекты, направленные на развитие международного транспортного коридора «Север – Юг».

Также в состав нацпроекта войдут федеральные проекты «Развитие опорной сети аэродромов», который в том числе будет включать мероприятия по реконструкции и строительству не менее 75 аэродромов, и «Цифровая трансформация транспортной отрасли», включающий мероприятия по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы и государственной информационной системы «Транспортно-экономический баланс Российской Федерации».

Мероприятия по обновлению и импортозамещению парка учебных судов, тренажерной и лабораторной баз транспортных вузов будут предусмотрены в федеральном проекте «Развитие кадрового потенциала транспорт ной отрасли».

Кроме того, в нацпроект войдут федеральные проекты «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», «Развитие опорной сети морских портов», «Развитие опорной сети внутренних водных путей», «Развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», «Развитие Большого Северного морского пути».

По итогам стратсессии Михаил Мишустин поручил Минфину, Минтрансу и Минэкономразвития проработать финансовое обеспечение нацпроекта и входящих в него федеральных проектов.

Кроме того, Минтрансу, Минцифры и Минэкономразвития предстоит обеспечить создание, апробацию и внедрение информационной системы поддержки принятия решения по развитию транспортной инфраструктуры и цифровой платформы для мониторинга перевозок пассажиров по межрегиональным и муниципальным маршрутам, а также по автоматизации процесса управления льготными и субсидированными перевозками на воздушном транспорте. О результатах этой работы необходимо доложить в Правительство до 20 декабря, далее – раз в полгода.

По итогам стратсессии Михаил Мишустин также отметил высокий уровень проработки национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который был запущен в январе 2024 года. Его реализация будет способствовать созданию условий для производства самых различных типов аппаратов, расширения их применения во всех секторах экономики. В результате должна сформироваться инновационная отрасль, которая откроет дополнительные возможности для бизнеса и общества в целом.

Доработать отдельные параметры этого нацпроекта глава кабмина поручил Минпромторгу и Минтрансу. При этом необходимо обеспечить включение в состав паспорта нацпроекта мероприятий по развитию систем радиолокации и ускоренной разработке системы идентификации беспилотников, а также мероприятий, направленных на поддержку отечественного рынка беспилотников и формирование моделей их использования в различных отраслях экономики.

По словам Михаил Мишустина, к концу десятилетия количество беспилотной техники, произведенной в России, должно вырасти более чем в пять раз. Для этого важно активно внедрять собственные передовые технологии, энергетические и силовые установки, современные методы и средства связи, а также максимально локализовать в стране выпуск востребованных моделей.

ru.freepik.com © freepik

Отечественные беспилотники уйдут к заказчикам в конце 2024 г.

Поставки отечественных гражданских беспилотников на сумму свыше 5 млрд руб. начнутся уже в 2024 г. Заказчиками выступили более 150 компаний федерального и регионального уровней. Речь об этом зашла на международном форуме «Цифровая транспортация – 2024». Подробнее об этом мероприятии рассказывает ComNews.

В ходе обсуждений в рамках форума ведущие игроки отечественного рынка отметили заметный прогресс отрасли беспилотных авиационных систем, но обозначили еще несколько серьезных не решенных задач. В частности, о поставках российских беспилотников рассказал генеральный директор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих. Он отметил, что ГТЛК стала главным поставщиком беспилотников в России.

«Неожиданно для меня ГТЛК оказалась базовым поставщиком беспилотников. Мы приложили большое количество усилий, чтобы получить такую роль. В результате мы получили заказы отечественных гражданских беспилотников на сумму более 5 млрд руб. Эти беспилотники мы передадим более чем 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Контракты мы уже подписали. При этом у многих из наших производителей заказы выросли кратно. Работу по поставке беспилотников планируем начать уже в 2024 г.», – сообщил Евгений Дитрих.

Генеральный директор ООО «Геоскан Москва» Павел Степанов отметил проблемы высокой стоимости и локализации беспилотников: «Перед отраслью стоит большое количество вызовов в части погружения в национальный проект. Для производителей рост объема заказа напрямую отражается с возможностью производства, обеспечения комплектующими, максимальной локализации, снижения стоимости. Мы должны двигаться в сторону доступности беспилотника для пользователя. В перспективе он не должен стоить настолько дорого, чтобы маленькая компания могла позволить себе использовать его в коммерческих проектах. Что касается локализации, многие компании стремятся к тому, чтобы ее уровень превышал 70%. Тиражи беспилотных летательных аппаратов достигают уже десятков тысяч. Они требуют наличия электродвигателей, батарей, плат, электроники, сенсоров – всего, что наполняет беспилотник. И мы видим как минимум четыре команды, которые занимаются задачами локализации. Они ведут ко операцию с инженерными службами. Тренд в этом на правлении движется и будет развиваться дальше».

Председатель консультативного совета АО «Эколибри» Алексей Рогозин напомнил о мерах господдержки, которые помогут решить проблему отсутствия тяжелых беспилотников: «В России нет ни одного серийного аппарата в категории тяжелых беспилотников с взлетной массой выше 30 кг. Тем не менее ситуация меняется на глазах. Благодаря национальному проекту, запущен ряд мер государственной поддержки, которые стимулируют создание новых производств. Однако пока не созданы грузовые маршруты, на которых бы летали аппараты категории больших беспилотников. Не созданы полноценные авиакомпании, которые могли бы их эксплуатировать. Но я убежден, что 2025 г. в этом смысле будет переломным. У нас уже начали работать инструменты господдержки, такие как сквозные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), субсидии на сертификацию. Насколько эффективны они будут – время покажет. Но уже понятно, что деньги в отрасль пошли, и начали появляться профессиональные команды, которые умеют читать нормы летной годности и работать по ним».

Генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич высказался за создание гибридной связи: «Учитывая, что территория нашей страны покрыта сотовой связью чуть более чем на 20 процентов, должны появиться спутниковые каналы передачи данных или спутниковая связь для подвижных объектов. Это еще один элемент концепции гибридная связь, которая включает каналы прямой радиовидимости, сотовую связь. Для развития отрасли необходимы спутниковые каналы. Это должны быть не лабораторные образцы, а промышленное применение. В таком случае будут развиваться и беспилотная грузовая доставка, и мониторинг протяженных объектов инфраструктуры».

Первый в России и в мире умный электропоезд

ОАО «РЖД» запустило первый в России и в мире умный электропоезд «Ласточка» с автоматическим управлением, говорится на сайте железнодорожников. Пассажиры могут протестировать новый электропоезд на Московском центральном кольце (МЦК).

Однако в кабине есть машинист. Он осуществляет контроль, открывает и закрывает двери, а также в любой момент может взять управление на себя. Это обеспечивает двойной уровень безопасности, соответствующий третьему уровню автоматизации по международной классификации.

Генеральный директор РЖД Олег Белозеров лично протестировал «Ласточку», управляемую роботом, и отметил, что это историческое событие как для России, так и для мировой железнодорожной отрасли.

«Сегодня поистине историческое событие: мы запустили беспилотное движение на железнодорожном транс порте. Мы первые не только в России, но и в мире. Пассажирских поездов в регулярном сообщении на наземном железнодорожном транспорте с третьим уровнем автоматизации в мире до сих пор не было. Поезд управляется полностью автоматически», – отметил Олег Белозеров.

Как указано на сайте РЖД, создание системы беспилотного движения поездов – результат многолетней работы. Для обеспечения безопасности были разработаны десятки сценариев нештатных ситуаций, а система технического зрения позволяет реагировать на них быстрее, чем если бы это сделал машинист.

Все системы умного электропоезда прошли испытания и получили соответствующие сертификаты. Это исключительно российские разработки.

Технологии беспилотного управления – это важный шаг в развитии пассажирского сообщения. В будущем для увеличения интенсивности движения поездов на МЦК не обходимо переходить к более автоматизированным системам, которые снижают влияние человеческого фактора.

В будущем РЖД планируют завершить испытания по четвертому уровню автоматизации — когда поезд сможет ездить без присутствия машиниста в кабине.

ru.freepik.com © freepik

Умные транспортные системы внедряют на российских дорогах

Водителям, стремящимся так или иначе обойти закон, прятаться станет сложнее. В качестве одного из эффективных способов (по их мнению) нерадивые автомобилисты применяют тактику сокрытия номера. Теперь эта процедура станет бесполезным занятием.

По информации Ространснадзора, идет запуск пилотного проекта, направленного на расширение и активное внедрение умных транспортных систем в контрольную деятельность. Он будет включать в себя ряд экспериментов по использованию современных технологий и средств фото- и видеофиксации.

Проще говоря, оборудование и ИИ будут ловить автомобили, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов с нарушением требований законодательства. Под прицел попадут водители с неоплаченными штрафами, транспорт без разрешений и лицензий, а также автомобили со скрыты ми номерами.

Отмечается, что в настоящее время Ространснадзор ведет подготовительную работу по организации эксперимента в Центральном, Приволжском, Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах.

Как дроны сэкономили ММК сотни миллионов рублей

Магнитогорскому металлургическому комбинату уда лось сэкономить уже около 240 млн рублей, используя десяток квадрокоптеров на участке приемки металлического лома.

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) — один из крупнейших в мире производителей стали: в 2020 году ММК было произведено 11,6 млн тонн стали, а выручка предприятия составила 6,4 млрд долларов. Легендарная Магнитка, согласно концепции «промышленность 4.0», которая подразумевает глобальную информатизацию производства, уже много лет реализует проекты по цифро вой трансформации. Цели и задачи этой трансформации указаны в «Стратегии цифровизации — 2025», которая принята ММК.

У ММК работают множество IT-систем – они обеспечивают работу разных цехов и всего предприятия в целом: это, например, система оперативно-календарного планирования производства, управляющая всей цепочкой, системы математического моделирования, которые позволяют снижать себестоимость производства чугуна и стали за счет более точного управления технологическим процессом. Есть и фронтенд решения, предназначенные для продаж, например мобильный помощник продавца и отслеживание заказов для клиентов в онлайн-режиме.

Однако иногда решение задач на производстве, как пока зал проект с квадрокоптерами, может быть сколь эффективным, столь и простым. Причина в том, что при производстве стали и чугуна используется металлический лом: старые изделия буквально переплавляются в новые качественные материалы. Такой подход является обычной практикой и позволяет не только снизить себестоимость продукции, но и сохранить природные запасы и энергетические ресурсы.

На ММК за сбор лома отвечает копровый цех, куда сырье от поставщиков и с промплощадки самого предприятия поступает для дальнейшей переработки. Однако при работе с тысячами тонн материала возникает проблема его неоднородности и наличия постороннего мусора. Чтобы выявлять такой мусор сразу при выгрузке лома после транспортировки, в ММК решили использовать квадрокоптеры на участке внешней приемки.

«Использование квадрокоптеров позволяет нам получить документальное подтверждение наличия мусора в металлическом ломе при выгрузке его из транспортного средства. Вся эта информация передается поставщику. В дальнейшем оплату за этот мусор ПАО „ММК“ не производит», — пояснил Дмитрий Лычак, начальник участка внешней приемки.

На первом этапе, в 2020-м Магнитка использовала десять дронов: четыре марки DJI Mavik 2 Pro и шесть Hubsan Zino Pro. На предприятии рас сказывают, что работники цеха смогли освоить работу с ними всего за один месяц. Поскольку дрон способен подниматься на большую высоту, появляется возможность провести визуальную оценку лома с высоты и зафиксировать его состояние. Таким образом, ММК получает доку ментальное подтверждение наличия мусора в конкретной партии металлолома.

Прежде специалисты копрового цеха проверяли лом в ручном режиме: им нужно было постоянно присутствовать на выгрузке сырья, и если они обнаруживали неметаллические включения, фиксировать их с помощью фото аппаратов. Квадрокоптеры позволили упростить этот процесс.

Интересно, что на этом фотосессия металлолома не заканчивается. Фото по сети передачи данных поступает оператору-контролеру, который определяет качество сырья визуально. Кроме того, предприятие ведет работу по передаче полученных данных в личные кабинеты поставщиков: таким образом, они оперативно получают сведения, принято ли сырье и будет ли оно оплачено.

Именно возможность не платить за партии лома не подходящего качества стала основным источником экономии в данном проекте: либо поставщик снижает цену на партию, либо получает возврат. С мая по конец лета экономия для ММК благодаря этому составила 100 млн рублей, а на конец 2020 года она исчислялась уже 240 млн рублей. Помимо эффективности и экономии средств, использование дронов также делает производство более безопасным, поскольку, управляя гаджетом, контролер находится вне опасной зоны выгрузки.

Проект с квадрокоптерами на ММК расширяется. Предприятие с их помощью решает задачи по комплексному регулярному мониторингу изменений физических объемов металлического лома, ЖРС (сырье для производства чугуна) и углей, хранящихся на складах ММК, с двумя компаниями: «Сарэкс» и «Терра Тех». «Сарэкс» использует квадрокоптеры, а «Терра Тех» — данные космической съемки, и ММК обменивается с ними своими данными, полученными с дронов. Кроме того, дроны используют для мониторинга строящихся объектов ММК.

Цифровая платформа для управления транспортом на предприятии

В 2024 году «МегаФон» и Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), ведущий производитель стали в России, подписали соглашение о со здании цифровой платформы для управления транспортными потоками. Новая система автоматизирует управление техникой, перемещающейся по заданным маршрутам, что позволит сэкономить более 50 млн рублей в год.

Соглашение, заключенное в июле, предусматривает автоматизацию циклического транспорта ММК. Система будет контролировать перевозки, осуществляемые большегрузным транспортом и погрузочной техникой, двигающейся по маршрутам на комбинате. Программа переведет управление автоперевозками из ручного режима в цифровой, что снизит нагрузку на сотрудников и минимизирует ошибки, вызванные человеческим фактором. Интеллектуальная система будет контролировать работу автопарка, формировать планы работ, определять оптимальные маршруты и передавать задания водителям и операторам в ре жиме онлайн.

«МегаФон» разработает отдельные модули управления для администраторов, диспетчеров, водителей и машинистов. Веб-версия системы будет адаптирована для мобильных устройств. На первом этапе платформа объединит более 50 машин, а в дальнейшем будет масштабирована на другие виды транспорта, увеличив количество техники до 150 единиц.

В 2022 году компании заключили первый договор в рамках программы цифровизации автопарка ММК. На первом этапе была разработана система общих грузоперевозок, которая уже повысила эффективность парка более чем на 10 процентов. Реализация обоих решений переведет в автоматический режим управления более половины автопарка ММК.

Цифровое управление транспортом позволит ММК обеспечить максимальную загруженность техники, уменьшить временные простои и оптимизировать работу дорогостоящих машин, что сократит финансовые затраты на эксплуатацию парка и сделает управление транспортом более эффективным.

ru.freepik.com © freepik

Российские дроны научились летать роем

Экономика России может выручить свыше 150 млрд рублей к 2030 году за счет применения технологии автономного роя дронов. Подробнее об этом рассказал обозреватель «РГ» Алексей Кобелев. Сегодня, по его данным, перед разработчикам стоит задача научить БПЛА самостоятельному по лету без участия оператора. Над такими проектами всерьез работают в США, Израиле и Китае. Разработки ведут и в России – компания «Автономная робототехника» внесла в реестр отечественного ПО программное обеспечение такого назначения.

Команда разработчиков ведет проект с 2019 года. Его цель – создание и развитие программного обеспечения (ПО), установка которого на любые дроны позволила бы сразу из нескольких БПЛА получить умный рой. И в дальнейшем, уже без рук операторов, совершать автономные облеты на больших территориях, принимать самостоятельные решения по траекторному управлению и использовать на борту искусственный интеллект (ИИ) для выполнения миссий.

Первоначально авторы проекта создавали его в интересах поисково-спасательных задач, для охвата большой территории за малое время. С развитием проекта у него появились новые рынки, учитывающие потребность отраслей во внедрении БПЛА. Например, Минсельхозу России не хватает по меньшей мере 30 тысяч беспилотников для выявления больных растений на сотнях тысяч гектаров насаждений и высокоточного применения гербицидов. Это значительно повысит рентабельность всей отрасли и спасет урожаи, постоянно страдающие от заболеваний и вредителей. До последнего времени требовалось и 30 тысяч операторов дронов, найти которых сегодня представляется невозможным. Новое ПО решит эту задачу, обеспечив масштабирование за счет распределения полезной нагрузки среди дронов, объединенных в рой, под управлением всего одного человека.

Как утверждают разработчики проекта «Автономная робототехника: рой БПЛА», отраслевым руководителям теперь не потребуется искать на рынке баснословное количество операторов беспилотников, а задачи мониторинга на больших территориях будут решаться кратно быстрее. Главное условие – наличие на борту дрона бортового компьютера для установки ПО.

«В процессе разработки, опираясь на собственный опыт и оглядываясь на опыт западных коллег, наша команда выработала ряд принципов и требований к продукту, которые отвечают уже наступающим реалиям будущего. Первое, сложные системы автоматизируются и становятся автономными. Это определяется экономическим аспектом. Во-вторых, стремительно внедряются нейросетевые технологии, заменяющие когнитивные функции человека. В нашем случае это компьютерное зрение, используемое на борту дрона для оценки об следуемых объектов, облета препятствий, тех же стволов деревьев в лесу, и оцифровки окружающего пространства. Рынок БПЛА в мире предвещает колоссальный рост усложнения технологий и применительных практик использования. В таком век торе развития роль человека – оператора БПЛА – будет значительно сокращаться. И это одна из областей, в которых ИИ вытеснит людей. Но за роевыми автономными технологиями с применением ИИ мы видим будущее как отрасли, так и нашей команды», – рас сказал генеральный директор компании-разработчика ООО «Автономная робототехника» Олег Ковылин.

Как пояснил технический директор компании-разработчика Василий Журин, миссия для дронов задается на компьютере, называемом «станция контроля миссий». Дрон, на который устанавливается ПО, называется «интеллектуальным агентом». Руководителем миссии на компьютере ставится задача и очерчивается район вылета. Далее дроны сами автономно выдвигаются в заданный район и выполняют задачу. Число дронов не ограничено, рой масштабируем. Применение мультиагентных алгоритмов ИИ позволяет каждому элементу в рое принимать самостоятельное решение в отношении своих действий, таких как траекторное управление, облет препятствий, обнаружение объектов, но, конечно, в заданных рамках миссии.

В то же время специалисты и общественность с тревогой обсуждают возможность по явления «самостоятельного искусственного суперинтеллекта», который среди про чего сможет и управлять различными устройствами. Например, в этом году интернет всколыхнул целый ряд выступлений и открытых писем ученых и сотрудников американской компании OpenAi, подарившей миру всем известный ChatGPT. Российские эксперты более спокойно смотрят на развитие этой технологии.

«Успокою вас, полностью самостоятельным ИИ быть пока не может. Умный автономный рой дронов – яркий тому пример, ведь задачу им ставит оператор. Нейросети – это лишь класс алгоритмов, которые все равно подчинены человеку. Мы занимаемся ИИ уже 18 лет и хорошо понимаем, что страх перед самостоятельным супер-ИИ – это прежде всего, технология привлечения внимания инвесторов», прокомментировал новость генеральный директор российского вендора решений на базе ИИ 3iTech Алексей Любимов.

Аналитики высокотехнологичного рынка также смотрят на российскую разработку оптимистично.

«Рынок ждет решений в области применения умных беспилотников. Человечество на 80% зависит от растений, если говорить о ресурсе будущего — продуктах питания. От болезней и вредителей гибнет до 40% урожая, по данным ООН. Технология умного роя может изменить ситуацию в лучшую сторону и положить начало созданию проекта «бесшовного неба», в котором все дроны в воздухе подчинены единому центру полетов. В конечном итоге к 2030 году за счет применения автономных дронов компаниям-эксплуатантам удастся сократить расходы на привлечение операторов, а совокупный рыночный эффект может превысить 150 млрд рублей», – сказал генеральный директор аналитического агентства «TMT Консалтинг» Константин Анкилов.

 

x
Login