Close

09.09.2021

«Органик» любит чистоту

Как в России стать производителем – органических продуктов питания

На рынке ЗОЖ-питания второй год – праздник – в России действует закон об органической продукции. Хотя и до этого любителей здоровой еды то ли баловали, то ли пугали всевозможным «фермерским мясом» и другими, в том числе языковыми изысками. О том, что изменилось в этой сфере с установлением твердых правил, рассказывает Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества, председатель проектного технического комитета по стандартизации экологически чистой продукции.

– Елена Александровна, для чего, на ваш взгляд, государство пришло на рынок органической продукции, которая не имеет массового спроса и ее выбирают, исходя из возможностей своего кошелька?

– Причин несколько. Ранее вся отечественная органика либо сертифицировалась за рубежом, либо в различных системах добровольной сертификации, имеющих различные требования к продукции и свою маркировку. Все это привело к тому, что рядовому потребителю стало сложно ориентироваться на полке, где рядом с «чистым» товаром соседствуют откровенные фальсификаты. Государство, решив унифицировать такой вид продукции и привести к требования к единому, законодательно установлен ному, знаменателю, взяло на себя роль регулятора этого рынка. При этом Президент России дважды в своих посланиях обращал внимание на важность как наращивания производства органической продукции, что ведет и к экологизации самих предприятий, защите окружающей среды, так и ее большого экспортного потенциала.

Но, в отличие от Европы, где органика как самостоятельное направление существует уже почти столетие, хотя ее бурное развитие – 10–12 процентов ежегодного прироста – наблюдается лишь последние двадцать лет, у нас закон об этой продукции принят лишь в августе 2018 года и после отпущенного переходного периода вступил в силу в начале 2020 го.

до 5 млрд долларов ежегодно – рост рынка органической продукции в РФ к 2030 году согласно прогнозам Минсельхоза.

– О каких результатах за прошедшие полтора года уже можно говорить сегодня?

– За это время созданы базовые органические стандарты, создан Центр органических компетенций на базе Роскачества, запущены регулярные образовательные курсы в этой отрасли, началась сертификация продукции. За прошедший срок около 70 российских компаний прошли необходимые процедуры и начали выпуск сертифицированной органики. Сегодня в России 29 регионов развивают это направление, лидер среди них – Московская область, где расположено восемь таких предприятий.

В денежном выражении этот рынок демонстрирует пока довольно скромные показатели – объем продукции для внутреннего пользования составил эквивалент 20 млн долл., и ровно столько же ушло на экспорт – это, в основном, сырье для переработки, зерновые культуры. Хотя в зарубежных поставках лидирует… органическая водка: Саранский ЛВЗ одним из первых сертифицировал все свое производство по стандартам США, ЕС и Японии.

Около 70 российских компаний прошли необходимые процедуры и начали выпуск сертифицированной органики. Сегодня в России 29 регионов развивают это направление, лидер среди них – Московская область, где расположено восемь таких предприятий.

– Как сегодня выглядит процедура сертификации органического производства? Кто точно может претендовать на получение такого статуса?

– Пройти сертификацию сегодня не просто. Производитель должен хорошо понимать, что органическое производство коренным образом отличается от традиционного. Если говорить о растениеводстве, то это, к примеру, фактический отказ от любых минеральных удобрений, что сразу влечет резкое сокращение производительности. Для животноводства это не только отказ от средств профилактики животных – вакцин, и кормовых добавок, но и еще более длительный товарный цикл – например, курицу требуется выращивать вдвое дольше, чем на обычной птицефабрике.

Все это, к слову, предполагает еще и большую работу наших ученых – им необходимо вывести новые породы животных, которые при таком цикле эффективно набирали массу. Также требуются новые способы защиты растений – для органики нельзя применять химические препараты, но можно, например, использовать энтомофагов – божьих коровок для борьбы с вредителями. Разработкой направления биологизации сейчас занимается Фонд «Иннопрактика». Также в этом году Роскачество совместно с «Иннопрактикой» и рядом заинтересованных субъектов разработали ГОСТ на органические средства защиты растений.

Помимо этого, бизнесу необходимо также знать, что для каждого вида сельского хозяйства установлен свой переходный период. Нельзя сегодня производить продукцию традиционным способом, а завтра сразу стать органическим пред приятием. Требуется конверсия – период очистки, за который земля, используемые помещения и животные входят в чистый цикл и соответствуют органическому стандарту: в почве отсутствуют пестициды, в крови животных – антибиотики. При этом в конверсионный период продукция не подлежит маркировке – это время, когда производитель несет наибольшие убытки. Самый длительный период очистки в растениеводстве – до трех лет, в животноводстве, в зависимости от поголовья стада, он занимает примерно два года, а в переработке – шесть месяцев.

И только после того, как производитель полностью перестроит свой производственный цикл, он может начинать подготовку документов, подтверждающих, что его способ производства соответствует требованиям ГОСТа.

На завершающем, третьем этапе наши инспекторы выезжают на место и убеждаются в том, что все соответствует действительности: помимо проверки самих документов, они берут пробы почвы, образцы кормовых мате риалов, семян и саженцев, кровь животных, исследуют получаемые от них молоко и мясо. Если все в норме, то производитель получает право маркировать свою продукцию государственным знаком «органик».

– А какова судьба тех, у кого выявлены отклонения от нормативов? 

– Уже были случаи, когда после года конверсии мы находили у производителя в продукции пестициды – современные высокоточные методы позволяют определять даже самую малую концентрацию этих веществ. В таком случае мы даем производителю еще год на доочистку, после чего проверяем снова. Пока это сложно – опыта у наших производителей немного. Но органическое направление только набирает обороты: Минсельхоз России прогнозирует его рост до 5 млрд долларов ежегодно к 2030 году.

– Сегодня сертификация органического производства оценивается в суммы от 100 до 500 тыс. руб. Для малого бизнеса это серьезные деньги. А предусмотрены ли меры поддержки таких предприятий?

– На федеральном уровне можно получить частичную компенсацию затрат на экспортную сертификацию, а так же участвовать в ярмарках и выставках за счет части средств Российского экспортного центра. Со своей стороны Роскачество проводит бесплатную сертификацию для малого и среднего бизнеса – мы не берем деньги с предпринимателей за эту услугу, но им необходимо оплатить стоимость испытаний и проезд эксперта. Обычно все это не превышает 50тыс. руб., а некоторые субъекты компенсируют 100 процентов таких затрат. Например, такая мера предусматривалась властями Белгородской области. А в Томской компенсируют все затраты на продвижение продукции. Также свои законы об органике действуют в Воронеже, Республике Татарстан и в Краснодарском крае. Меры поддержки всюду разнообразные, единой системы нет. Но сейчас по поручению Совета Федерации Минсельхозом России создана рабочая группа по разработке стратегии развития органического производства в России, которая будет вырабатывать новые варианты поддержки для данного направления.

– Кто сегодня, помимо органа по сертификации, входящего в состав Роскачества, занимается сертификацией органической продукции?

– Сертификацию вправе проводить только аккредитованные органы. Сегодня Росаккредитация выдала разрешения девяти таким учреждениям, но, де факто, работают только три из них – это видно по тем данным, которые вносятся в Единый государственный реестр производителей органической продукции по ГОСТ 33980–2016, который ведет Минсельхоз РФ. Такой реестр, с одной стороны, преследует принцип открытости, с другой – является защитой от фейков: потребитель может самостоятельно проверить, есть ли в нем та или иная продукция. Основной объем сертификации и новых заявок проходит через орган по сертификации Роскачества.

– У ряда российских компаний есть опыт по выпуску продукции по стандартам халяль или кашрут. Насколько эти стандарты близки российскому ГОСТу продукции органического производства? Учитывается ли этот опыт при сертификации таких предприятий и в целом, насколько им легче сертифицироваться?

– При сертификации учитываются любые доказательства того, что продукция соответствует стандартам органического производства. И хотя требования к продукции халяль или кашрут во многом не пересекаются с требованиями ГОСТа, многие их положения, например, запрет на использование антибиотиков, могут сыграть свою роль. Если производитель предоставляет данные о том, что в предыдущий период он не использовал такие препараты, то это может быть ему засчитано как конверсия при процедуре сертификации на органический ГОСТ.

В целом любым производителям, которые уже проходили любую добровольную сертификацию, работать в органике легче: они уже хорошо себе представляют объем необходимой документации, они более дисциплинированы в работе с сертифицирующими органами, знают, как с ними общаться и как проходит сама процедура аудита.

– На базе Роскачества создан Национальный центр компетенции в сфере органической продукции расскажите, пожалуйста, о его задачах и направлениях деятельности.

– Национальный центр – это система  «одного окна»: здесь можно получить всю информацию об органической продукции, пройти сертификацию или обучение, причем как аудитору, так и производителю. Образовательные курсы мы организуем с ведущими аграрными вузами – Тимирязевской академией, Ярославской государственной сельхозакадемией, Международной промышленной академией и Высшей Школой Экономики. При этом все курсы, которые финансируются за счет президентских гран тов либо организуются Роскачеством, бесплатные. Входной билет за весьма символическую плату необходим тогда, когда мы приглашает зарубежных экспертов из профильных органов по сертификации из Германии или Италии. Информацию обо всех этих мероприятиях можно найти на портале ProКачество –https: //kachestvo. pro/ – где можно записаться на наши семинары.

Помимо этого, мы занимаемся продвижением российской органической продукции – только в прошлом году, несмотря на пандемию, мы провели более 20 отраслевых форумов, а в самом начале 2021 го организовали национальный павильон России на международной выставке органических продуктов питания Biofach в Нюрнберге.

Кроме того, мы инициируем исследования органической продукции и доводим до потребителя информацию о тех фальсификатах, которые присутствуют сегодня на рынке. В том числе подаем заявки о нарушениях в ФАС и Роспотребнадзор.

– Кстати, что ожидает подобные суррогаты – будут ли они и впредь допускаться на рынок или же борьба с ними только ужесточится?

– Роскачество сегодня ведет два параллельных трека в борьбе с фальсификатами. Первый включает популяризацию национального знака органической продукции – два белых листка на зеленом фоне и нанесение на маркировку QR-кодов, которые ведут на российский реестр органической продукции. Второй – собственно борьба с «гринвошингом», маркетинговыми уловками, с помощью которых недобросовестные производители выдают свою продукцию за органическую: она включает как обращения в надзорные органы, так и участие в парламентском контроле – мониторинге исполнения законодательства, и в рабочих группах Минсельхоза и собственно Роскачества. Эти результаты также обобщаются и направляются в контрольно-надзорные органы. Как пример такой работы – в феврале этого года федеральная сеть сняла с реализации бананы с маркировкой «органик» – оказалось, что фрукты не были сертифицированы и содержали пестициды. В обоих случаях продукция не имела права содержать такую маркировку.

– Насколько сегодня актуальна проблема гармонизации систем сертификации органики – российской и зарубежных? Что уже сделано в этом направлении, что еще готовится?

– У нас пока знак «органик» не тождественен обозначениям «эко» и «био», как в Европе, поэтому эти два термина пока ничего не означают в России и являются просто маркетинговыми заявлениями. При этом недавно подписан федеральный закон о продукции с улучшенными характеристиками – так называемой «зеленой» продукции: государство постепенно формализует требования к экологизированной продукции для того, чтобы у производителя оставалось все меньше и места для маневра, и возможностей для введения потребителей в заблуждение. Эти требования будут распространены на все виды продукции, и чтобы наносить такие знаки, производителю придется проходить добровольную сертификацию.

Что же касается гармонизации российской и международной систем, то соответственную работу по поручению Совет Федерации ведет Роскачество. Согласно международному праву, торговать с третьими странами, не меняя сертификата, можно в случае аккредитации российских органов в зарубежных системах и в случае соглашения об эквивалентности требований к органической продукции. Мы задействовали оба варианта: подали документы на аккредитацию в Германии и параллельно Минсельхоз инициировал торговое соглашение об эквивалентности. Помимо этого, Роскачество ведет переговоры о соглашении с одним из зарубежных органов сертификации о том, чтобы выдавать документы на экспорт на основании российской экспертизы без дополнительных процедур со стороны иностранных специалистов.

Роскачество проводит бесплатную сертификацию для малого и среднего бизнеса – организация не берет деньги с предпринимателей за эту услугу, но им необходимо оплатить стоимость испытаний и проезд эксперта. Обычно все это не превышает 50тыс. руб.

– Можно ли уже говорить о формировании в стране полноценного рынка органической продукции? Каковы его перспективы на ближайшие годы?

– Российский рынок органических продуктов уже покрывает потребности любого сторонника здорового питания – в отечественной линейке свыше 200 категорий. Так, совсем недавно в стране появился первый органический мед, успешно производятся органические фрукты, детское питание, мясо и молоко. Есть даже органический хлеб, пусть его отношение к здоровому питанию и довольно спорно. Единственное исключение – это рыбная продукция, но у наших компаний уже есть наработки и, надеюсь, в ближайшее время и эта ниша будет закрыта. В целом у нашей органики есть и потенциал, и спрос. На государственном уровне разрабатывается стратегия его дальнейшего развития – нам необходимо преодолеть разрыв с мировым сообществом, включающим сегодня более 3 млн производителей, нарастив и объемы продукции, и количество производителей. Иначе мы окажемся просто вне этого рынка.

x
Login