Close

08.07.2023

Обувь из пластика

Как в одном бизнесе совместить инновации, реабилитацию и fashion индустрию

Семь пластиковых бутылок – стильный челси, четырнадцать – прогулочная пара. Такова нехитрая, на первый взгляд, арифметика производства обуви из переработанного пластика. Картина меняется, если добавить, что каждая модель имеет специальную конструкцию и ортопедическую стельку, которые снижают болевые ощущения в ногах, а современный дизайн украшен уникальными авторскими принтами.

Такие изделия рассчитаны не только на хипстеров и экоактивистов, но и на людей, для которых правильно изготовленная обувь – это чуть ли не единственный способ самостоятельно передвигаться. Именно ее выпуском и занимается социально ориентированная компания «Ортомода» на протяжении двадцати с лишним лет.

– Социальный бизнес – это всегда нестандартный подход: мы совмещаем помощь людям с ограниченными возможностями здоровья и заботу о планете, – говорит генеральный директор Наталия Волкова. – Наше производство такого вида продукции соответствует принципам устойчивого развития и способствует формированию «зеленой» экономики.

«Ортомода» уже вышла на серийный выпуск продукции из пластика и планирует ежегодно поставлять на рынок более 20 тыс. пар экообуви.

Принципы и преемственность

Но начинала она с того, что пыталась привить своим основным клиентам другое качество жизни: в 2001 году мама Наталии – инженер-конструктор изделий из кожи и дизайнер Галина Волкова – решила выпускать яркую ортопедическую обувь. На старте она вложила средства, заработанные на производстве и продаже танцевальной обуви, – до переезда в Москву она развивала в родном Нальчике обувную сеть массового спроса «Альянс».

– Отправной точкой для смены бизнес-направления послужила семейная история – друг моих родителей, заболевший сахарным диабетом, остался без ног. Но он мог бы их сохранить, если бы знал, что при этом заболевании нужно носить специальную обувь, – вспоминает Наталия Валерьевна. – Решив разработать такую обувь, мы изначально сделали упор на создание стильных и модных реабилитационных изделий, благодаря которым со стороны не видно, что человек страдает какими-то заболеваниями.

В 2002-м инклюзивная кол лекция одежды и обуви произвела фурор на выставке Rehacare International в Дюссельдорфе. В том же году «Ортомода» получила лицензию на деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, открыла офис для приема заказов и производственный цех для пошива обуви.

– На этом этапе мне тоже удалось поучаствовать в создании компании, оформлении ее юридического статуса – как раз началась моя первая юридическая практика, и меня приставили к юристу, который специализировался на открытии юридических лиц, – вспоминает руководитель компании. – Я ходила за ним как хвостик и пыталась вникнуть во все: перечень документов, сроки подачи и получения документов.

Вообще к тому моменту, когда Наталия решила окончательно перейти в реабилитационную индустрию, у нее за плечами уже были Дипломатическая академия, Академия правосудия при Верховном суде и кандидатская диссертация по юриспруденции.

– Но тут как в одну косичку сплелись мои личные принципы, профессиональные качества и семейная преемственность, – рассказывает она. – Как юрист я уверена, что каждый человек по факту своего рождения имеет одинаковые потребности, желания и возможности. И от того, что кто-то себя чувствует иначе или не похож на нас, он не теряет те качества, которые свойственны нам. Моя внутренняя позиция полностью соответствует миссии компании «Ортомода» – изменить отношение общества к людям с инвалидностью.

Цифровая фабрика «Ортомода» выпускает около 80 тыс. пар обуви в год, из них 30 тыс. – персонализированные изделия, созданные по индивидуальным меркам и медицинским назначениям.

Конец эпохи «черного утюга»

На старте, как вспоминает гендиректор «Ортомоды», это была непопулярная тема – 20 лет назад к реабилитации людей с инвалидностью применялся сугубо медицинский подход, никто не говорил о культурно-эстетической составляющей. В начале 2000-х компания активно работала над изменением этого стереотипа и среди общественности, и среди людей с ограниченны ми возможностями, которые не привыкли выделяться и поначалу модную обувь воспринимали в штыки. Ситуация начала меняться, когда стильную ортопедическую обувь стали носить лидеры общественных движений – руководители Всероссийского общества инвалидов. Ну а дальше заработало сарафанное радио.

– Первые пять-восемь лет мы были сфокусированы на самом продукте, старались показать, что обувь – это не страшный черный утюг, а, например, стильные ботинки со стразами. Одежда – не бесформенный мешок, а подогнанная по фигуре модель с конструктивны ми элементами, упрощающими самообслуживание или уход, – продолжает Наталия Валерьевна. – Когда люди стали привыкать к продукту, приходить повторно, мы сфокусировались на услуге – хотелось создать условия внимания и заботы при заказе изделия. Для этого мы создали «Студию универсального дизайна» – пространство, где клиенты, независимо от своего статуса и положения, чувствовали бы себя комфорт но, могли заказать стильную, удобную обувь и адаптивную одежду, созданную на основе последних достижений науки и модных тенденций.

Но до победы, когда стильный и активный образ человека с инвалидностью станет нормой, пришлось приложить еще немало усилий. Для этого отдел коммуникаций и связей с общественностью «Ортомоды» первые 10 лет вел сосредоточенную работу по популяризации этого образа среди государственных органов, профильных сообществ и стационарных учреждений. Только в последние пять лет фокус отдела сместился и на соцсети, и в целом на диджитал-продвижение. Но итоги той деятельности ощутимы и сегодня:

– Сегодня уже никого не удивляет, что люди с инвалидностью путешествуют, посещают театры, занимают государственные посты, открывают свой бизнес. И мы считаем, что в этом есть отчасти и наша заслуга, – отмечает Наталия Волкова.

При разработке своей обуви «Ортомода» учитывает и такой важный фактор, как медицинские особенности при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Поэтому все ее модели – это еще и изделия медицинского назначения. В них, например, учтено, что при диабете обувь должна быть мягкой и без внутренних швов, чтобы уберечь от травм или мозолей. Ее специальная жесткая подошва с перекатом позволяет при ходьбе равномерно распределять тяжесть стопы и снизить нагрузку с зоны, где часто возникают мозоли и раны, которые сложно лечить. Для людей с «косточкой» – заболеванием халюс вальгус – создается уникальная конструкция, которая снижает болевой синдром за счет формы подошвы и ортопедической стельки, а специальные декоративные элементы создают мягкость и комфорт. Для людей с ДЦП выпускаются высокие ботинки с жестким задником и хорошей фиксацией. А тем, у кого проблемы с мелкой моторикой, подойдут модели на липучках.

Второе направление компании – со здание адаптивной одежды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Первую такую коллекцию «Ортомода» разработала в 2003 году, пять лет спустя открыла дизайн-лабораторию для этих изделий. Их специальные конструкции и технологические решения повышают качество жизни: например, человеку, передвигающемуся на кресле-коляске, молнии, кнопки и адаптивный дизайн упрощают процесс одевания. О вехах развития этого направления можно рассказывать долго – это, по словам Наталии Волковой, 15 лет смены парадигмы и эстетического подхода к вопросам реабилитации людей с инвалидностью. Сегодня специальные ортопедические брюки «Ортомоды» можно получить по индивидуальной программе реабилитации (ИПР).

Научно-ортопедическая революция

Все технологичные решения для продукции «Ортомоды» создаются сила ми ее научно-исследовательской лаборатории при содействии ведущих медицинских НИИ страны. Компания ежегодно выделяет на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) от 10–20% оборотных средств.

– У нас работает большой R&D-от дел, а также дизайн-лаборатория, которые постоянно рождают инновации, – рассказывает Наталия Волкова. – Подразделение состоит из разных специалистов: медиков, инженеров, дизайнеров. Наш приоритет – быть технологическим лидером в реабилитационной индустрии, создающим актуальные и модные продукты.

В коллективе подшучивают, что на десятом году жизни компании «триггером» для развития предприятия стала тема детства. В 2010-х «Ортомода» раз работала и запустила коллекцию специализированной обуви для школьников «Сменка», она получила Национальную премию индустрии детских товаров «Золотой медвежонок». Примерно в это же время «Ортомода» первой в России стала использовать высокоточное 3D-сканирование для изготовления ортопедических стелек и обуви. Под это направление было решено создать от дельное производство – цифровую фабрику на территории ОЭЗ «Технополис Москва» в Печатниках, где половина производимого ассортимента относится к «детской» товарной группе. В 2016 году по результатам конкурса-рейтинга Минпромторга России «Сделано для детства», компания вошла в топ 30 лучших предприятий России.

– Для запуска фабрики была проделана большая работа – отдельные наработки уже имелись в легкой про мышленности и медицине, но применительно к ортопедии не было готовых технологических решений, – рассказывает Наталия Волкова. – Для адаптации оборудования к производству ортопедической обуви мы объехали много фабрик в России, Германии, Италии и Китае. Наша инженерная группа в поисках решения миксовала различные технологии, которые уже были на рынке, и создавала новые программные продукты и оборудование, ранее не выпускавшееся. В итоге в 2017 году мы запустили инновационное производство ортопедической обуви, где оцифровали до 60% работ и создали технологическую базу для приема и изготовления персонализированных заказов на основании 3D скана стопы – это настоящая революция в мире ортопедической обуви.

Инвестиции в фабрику составили почти 200 млн руб., из них 51 млн – льготный заём Фонда развития промышленности. Поддержку проекту оказали различные государственные и общественные структуры: Правительство Москвы, Корпорация МСП, Минпромторг РФ, Агентство стратегических инициатив. Без такой синергии и поддержки со стороны институтов развития бизнеса проект мог бы и не реализоваться. На территории ОЭЗ «Технополис Москва» компания выпускает около 80 тыс. пар обуви в год, из них 30 тыс. – персонализированные изделия, созданные по индивидуальным меркам и медицинским назначениям. Здесь же недавно освоен выпуск экообуви из переработанного пластика.

Наталия Волкова, генеральный директор компании «Ортомода»: «Мы выпускаем множество разнообразных изделий, которые в комплексе фомируют стильный и позитивный образ человека с инвалидностью. Поэтому в нашем ассортименте сложно выделить флагманский продукт – у нас есть не только обувь, но и специальные

Место, где создается будущее

– Для меня это действительно то место, где создается будущее. Это было моей мечтой – создать научно промышленное пространство, куда хотелось бы приходить и работать молодежи и высококлассным специалистам, – говорит руководитель компании «Ортомода». – Ведь для нашей отрасли, особенно учитывая ее цифровую специфику, готовых специалистов на рынке очень мало. Мы всех учим самостоятельно и начинаем этот процесс уже с первых курсов. Поэтому для меня очень важно, чтобы у тех молодых кадров, которые попадают к нам на практику, рождалось желание оставаться в штате компании.

В коллективе «Ортомоды» трудятся очень разноплановые люди и по возрасту, и по квалификации – здесь работает не только молодежь, но и люди «серебряного» возраста, и лица с ограниченными возможностями.

– Я иногда шучу, что вторая миссия нашей компании – служить кузницей кадров для реабилитационной индустрии. Тут мы работаем по всем фронтам, начиная с популяризации таких профессий, как колодочник, модельер или стелечник: показываем, что это классные, модные, инновационные цифровые профессии, которые помогают людям в жизни, и они имеют большое значение для производственного процесса, – рассказывает Наталя Волкова. – В среднем около 20% сотрудников на нашем производстве – это ученики. И, как показывает статистика, до 90% специалистов на рынке начали свой трудовой опыт в компании «Ортомода». У меня это вызывает некий диссонанс, если рассуждать с точки зрения хозяйствующего субъекта, сфокусированного только на своем бизнесе. Но все наше руководство смотрит шире – мы открыты для коллабораций, обмена опытом как с участника ми рынка, так и с профессиональными сообществами: у нас отработанные методики по обучению и наставничеству молодых специалистов.

Особое место в кадровой политике занимает вопрос адаптации в коллективе людей с инвалидностью. Создание специальных условий труда для них – это тонкая сонастройка по интеграции сотрудника, выявлению его сильных сторон в работе, и это, по словам руководителя «Ортомоды», требует работы в режиме нон-стоп:

– Мы очень гордимся достигнутым: Национальный центр «Абилимпикс» включил «Ортомоду» в десятку лучших компаний страны, создающих места для инвалидов, – отмечает она.

ОТ 3999 РУБ. – стоимость обуви массового пошива «Ортомода»

ОТ 4860 РУБ. – стоимость моделей адаптивной одежды «Ортомода»

ОТ 18,8 ТЫС. РУБ.– стоимость обуви индивидуального пошива «Ортомода»

*данные сайта orthomoda.ru

Услуги для всего мира

Сейчас компания активно развивает еще одно направление – дистанционный сервис с элементами теле-медицины. «Ортомода» осваивала это направление с момента запуска нового производства, но дело продвигалось медленно – сложно было перебороть сложившиеся потребительские привычки. Толчок проекту дали пандемия коронавируса и сопутствующий режим самоизоляции – большинству клиентов компании оказались недоступны услуги по заказу обуви и консультации у врачей–ортопедов.

– Тогда мы внедрили онлайн-систему сопровождения человека на протяжении всего периода реабилитации. Сегодня наш клиент независимо от места жительства может заказать персональное изделие, оценить и доработать индивидуальную программу реабилитации, проконсультироваться с врачом. Сейчас мы масштабируем этот сервис до полноценной экосистемы, – рассказывает Наталия Волкова.

Еще один перспективный вектор развития компании – масштабирование экспортной деятельности, поставка товаров и ус луг по всему миру. В 2019 году «Ортомода» первой из отечественных производителей отправила свою продукцию в Китай – ее заказчиком вы ступил один из реабилитационных центров. Одновременно возник интерес к трансфер технологий в виде локализации аналогичных производств в других странах или адаптации и запуска промышленных образцов.

– Мы возглавляем секцию БРИКС по теме инклюзивной экономики и «зеленой» моды. Здесь мы аккумулируем лучшие отечественные и за рубежные практики, создаем новые методические рекомендации, позволяющие формировать общество равных возможностей с учетом современных подходов и актуальных задач, которые стоят перед каждым социумом. В целом я горжусь, что компания подтверждает свою значимость, становясь глобальной, – резюмирует Наталия Волкова. – Мы начинали с создания красивого продукта, а сегодня мы трансформируем отрасль экономики в мировом масштабе через наши методики и доступные сервисы реабилитационных услуг.

Фото из архива компании «Ортомода

 

x
Login