Close

09.07.2019

Нахимичили!

Редакция «МБ» нашла команду с полувековой историей делового партнерства, которая делает антисептики для деревянных домов

Это классические шестидесятники. В те годы они окончили Химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева и пришли в «почтовый ящик» (так в советское время называли секретные предприятия). Молодые, красивые, с фундаментальным образованием.

Костяк науки

Они гордились своей профессией и им казалось, что она будет востребована всегда: с высоких трибун грозились «догнать и перегнать Америку» и в случае чего «показать кузькину мать». А летать та самая «кузькина мать» без продукции, над которой трудились наши герои, не могла. Но о том, что вскоре придется «крутиться самим», в стенах лаборатории заговорили еще в перестройку, когда впервые прозвучало словосочетание «конверсия оборонной промышленности».

Конверсия оборонки

Стали думать, на что переориентироваться. Девушки предложили… косметику.
– Мне, как химику, нет большой разницы, что разрабатывать – композиционные материалы или тени для век, принцип работы одинаковый. С косметикой даже проще, – рассказывает гендиректор научно-производственной фирмы «ЛОВИН – огнезащита» Владимир Кулаков.

А девушкам лаборатории хотелось красоты и недоступных тогда женщинам тюбиков и пузырьков с содержимым, обещающим вечную молодость. Заместитель гендиректора Нина Крашенинникова и сейчас в тумбочке рабочего стола хранит палетки с тенями и румянами, которые они тогда разрабатывали в стенах НИИ.

– Нашу продукцию тестировали в 3‑м мединституте, все тщательно исследовалось, безопасность подтверждалась, согласно протоколам, на женщинах в возрасте от 18 до 65 лет, которые месяц ежедневно пользовались кремом, – вспоминает Нина Николаевна. – Участницы эксперимента, конечно, были в восторге. Первая статья про нас вышла с заголовком «От взрывчатки к выпуску губной помады». Мне нравилось, что мы с оборонной продукции переориентировались на товары для красоты. У нас было больше 20 наименований.

Мне, как химику, нет большой разницы, что разрабатывать – композиционные материалы или тени для век, прин­цип работы одинаковый и там и здесь. С косметикой даже проще», — Владимир Кулаков.

Челнок-конкурент

Примерно в том же направлении шли тогда их коллеги из новосибирского академгородка – там в схожей лаборатории создавали рецепт облепихового тоника. На пудренице из московской лаборатории даже пробили слово «цена» – тогда еще действовал прин­цип единых цен. Преисполненные оптимизма, готовились к массовому запуску.

Но амбиции стать косметическими магнатами рухнули, когда в стране официально открыли границы. Один челнок с парой полосатых сумок мог привезти несколько сотен упаковок польской Ruby rose или тысячу безымянных двухцветных палеток с тайскими тенями. Качество было отвратным, но все иностранное тогда по умолчанию считалось безупречным. Сетевых магазинов косметики, куда можно было поставлять продукцию, еще не было, а перед каналом продаж «картонка на входе в «Лужники» люди с академическим образованием оказались бессильны.

Поиск новой ниши

Начались новые поиски. И не только в плане «придумать рецепт». Без конца оглядывались: не привезут ли точно такое же в клетчатом бауле из Китая или в багажнике подержанной «Ауди» из Польши? Так отпали идеи по выпуску краски для волос и моющего средства для посуды.

Методом проб и ошибок выяснилось, что конкурентов мало в нише по производству противопожарных пропиток и антисептиков для деревянных конструкций. Все составы со дня основания команда придумывает сама, большинству из них аналогов на рынке нет.
Цех под промышленное производство арендовали там же, на территории НИИ. Запустились, постепенно стали развиваться.

– Мы оказались в выгодном положении. У нас и производственные мощности были еще институтские, и материалы, и коллектив, – вспоминает Владимир Сергеевич.
Команда, много лет проработавшая в одной лаборатории «почтового ящика», в 1994 году создала свою компанию. Назвали «­ЛОВИН – огнезащита» – аббревиатура по первым буквам имен учредителей: Лилия, Олег, Владимир, Ирина, Нина.

В таком составе они проработают всю жизнь, увольнений «по собственному желанию» или «несогласию с партнерами» в команде не было и не будет. К сожалению, по вполне прозаическим и жизненным причинам сейчас «великолепная пятерка» сократилась до трио.

3 миллиона квадратных метров деревянных поверхностей ежегодно обрабатывается составами компании «ЛОВИН-огнезащита» при строительстве и реставрации. Среди объектов – Петропавловская крепость, Кремль, усадьбы «Коломенское» и «Архангельское», Кремлевский дворец, Торгово-промышленная палата, МАРХИ, здание правительства Московской области, комплекс монастырей.

Выжившие в девяностые

Вместе команда прошла все этапы становления российского бизнеса – от лихих девяностых до электронных тендеров на госзаказы. В отличие от многих, кто в девяностые не брезговал кинуть партнера, со всеми поступали по совести.

– Эта компания вступила в МТПП в первый год ее создания, – шепнули журналистам в кулуарах награждения победителей московского этапа конкурса «Золотой Меркурий» сотрудники Московской торгово-промышленной палаты. – Одни из немногих, у кого не было ни просрочки, ни пропуска уплаты членских взносов. Удивительный пример порядочности и безупречной бизнес-репутации.

Золотыми годами, как и для большинства компаний, для «­ЛОВИН» стало начало нулевых.

– Мы составная частица экономики страны. По нашим продажам можно судить о состоянии дел в стране. И это неправда, что кризис грянул в 2014 году, когда евро рухнул, – вспоминает Владимир Сергеевич. – Спад начался еще в 2012-м, маятник раскачивался уже тогда, дна достигли в 2016-м. И только в 2018-м мы снова, впервые за 7 лет, начали получать прибыль. До этого выживали за счет постоянного сокращения расходов. Например, переезжали из пятикомнатного офиса с шоу-румом вот сюда, в два небольших кабинета. Раньше мы платили за продвижение сайта и его наполнение компании на аутсорсе. Сейчас занимаемся этим сами. Хорошо, что сайту 25 лет, он прекрасно индексируется без рекламных вложений.

Изменилось и поведение клиентов. Как частников. Так и предприятий.

– Раньше частник приходил и перечислял «хочу вот это и это» и брал несколько упаковок «про запас». Какая площадь дома, какой расход нужен – никто особо не задумывался. Сейчас большинство приходит с табличками – знают метраж, считают расход на каждый квадратный метр, – отмечает Нина Николаевна.

Влияет на бизнес и технический прогресс. Основным промышленным заказчиком компании долгое время были вагоно-ремонт­ные заводы, с ними работали через РЖД.

– Это только кажется, что вагон железный, – улыбается Владимир Сергеевич. – Внутри он деревянный – сиденья, столики, перекрытия. Все требует противопожарной обработки. Мы единственные на рынке имеем Железнодорожный экологический сертификат, подтверждающий, что наши составы не токсичны. Являемся многолетним партнером РЖД в этой сфере. Долгое время это был наш основной заказчик, сотрудничаем с 1999 года и до сих пор держим этот сегмент рынка. До 2009 года число заводов этой отрасли, использующих нашу продукцию, росло. А потом начало падать, стали закрываться заводы.

Кулаков отмечает, что, ориентируясь на промышленного потребителя, предприниматель попадает в определенные ножницы, мешающие развитию.

– Фермер, желая расти, покупает еще пятьдесят коров и работает больше. А мы готовы работать, но клиентов нет, повлиять на численность вагоноремонтных заводов я не могу. В итоге мы сейчас загружены на треть от мощности. А могли бы тем же коллективом в ту же единицу времени выпускать в три раза больше, – сетует бизнесмен.
Теоретически предпринимателям в поиске клиентов должен помогать Московский территориально-строительный каталог – это своеобразная витрина компаний с безупречной репутацией, сертифицированной продукцией. ­«ЛОВИН» в него включен.
– По идее, выигрывающий конкурс или тендер на строительство или реконструкцию московского объекта должен выбирать подрядчиков из этого каталога, – рассказывает Кулаков. – Но большинство стараются сэкономить, ищут сомнительные дешевые варианты. Требование такого подбора строго соблюдают те, кто работает на объектах федерального значения. Так, например, нас выбрал подрядчик, выигравший тендер на реконструкцию Кремля.

Нас выбрал подрядчик, выигравший тендер на реконструкцию Кремля», — Владимир Кулаков.

Город поможет?

Сегодня серьезная проблема для большинства производственников Москвы – это арендная плата.

– Московские власти помогают малому бизнесу, такие программы есть, спорить не буду. Но большинство субсидий рассчитаны только на резидентов технопарков и арендаторов государственных площадей. А вариантов, где может разместиться именно производственная площадка, в городе нет – большинство субсидируемых пространств рассчитаны на офисных сотрудников. Им собраться и переехать несложно, – рассказывает Владимир Сергеевич. – Мы, например, переезжали трижды.

Сперва с территории нашего родного НИИ, когда его площади забирали под государственные нужды, выселив всех арендаторов. Потом уже на территории Q-park, где арендуем помещение. Это один из немногих офисных парков, где изначально рассчитывали на арендаторов-производственников, здесь очень много складских и производственных помещений. У нас есть так называемый реактор для смешивания и особый «смеситель» – под него высота потолков на площадке обязательно должна быть выше семи метров. Нужно соблюдать особые правила подключения коммуникаций, обеспечить сотрудников душевыми и столовой, также нужна безопасная лаборатория, где мы тестируем свою продукцию.

Москва – огромный город, а мест, где все это можно обеспечить сразу, – единицы. Каждый переезд – это серьезные затраты с шестью нулями. Мы мониторили рынок: переехать сейчас мы можем только за город. А это потеря сотрудников и части клиентов. Кто из частников поедет, например, в Дзержинск? Частник поедет в строительный магазин. Так мы потеряем минимум десятую часть оборота. Если бы власти обратили внимание на таких, как мы, то нам было бы чуть легче. Пока же крутимся как можем.

Результат этой «кутерьмы» очень достойный: на сегодняшний день компания находится в лидерах своей отрасли, в прошлом году фирма «ЛОВИН-огнезащита» стала победителем Национальной премии «Золотой Меркурий» в области предпринимательской деятельности в номинации «Лучшее малое предприятие в сфере промышленного производства».

В этом году компании исполняется 25 лет. И ее основатели так же дружно, как и четверть века назад, опровергают тезис, что с друзьями нельзя вести бизнес.

– Просто надо уметь дружить и не лениться работать в любых условиях. Вот и весь наш секрет, – рассказывает Владимир Кулаков.

Он уже более 20 лет, как «пенсионер по документам». Но в цех по‑прежнему приходит одним из первых.

Что производят

Огнебиозащитные составы для пропитки древесины, конечно, не превращают дерево в железо. Пропитка обеспечивает огнезащитные свойства древесины, препятствует распространению пламени по поверхности древесины и, соответственно, защищает от сгорания. Такой пропитки, которая, вступая в химическую реакцию с древесиной, создает на ее поверхности особый слой, достаточно, чтобы уберечь помещение от быстрого возгорания при попадании случайных искр, короткого замыкания, непотушенного окурка, упавшей свечи. На производстве продукцию тестируют так: пропитывают бруски защитным средством и помещают в специальную печь.

x
Login