Машина без бензина и без… водителя
Какой транспорт ждет москвичей в будущем
За несколько лет транспортная система Москвы изменилась до неузнаваемости! Самые разительные перемены произошли с введением в строй МЦК, повсеместным запуском выделенных линий, практически ежемесячным очередным открытием новых станций метро. Изменения коснулись не только общественного транспорта, который находится «под крылом» государства, но и такси, грузоперевозок и других сегментов транспортного рынка, где работают предприятия малого и среднего бизнеса. На конференции РБК и МТПП «Транспорт Москвы: возможности для малого бизнеса» столичные предприниматели обсудили успехи, проблемы и планы по усовершенствованию работы транспорта.
Модернизация транспортной системы в столице началась в 2010 году, после принятия правительством соответствующего постановления. Приоритеты, согласно этой стратегии, изменились: главными участниками дорожного движения становились не личные авто, а пешеходы, велосипедисты и москвичи, предпочитающие автобусы и метро.
За последние 7 лет в Москве на 62 % увеличилось количество поездок на общественном транспорте. Согласно исследованиям, проведенным агентством McKinsey & Company, Москва год назад занимала шестое место в мире по качеству транспортной системы. Впереди Сингапур, Гонконг, Лондон, Мадрид и Париж. А вот какие данные за те же семь лет фиксирует Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры: среднее время в пути на городском транспорте уменьшилось на 15 %, доля граждан, пользующихся городским общественным транспортом, увеличилась на 10 %, средняя скорость на личном автомобиле увеличилась на 16 %, загрузка дорог уменьшилась на 15 %. Главный итог колоссальной работы по изменению транспортной системы – количество ДТП в городе уменьшилось на 59 %!
Власть и бизнес: транспорт – общая забота
– Развиваются абсолютно все виды транспорта, – отметил замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. – Еще четыре–пять лет назад мы не могли представить, как быстро разовьется каршеринг. В Москве уже 13,5 тысяч машин задействованы в этом бизнесе.
Чрезвычайно популярны услуги такси: ежедневно совершается 760 тысяч поездок, среднее время ожидания машины составляет 5 минут. Правительство Москвы финансирует приобретение подвижного состава, средний возраст автомобиля такси 2,8 года. С 1 сентября на линию вышли электробусы, а с 2021 года город прекратит закупку дизельных машин. И самая удивительная новость: создается инфраструктура для использования электромобилей – открыты 100 точек зарядки для личного электротранспорта.
Президент МТПП Владимир Платонов отметил роль Гильдии такси МТПП в решении транспортного вопроса. На заседаниях этой гильдии решено подготовить изменения в действующий КОАП города Москвы.
– Заботясь об экологии, мы установили в городском Кодексе об административных правонарушениях штраф за парковку на газонах: для физического лица – 5000 рублей, для юридического – 300 000, – рассказал Владимир Платонов. – Если на газоне припаркована машина такси, то штраф выписывается таксомоторному парку, который владеет этой машиной. Часто это означает необходимость продавать саму машину. Штраф можно оспорить, но решение выносится не в пользу истца. Мы ищем, как дифференцировать наказание, чтобы и экология не пострадала, и не разорять таксопарки.
Президент МТПП отметил, что при участии Гильдии такси решено много проблем: машинам с «шашечками» разрешили ездить по «выделенкам», решена проблема использования лайт-боксов, таксисты получили возможность оформить патент и избежать сложностей с уплатой налогов. Идет переговорный процесс по урегулированию вопроса с оформлением полисов ОСАГО на такси, ведется работа с агрегаторами.
– Компания «Яндекс.Такси» не только постоянно принимает участие в наших мероприятиях, но и стала членом МТПП, – подчеркнул Владимир Платонов.
Необходимы Закон и порядок
Председатель Гильдии такси Богдан Коношенко уверен в необходимости внесения изменений в федеральный закон. Сейчас в Госдуме рассматривают проект закона, регулирующего вопросы таксомоторных перевозок. В документе предлагается четко прописать правовой статус и ответственность агрегаторов.
– Ситуация такова, что несколько агрегаторов взяли на себя функции госрегулирования, – отметил Дмитрий Пронин. – Предприниматели, предлагающие населению услуги такси, могут выйти на рынок исключительно через агрегаторов.
Рынок реагирует на эту ситуацию отрицательно. По словам Норайра Блудяна, директора ассоциации «ТАМА», члена Гильдии такси МТПП, сегодня тарифы на такси на 80–90 процентов ниже (!) тех, которые могут привести бизнес по пассажирским перевозкам к рентабельности.
Между тем, потребители двумя руками за, им нравятся низкие цены на такси! Соблюсти баланс – вот главная задача регулятора.
– Рынок пока еще держится на новых игроках, на привлекательности вступления в бизнес, на доступности: разрешение выдается бесплатно, желтые номера в ГИБДД получаешь без проблем, – подчеркнул Пронин. – Но когда погружаешься в содержание работы, в тарификацию, в себестоимость, в обслуживание, страхование, в ежедневный медосмотр, техосмотр автомобилей и прочее и прочее – видишь, что бизнес не маленький и славный, а большой и проблемный!
Эти проблемы известны всем участникам рынка. Но пока закон не дает никому официального права регулировать тарифы, это право присвоили себе агрегаторы.
По мнению Дмитрия Пронина, ответственность самих агрегаторов должна быть прописана законодательно! И пока этого не случится, рынок так и будет лихорадить. Мнение власти поддерживают и представители бизнеса.
– Госдума не может принять закон о такси с 2014 года, – негодует Норайр Блудян. – Ситуация уже настолько изменилась, что надо не в старую редакцию закона поправки вносить, а новый закон писать!
Назад в будущее
Еще три года назад слово «каршеринг» знали единицы. Сегодня, по словам сооснователя компании BelkaCar Екатерины Макаровой, услугами каршеринга в Москве пользуются до семи человек одной машиной в день. А машин уже порядка 14 тысяч!
Этот сервис придуман для людей, ценящих комфорт, свое время и не желающих обременять себя личным транспортом. Месяц использования системы каршеринга дешевле месяца пользования собственным автомобилем: водители арендной машины не платят за бензин, техобслуживание, страховку, зимнюю резину – расходы несет компания, владеющая машинами.
В Москве этот бизнес стал активно развиваться в том числе и благодаря поддержке властей. Вице-президент холдинга Micro Capital Group (каршеринг «Делимобиль», «Делисамокат», премиум-каршеринг Anytime) Мухит Сейдахметов рассказал, что правительство Москвы помогает создавать инфраструктуру.
– «Делимобиль» начал работать в 2015 году, мы были пионерами на рынке, но сумели сделать его массовым, – рассказал он. – Мы запустили «Делисамокаты» – новое арендное средство передвижения. Это был интересный опыт: огромное количество самокатов сломано, несколько украдены, несмотря на наличие трекера, который еще нужно постараться выломать… Но это был осознанный риск, и он оправдался: более 170 тысяч пользователей приложения «Делисамокат» всего за сезон – это победа!
Мухит Сейдахметов предрекает каршерингу большое будущее. По его мнению, через 2–3 года рынок каршеринговых машин (по отношению к личным авто) может достигнуть 40–60 %! Екатерина Макарова идет в прогнозах еще дальше:
– После общения с инновационными компаниями, которые работают в этом бизнесе в разных странах, я уверена, что к 2023–2025 году рынок захватят беспилотные такси. Это будет куда удобней и дешевле каршеринга.
Как бы там ни было, важно, что столичные власти за любые инновации!
– Московский транспорт становится все более технологичным, новые мобильные сервисы набирают популярность, и мы всегда и во всем готовы поддержать предпринимателей, внедряющих новые технологии на транспорте, – констатирует Дмитрий Пронин. – Но не стоит забывать и о традиционных подходах, нужно понимать, что везет нас по дорогам Москвы не мобильное приложение, а человек. И главное – создать систему, при которой перевозка будет безопасной и удобной – как в современном транспорте, так и в транспорте будущего, будь то электросамокат или беспилотный автомобиль.
Каршеринг – это поминутная или почасовая аренда автомобиля у профильной компании. Машины «с ключами в замке» припаркованы по всему городу и ждут своих водителей. Такой вид аренды дешевле такси и в разы удобнее общественного транспорта. История каршеринга началась в 1994 году, когда в Кьюбеке появилась первая компания Communauto, которая и по сей день считается одной из крупнейших каршеринговых платформ. В Москву каршеринг пришел всего 3 года назад. На конференции присутствовали два основных игрока этого рынка.
ФАКТ
Более 19 миллионов поездок в сутки фиксируется на метро, автобусах, поездах и прочих средствах общественного транспорта в столице.
ФАКТ
Услугами каршеринга в Москве пользуются до семи человек одной машиной в день. А машин уже порядка 14 тысяч!
Мнение
Сергей Лобарев, председатель Гильдии устойчивых транспортных систем:
Перспективным направлением формирования сферы гостеприимства в столице является развитие автотуризма, и мы в МТПП прорабатываем возможности этого ресурса для усиления туристической привлекательности Москвы. В России в частном владении находится 46 миллионов автомобилей, и автотуризм является наиболее демократичным способом путешествий. Москва могла бы стать центром притяжения и координации автотуристов как из России, так и из‑за рубежа.
В такси появятся «тайные покупатели»
МТПП совместно с агрегаторами запускает систему контроля перевозок
Гильдия такси МТПП единогласно поддержала решение о скорейшем начале работы по мониторингу качества пассажирских перевозок такси. Это совместный проект Московской ТПП и четырех основных агрегаторов рынка: Gett, «Везет», «Сити-Мобил» и «Яндекс. Такси».
Цель проекта – организация регулярных контрольных закупок и проверок тайными покупателями. Результаты будут передаваться онлайн-сервисам заказа такси и обсуждаться на заседании Гильдии по такси. Предполагается, что данные таких проверок будут также анализироваться Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Московской административной дорожной инспекцией, Министерством транспорта Российской Федерации, ГИБДД и будут использованы для урегулирования проблем рынка.
Обсуждается законопроект о предрейсовом контроле транспортных средств
МТПП собирает предложения экспертов
Гильдия логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты проводит общественное обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в части обеспечения фиксации в автоматизированном режиме результатов проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств)».
Авторы поправок этого закона настаивают на введении государственного централизованного автоматизированного учета результатов контроля технического состояния автомобилей перед выходом в рейс. Контрольный осмотр предполагается производить с использованием «государственной автоматизированной информационной системы по учету сведений, регистрируемых тахографами».
Изменения коснутся работы всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.
Если ваш бизнес связан с логистикой и перевозками, Гильдия логистических операторов приглашает вас принять участие в обсуждении. Замечания и предложения экспертов отрасли и предпринимателей можно отправить по адресу: sdomnina@hse.ru до 15 июля.
Больше новостей на mosgildia.ru