Маркировка табака. Как московскому бизнесу не попасть на штрафы
С 1 июля вводится обязательная маркировка табачных изделий. С этого дня выпуск немаркированной продукции будет запрещен и магазинам придется научиться работать по новым правилам. Штраф за продажу немаркированного табака, выпущенного после 1 июля, будет достигать 300 тысяч рублей. С чем связан такой строгий закон и как его соблюсти московским предпринимателям – разбираемся в статье.
Три триллиона в тени
Официальная статистика оценивает оборот торговцев контрафактом в три триллиона рублей в год – цифра колоссальная. Больше всего нелегального товара на рынках алкоголя, табака, одежды и обуви. Например, сейчас в России нелегальной является каждая десятая пачка сигарет. Общие потери бюджета в виде недополученных акцизов и НДС могут достигнуть к концу года планки в 70 миллиардов рублей. Государство, естественно, с таким положением дел мириться не собирается. И если всеобщий переход на единую систему маркировки товаров – дело будущего, то за борьбу с нелегальной торговлей табаком оно взялось уже сейчас.
Размер штрафа за нарушение запрета на продажу немаркированной табачной продукции – от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тысяч для юридических лиц
В марте правительство одобрило новые правила маркировки табачной продукции цифровым кодом. Это означает, что производители и импортеры табачной продукции, а также оптовые и розничные предприятия торговли должны зарегистрироваться в Национальной системе цифровой маркировки «Честный знак» и обеспечить передачу информации о продажах в систему ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий).
Стоимость нанесения цифрового кода (DataMatrix) на упаковку невелика – около 50 копеек (без НДС) за единицу, и ложится либо на производителя, либо на дистрибьютора. А вот стоимость оборудования для считывания кода и ПО для обработки и передачи полученной информации может сильно разниться в зависимости от модели, производителя и поставщика.
Что делать магазинам?
Все крупнейшие табачные компании – Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие – уже сейчас прекратили выпуск немаркированных пачек. Теоретически, продавать ранее выпущенные сигареты без маркировки можно будет до середины 2020 года – закон это позволяет, на практике немаркированных сигарет в продаже практически не осталось. Поэтому уже сегодня владельцам торговых точек нужно быть готовым к торговле по новым правилам.
Что нужно сделать до 1 июля 2019 года? Все просто – зарегистрироваться в системе цифровой маркировки «Честный знак», приобрести 2D-сканеры и обновить онлайн-кассы, чтобы они могли добавлять код маркировки в чек и отправлять его оператору фискальных данных (ОФД). После того как оператор передаст код маркировки в систему ЦРПТ, товар будет выведен из оборота.
До 1 июля 2020 года предпринимателям нужно будет также подключить электронный документооборот (ЭДО) для того, чтобы принимать электронные документы от производителя. Подключить его можно, например, в сервисном центре, если он является партнером производителя используемых онлайн-касс.
Цена перехода
Специалисты оценивают расходы на покупку сканера, на обновление программного обеспечения имеющихся онлайн-касс и товарно-учетных программ в среднем в 5–7 тысяч рублей.
Однако владельцам кнопочных касс старого образца дополнительно потребуется подключение к планшетам и компьютерам – без которых считывание DataMatrix-кодов невозможно. Покупка такой техники – дополнительные траты.
Если говорить про современные смарт-терминалы (онлайн-кассы планшетного типа), зачастую разработчики таких устройств устанавливают обновления удаленно, но их стоимость у разных компаний – разная. Есть производители касс, которые берут от 600 рублей за однократное обновление, другие предлагают годовую подписку на полное обновление всех систем, в том числе под маркировку, по цене 2000 рублей.
Однако на рынке есть также производители касс, которые проводят обновления устройств бесплатно. Например, МТС еще в конце апреля бесплатно обновила свои смарт-терминалы (в том числе уже оснащенные встроенным 2D-сканером) под маркировку табака. Также компания разрабатывает модуль для приемки табака в товароучетном сервисе – работы с документооборотом и учетом товара. Эта функция понадобится бизнесу в 2020 году.
«Работа в системе позволяет вести единый товароучет абсолютно любой продукции в режиме одного окна, будь то обычные товары, алкоголь, продукты животного происхождения, а вскоре и маркированные товары. Это удобно для предпринимателей, которые имеют большой ассортимент или планируют расширять его в будущем», – рассказал Сергей Музыкантов, технический директор сервиса МТС Касса. По его словам, все обновления под новые законы в кассах осуществляются на безвозмездной основе. Они проходят в автоматическом режиме – практически незаметно для пользователя. Тем, кто не готов к экстренной покупке онлайн-кассы для продажи табака компания предоставит кассу напрокат.
Доля незаконной табачной продукции в Москве составляет 4,05%, согласно отчету Nielsen от 2018 года
Кто проверит?
Контролировать исполнение закона маркировки будет Роспотребнадзор. О том, что ведомство пристально следит за любыми нарушениями, касающимися оборота табака, говорят результаты других проверок данной сферы. Так, в первом квартале 2019 года сотрудники федеральной службы провели 4 тысячи проверок на предмет соблюдения антитабачного законодательства. Общая сумма штрафов составила 21,7 млн рублей.
Помимо государственного контроля будет работать и общественный. Любой человек сможет скачать приложение «Честный знак», просканировать код маркировки с пачки сигарет и получить информацию о продукции. Через приложение он сможет подать жалобу, если заметит нарушение. Недовольные клиенты или конкуренты торговых точек не упустят возможности провести такую проверку в отношении некоторых компаний, а значит, бизнесу стоит заранее подготовиться к новым правилам.