Close

19.04.2024

Маркетплейсы будут работать по новым правилам

Фото: @ freepik.com/ru.freepik.com

Сразу два нововведения планируются в работе маркетплейсов: от антимонопольщиков и законодателей. Так, с середины 2021 года оборот торговли на маркетплейсах вырос с 167 млрд до 1,214 трлн руб. – в восемь раз. Количество продавцов, работающих на организованных дистанционных площадках, выросло до 700 тыс., а условия сотрудничества и продажи пока максимально выгодны только площадкам. Проанализировав эту ситуацию, ФАС пришла к выводу, что маркетплейсы нельзя причислять к торговым организациям наряду с розничными магазинами. По мнению замглавы ФАС Петра Иванова, единые требованиям к тем и другим приведут к ограничениям и не дадут развиваться новым бизнес-сферам. Он считает, что применение одних и тех же требований к офлайн- и онлайн-торговле только усугубит проблемы в правоотношениях электронных торговых площадок с торгующими на них предпринимателями, владельцами пунктов выдачи и конечными покупателями. В свою очередь, это повлечет замедление или вообще заблокирует развитие новых бизнес направлений. Исключение составляет торговля продуктами питания. Если маркетплейс продает их, его отношения с поставщиками попадают под те же нормативные акты, что и торговля в розничных продуктовых точках.

В свою очередь, депутаты озаботились урегулированием партнерских комиссий, неустоек и дополнительных платежей, взимаемых с покупателей за возврат товаров. 5 марта 2024 г. на рассмотрение Госдумы внесен законопроект № 568223-8 о регулировании работы маркетплейсов. Он восполняет организационные пробелы, узаконивает гарантии защиты для всех участников оборота, в том числе покупателей и продавцов, обеспечивает прозрачность и подконтрольность торговли на маркетплейсах, а также способствует формированию здоровой конкуренции.

В соответствии с новым законопроектом маркетплейсам запретят:

  • проводить акции без согласования с партнерами;
  • взимать комиссию за свои услуги больше 10%;
  • взимать неустойку с продавца за неисполнение условий договора более 15% от стоимости нарушенных услуг;
  • изменять в одностороннем порядке условия сотрудничества с партнерами;
  • предупреждать партнеров об изменениях менее чем за 30 дней;
  • препятствовать выходу на рынок;
  • создавать дискриминационные условия работы на площадке;
  • навязывать услуги, не относящиеся к электронной торговле;
  • продвигать товары за счет снижения цены без согласования с партнерами;
  • устраивать безвозмездные распродажи;
  • препятствовать работе партнеров на других площадках.

Также маркетплейсы обяжут маркировать товары, попадающие под требования об обязательной маркировке, устанавливать и использовать оборудование для обнаружения оружия, взрывоопасных и запрещенных веществ и предметов. Вышеперечисленные требования могут вступить в силу с 1 марта 2025 г., контролировать их исполнение будет ФАС.

 

x
Login