Любопытные факты о Поставщиках Императорского двора
Звание придворного «Поставщика» и форма знака введены Александром II в 1856 году. С 1862 года избранным фабрикантам, художникам и ремесленникам разрешили использовать государственный герб на своих вывесках и изделиях.
Стать поставщиком товаров для царя было непросто. Кандидат в течение 8‑10 лет «испытательного срока» доказывал достоинство своего товара, участвуя в промышленных выставках и не получая за это время ни одной рекламации от потребителей. Так, производитель коньяков Николай Шустов добивался этого статуса в общей сложности 38 лет.
Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому хозяину или наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок. Меж тем многие бренды стали знаменитым благодаря тому, что их качество оценил император и его семья.
Товарищество А. И. Абрикосова и сыновей — одно из старейших московских предприятий, основанное в 1804 году (ныне это — кондитерская фабрика им. П. А. Бабаева). Особое внимание Абрикосов уделял рекламе — только в 1891 году потратил на нее 300 тыс. рублей, заполонив своими листовками всю Москву. Но поставщиком Двора Его Императорского Величества ему удалось стать лишь в 1899 году.
Коллежский асессор князь А. Н. Еникеев из Пензы получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества в 1870 году в обход всех правил – ему, чуть ли не единственному за всю историю, подарили эту привилегию. Это случилось после того, как императрица Мария Александровна побывала на Мануфактурной выставке. Здесь Еникеев «поднес Ея Величеству корзину с приготовленными в его имении сухими ягодными конфетами, которые были найдены необыкновенно вкусными». Императрица приказала действительному статскому советнику П. А. Морицу обратиться в Министерство Императорского двора для испрошения соизволения императора на дарование князю знания поставщика.
Каким был наивысший знак качества в дореволюционной России? Как добивались успеха в то время? Об этих и других фактах расскажут на лекциях «Поставщики Москвы: история в лицах», которые проводит Департамент г. Москвы по конкурентной политике в павильоне № 461 на ВДНХ. Регистрация на лекции бесплатная, количество мест ограничено. Цикл лекций стартует в ноябре. Подробности на mos-tender.com / historical