Close

27.09.2022

Лед тронулся

Как господдержка помогает популяризировать зимние виды спорта

За последние полтора десятилетия Россия обогнала Европу по размерам открытых искусственных катков и качеству их покрытия. О том, как этого удалось добиться, рассказывает главный «виновник» рекорда Павел Слепнев, генеральный директор компании «Ледовый сервис».

— Наш бизнес начинался в 2008-м с изучения технологий западных компаний и поставок их оборудования. Однако стояла задача не копировать их опыт, а трансформировать его в уникальное предложение — мы стремились привнести на этот рынок новые услуги, поменять взгляд на существующие решения и другие устоявшиеся процессы, — говорит он. — Мы в принципе изменили традиционное восприятие катка: наш лед не тает при любой погоде, а по качеству он сопоставим с покрытием профессиональной арены. Мы первыми придумали мобильную конструкцию катка, которая недорого стоит и ее можно смонтировать в любом месте — и на крыше торгового центра, и в горах на курорте «Архыз». Мы же первыми придумали мобильные пункты проката и раздевалки, и сами разработали онлайн приложение для покупки билетов.

Каток, который не тает

Благодаря этим инновациям компания стала быстро развиваться. «Ледовый сервис» принес культуру уличного катания
на коньках в те регионы, где ее в силу климатических особенностей никогда не было — например, в Краснодар и Астрахань, где, как минувшей зимой, температура доходит до +14, зеленеет трава и идет дождь. А каток — не тает!

Так «Ледовый сервис» охватил 32 российских регионах — он обустраивает открытые катки на центральных площадях таких городов как Тула, Орел, Ярославль, Курск, Липецк, Воронеж, Нижний Новгород. Есть несколько знаковых объектов в Санкт-Петербурге. В целом до 70% портфеля компании — это госзаказ на строительство социально-ориентированных ледовых площадок, направленных на популяризацию зимних видов спорта и катания в частности.

— Несмотря на то, что мы входим в тройку игроков, которые больше всего строят открытых арен, наша главная гордость — это нетиповые проекты, которые за свои уникальные решения удостоены многих наград. Как пример — комбинированный каток в парке «Патриот» в Кубинке площадью пять тысяч «квадратов», где есть зоны для массового катания и для профессиональных занятий спортом, — продолжает Павел Слепнев.

— А в столичных «Лужниках» мы уже не первый год заливаем самый большой в Европе каток с искусственным льдом
площадью более 16 тысяч квадратных метров — это два с половиной футбольных поля. И когда в конце 2021-го наши западные партнеры посмотрели на все эти объекты, они признали, что в Европе катков такого уровня нет.

Успеть за две недели

Сегодня «Ледовый сервис» оказывает полный цикл услуг — от проектирования до технического и коммерческого обслуживания деятельности катков.

— Мы привозим заказчику готовый каток, который остается только смонтировать — за 14 дней. Мы первыми на рынке установили такой короткий срок за счет того, что основную сборку производим на собственном производстве. Наш каток служит 7-8 лет и в летний период хранится у нас же, — отмечает руководитель «Ледового сервиса».

При таком масштабе деятельности компания продолжает оставаться в категории малого бизнеса — в ее штате всего 40 человек, которые занимаются проектированием площадок, разработкой их дизайна, отвечают за склад и заключение договоров. Больше постоянных сотрудников при ее специфике и не требуется — это сезонная работа, активный период которой длится с ноября по март. А подготовка к нему стартует в сентябре, когда идет набор и обучение сезонных работников. Летом же активно ищутся новые заказчики.

С помощью Фонда

— За свою 15-летнюю историю мы не привлекали стороннего финансирования — особенность нашего бизнеса в том, что любой проект начинается с его авансирования, — продолжает Павел. — И до недавних пор наших заказов было достаточно, чтобы обеспечивать функционирование и развитие компании. Но сейчас возник финансовый разрыв из-за того, что в феврале-марте многие проекты оказались замороженными, и нам пришлось заняться поиском кредитов для пополнения оборотных средств.

За кредитом «Ледовый сервис» обратился в Сбербанк, но выяснилось, что для получения необходимой суммы у него не хватает залогового обеспечения. Для его покрытия в банке же порекомендовали воспользоваться поручительством Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

— Меня поразило, с какой скоростью и без проволочек Фонд рассмотрел и одобрил нашу заявку, — делится впечатлениями Павел Слепнев. — Благодаря этому мы быстро получили кредит по льготной, ниже рыночной ставке и Фонд на 70 процентов закрыл поручительство по кредиту. На эту сумму мы смогли чувствовать себя более комфортно в несезон.

Комплексный подход

На дальнейшие перспективы ледового бизнеса в России он также смотрит не без оптимизма: этот рынок начал меняться еще в ковидную эпоху из-за ряда ограничений, продолжает и меняется сейчас. Но здесь работают только сильные игроки, и пул их не превышает двух десятков компаний, между которым нет острой конкуренции. Просто у каждого своя ниша: один строит только тренировочных арен, другой возводит крытые дворцы спорта. Есть те, чья специализация — лишь открытые арены, а другие занимаются исключительно сдачей площадок в аренду. Хотя проблемы у всех одинаковые — сегодня, к
примеру, из-за сокращения зарубежных поставок растет цена на сырье. Хотя при этом оказалось выгоднее запустить производство оборудования внутри страны, а не импортировать его. Так, «Ледовый сервис» уже подал ряд заявок на
патенты и собирается наладить собственную сборку аналогов по оригинальным технологиям.

— При этом мы продолжаем развивать комплексный подход к строительству и обслуживанию ледовых арен с минимальным участием заказчика — по сути, теперь он просто получает готовый объект под ключ, — отмечает Слепнев.

При этом с заказчиками тут немного сложнее:

— У нас всегда два заказчика: тот, кто заказывает и оплачивает объект, и тот, кто пользуется его услугами — то есть
посетитель. Мы должны удовлетворить желания и первого, и второго. Первому обычно нужен или каток для привлечения внимания к своему объекту, обеспечения ему большого трафика, или каток как вид бизнеса — окупаемый. Но без довольного посетителя не работает ни тот, ни другой тип. А проблема в том, что и реклама тут не работает: пока клиент не попробует лично, его ничем не убедишь. Сарафанное радио — вот что работает. И в этом плане мы компания, которая дарит эмоции. У нас постоянный клиент возвращается на каток до семи раз в месяц, а на другие катки в среднем — 2-3 раза.

Никогда не сдаваться

Когда же заходит речь о тех сложностях, с которыми сегодня сталкиваются новички в предпринимательском деле, он советует никому никогда не сдаваться, особенно когда не получается и в первый, и во второй, и в третий раз.

— Надо набраться терпения, стойкости. И надо максимально обращать внимание на новые технологии, особенно те, которые уже существуют в России, — говорит он. — А так как в любом бизнесе все давно придумано, то задача каждого начинающего — привнести новое. Но оно должно быть не просто новым, а уникальным, с эффектом «вау». Так, например, можно удивить стоимостью и качеством. Да и в целом отношением и к заказчику, и к потребителю.

x
Login