Close

30.08.2021

Клининг в кризис

Фото из архива Дмитрия Ярославцева
Плюсы пандемии – в истории начинающего чистильщика мебели

Открывая в начале 2020 года свой бизнес по химчистке мягкой мебели, петербуржец Дмитрий Ярославцев даже не подозревал, с чем ему предстоит столкнуться. И хотя об окончании пандемии коронавируса еще говорить преждевременно, сегодня предприниматель решил подвести итоги первого года работы в не обычных и для себя, и всего малого бизнеса условиях.

– Идеи о собственном бизнесе зрели у меня давно, но четкого представления, как его выстроить и с чего начать, не было. Тем не менее в конце 2019 года я решил открыть клининговую компанию – клининг всегда казался мне привлекательной сферой, – вспоминает Дмитрий. – Тогда я начал погружаться в вопросы, связанные с организацией этой деятельности, и довольно быстро понял, что для открытия полноценного предприятия полного цикла потребуются очень большие вложения. Поэтому решил сосредоточиться лишь на отдельной услуге – выездной химчистке мягкой мебели.

Располагая довольно ограниченным бюджетом, начинающий предприниматель приобрел всего один комплект самого необходимого для работы – минимум оборудования и химреактивов. А на вызовы решил выезжать самостоятельно на собственном автомобиле – его наличие, к слову, значительно сократило траты на старте. В целом на укомплектование ушло чуть больше 150тыс. рублей из личных сбережений.

– Свой первый заказ я получил в конце января 2020 года, – рассказывает Дмитрий, – идалее пару месяцев развивался весьма неплохо: постепенно увеличивалось количество заявок, а в конце февраля даже удалось попасть на международную клинковую выставку в Минске и пройти обучение у итальянских коллег.

Ограничения и оптимизация

Фото из архива Дмитрия Ярославцева

Бизнес рос, пока город жил обычной жизнью. Однако в марте, когда ситуация с новым вирусом стала осложняться и в Санкт-Петербурге, как и повсюду в стране, были введены ограничения, работать стало значительно хуже. Люди уже опасались приглашать к себе на дом посторонних и отложили все не первостепенные дела на потом. В итоге количество заказов резко упало, а к апрелю вообще скатилось к нулю. В этой ситуации Дмитрий на чал сокращать расходы:

– Первым делом пришлось закрыть ИП и перейти в статус самозанятого, – рассказывает он. – Хотя при всех минусах ИП работать в этом статусе было выгоднее, чем самозанятому. В новом качестве сразу пришлось столкнуться с фактической невозможностью получить кредит – для банков этот юридический статус не значит ничего, так что возможность получения дополнительных средств исчезла.

Но это было лишь начало. С закрытием границ резко выросли цены на необходимую для работы химию. Так, всего за один день, как вспоминает предприниматель, стоимость одного вида моющего средства увеличилась с 5500 рублей до 11500. Закупать химикаты по таким ценам означало и соответственное повышение стоимости услуг, а, значит, и потерю части клиентов. Вместо этого Ярославцев решил поэкспериментировать с аналогами, которые были бы дешевле, но при этом давали такой же высокий результат.

– Я перепробовал неимоверное множество производителей, пока не нашел оптимальные заменители с хорошим качеством и приемлемой ценой, благодаря чему цены на услуги удалось сохранить примерно на том же уровне, – рассказывает бизнесмен.

От озонатора до офиса

К лету обстановка немного улучшилась. Хотя вирус никуда не исчез, но люди слишком устали от изоляции. К тому же из за удаленного режима работы у многих появилось время для домашних дел – наводя порядок в быту, они стали активнее пользоваться клининговыми услугами. Это в свою очередь и Ярославцева заставило расширить поле деятельности, приобретя для этого озонатор – специальный прибор, который устраняет неприятные запахи и борется с бактериями и вирусами.

– К моему удивлению, пандемия никак не отразилась на стоимости такой техники – озонатор обошелся м не примерно в 15 тыс. рублей, – отмечает бизнесмен.

Фото из архива Дмитрия Ярославцева

Новые услуги позволили Дмитрию увеличить количество клиентов, после чего уже встал вопрос о хранении оборудования. Да и самой компании, получившей уже название «Дом чистоты», пора было обзаводиться собственным домом. То есть, офисом. С начала пандемии в городе освободилось огромное количество коммерческих помещений, при этом цены стали значительно ниже. Недолгие поиски – и ему удалось снять оптимальное для своих целей помещение за сумму практически вдвое ниже рыночной: предыдущие арендаторы съехали еще в апреле и хозяину для сохранения даже минимального дохода было выгодно сдавать площади дешевле.

Еще одним плюсом пандемии оказалась гибкость маркетинговых компаний в работе с малым бизнесом. До этого, как признается Дмитрий, он пробовал сам собирать сайты и самостоятельно же запускать рекламу, но особых результатов на этом поприще не добился. А тут целый ряд агентств стал предлагать ему очень выгодные условия с оплатой за результат и не требовали больших денег в самом начале. Так он не только запустил наконец свой сайт с калькулятором услуг, но и, настроив контекстную рекламу, начал развивать социальные сети. Первым делом зашел «ВКонтакт» и «Одноклассники», но особого успеха не имел.

– Из всех сетей меня приятно удивил «Инстаграм» – сюда можно загружать не только фото, но и видео, так что клиенты видят все тонкости нашей работы, нашу открытость и честность – мы никогда не обещаем того, что не сможем сделать и не стремимся приукрасить действительность, – говорит Ярославцев. – Сейчас это основной источник наших заказов. В дальнейшем хочу за пустить «Ютьюб»-канал, на котором буду рассказывать о всех тонкостях своей работы.

Фото из архива Дмитрия Ярославцева

Ближе к концу 2020-го количество заказов, поступающих в «Доме чистоты», постепенно выросло, особенно перед Новым годом. В это время Ярославцев стал задумываться о найме сотрудников и покупке дополнительного оборудования. Для того, чтобы сэкономить на технике, Дмитрий стал искать модели «с пробегом». Так, за одним из моющих пылесосов ему пришлось отправиться в Пермский край, но даже с учетом дороги он оказался куда дешевле предложений на питерском рынке.

Опыт, обучение, открытость

На 2021 й год планов у Ярославцева очень много.

– Я решил расширять ассортимент клининговых услуг – в марте прошел обучение по дезинфекции помещений и борьбе с насекомыми. Для Санкт-Петербурга это направление очень актуально, – рассказывает предприниматель. – К тому же я нанял сотрудника и далее буду увеличивать штат, ищу единомышленников – тех людей, кто так же хочет работать открыто и на совесть. Сегодня это отражается и на зарплате, ведь многие клиенты уже хорошо понимают, что качественная услуга – это дорого. Помимо этого, я также думаю запустить линейку обучающих материалов для начинающих специалистов.

Фото из архива Дмитрия Ярославцева

Оглядываясь назад, он отмечает, что работать в пандемию очень тяжело – очень многие клининговые компании не выдержали натиска кризиса и закрылись. Причем это были опытные игроки, а что уж говорить о тех, кто только начинал свой путь в это время?

– Однако нам удалось пережить первый год коронавируса, – говорит Дмитрий. – По-моему, это огромный опыт, который будет полезен в будущем и позволит развиваться нашей компании. Ведение своего бизнеса не простая, но очень увлекательная задача.

x
Login