Кампотский перец
Как выпускник мехмата Сергей Ежов покинул IT-подразделение «СберТеха» и стал зарабатывать на перце и других специях
Внешне наш герой Сергей Ежов похож на Деда Мороза – статный, седовласый с шикарной бородой. Признает, что верит в чудеса. А с недавних пор и в печенья с предсказаниями – потому что однажды, накануне китайского Нового года, в таком печенье ему попалось пророчество, изменившее всю его жизнь.
Поехать «набить морду»
Сложно поверить, но по трапу в самолет рейсом на Камбоджу, где ему и выпало то предсказание, этот добряк и балагур поднимался с желанием «прилететь и набить морду». Праведным гневом Сергей пылал в адрес …. поставщика редкого кампотского перца.
Отправной точкой в этой истории стал пикник на даче друзей. Стоящему у мангала Сергею хозяева принесли необычный перец. Пояснили, что в качестве подарка привезли его из путешествия по Камбодже.
– Перец был прекрасен, хотя друзья говорили, что купили его в третьесортной лавочке. Я почитал о нем, оказалось, это камбоджийский специалитет, – вспоминает Ежов. – Захотел, чтобы у меня на кухне был точно такой же.
Но не тут то было….. В Москве, в которой, казалось бы, есть все, не торговали этой специей. Более того, существует целая индустрия – продажа фейкового перца. Доля подделок по миру достигает 80 процентов.
Сергей нашел сайт Ассоциации производителей кампотского перца и сделал заказ. В перечне членов ассоциации были единицы тех, кто готов был выслать продукт в Россию и принимал перевод на карту. Большинство требовали банковский перевод и не хотели иметь дела с таможней.
Около 100 тонн в год перца выращивают на полях Камбоджи
В итоге пришла посылка с перцем сильно среднего качества. Сергей взвыл от разочарования.
– Я очень спокойный. Вывести меня из себя сложно. А тут я был зол, – вспоминает Сергей. – И загорелся идеей получить «тот самый перец».
Смена курса
Сергей, привыкший жить по плану, резко меняет свой отпускной маршрут. А с ним, как потом оказалось, и всю жизнь. Вместо поездки в Белоруссию к брату он срывается в далекую Камбоджу. И с этого решения начинается цепочка удивительных совпадений. Во-первых, чудесным образом находятся «свободные сто тысяч». Сумма для вчерашнего валютного ипотечника приличная. Билеты были со стыковкой в Китае.
Двадцатые числа февраля 2017 года. Китайцы летели на новогодние каникулы – все желали друг другу удачи и распечатывали печенье с предсказаниями. Досталось печенье и Сергею: «Ваше новое бизнес-партнерство будет очень успешным». Сергей лишь пожал плечами: на работе все ровно, какое еще партнерство?
Но уже следующим вечером он пожимал руку одному из крупнейших плантаторов.
– В Кампот приехал вечером. Только сел перекусить, как мимо проезжает моторикша с надписью на кузове La Plantation, – вспоминает Сергей.
Порядка 800 рублей за сто граммов стоит в России кампотский перец
Аналитиком по профессии и характеру, он заранее составил список производителей кампотского перца, возглавляла его ферма именно с таким названием – как одна из крупнейших. Ужин отменялся…
Рядом с плантацией Ежов увидел мужчину европейской внешности. Если бы не характерный загар, европейца можно было принять за туриста. Оказалось, что это был сам владелец – он как раз уходил домой после рабочего дня.
– Я знал его имя – Гай Поре. Француз, уроженец Бельгии. На смеси слов и жестов объяснил, кто я такой и чего хочу, достал из кармана тот самый перец, что мне прислали в Москву «члены ассоциации, – рассказывает Сергей.
Владельцу фермы колоритный вечерний гость понравился – он предложил Ежову встретиться на следующий день.
– Мой новый знакомый подтвердил, что мне прислали фейк. И разделил мое негодование, – вспоминает Сергей.
Экскурсии по плантациям
Следующий день Ежов провел на La Plantation. А следующие пять дней – на других плантациях. Перед отъездом Ежов снова заехал к Гаю – закупиться перед отъездом. И тут хозяин плантации сделал ему неожиданное предложение: эксклюзивное дилерство. Сергей удивился и, подумав не более пары минут, согласился. Зря, что ли, ехал….
– У La Plantation в итоге оказался лучший перец из того, что я попробовал. Он правильно высушен. Все технологично. Менеджмент европейский. С местными жителями такого диалога бы не получилось, – поясняет Сергей. – И у La Plantation самое стабильное качество и объемы. В регионе Кампот 400 официальных производителей перца.
Большинство – очень мелкие. Их урожай – не более ста килограммов за сезон. Фактически огород – что выросло, то выросло. А на полях La Plantation выращивают около 10 тонн в год. Это примерно десятая часть объема всего перца, производимого в регионе. Не знаю, есть ли производители крупнее. Я попал «в яблочко».
Гай мне понравился и как человек. Мы подружились. В сентябре он со своей супругой и бизнес-парнером был у нас в Москве, в мае мы ездили к нему во Францию, гуляли вместе по Версалю, ходили на концерт в Эйфелеву башню. У компании много соцпрограмм.
От спонсорства местной школы и кураторства одаренных детей до благотворительности. Он мог бы механизировать процесс и окупить инвестиции за три года, но он осознанно оставляет технологию ручного сбора, обеспечивая занятость местным. У людей есть работа, снимается социальная напряженность в регионе. У него все вручную. Перец перебирают пальцами, пинцетиком. Механически многое не сделаешь так качественно, как это делает человек.
Оценка рынка
Дальше начались будни: днем Сергей работал в офисе, ночами искал в Фейсбуке шеф-поваров ресторанов, писал им презентации, устраивал дегустации. Рассчитывал в первую очередь на рестораны, специализирующиеся на стейках. Переговоры не всегда шли гладко.
Кампотский перец бывает красный, белый, черный и зеленый
– По себестоимости перца в порции ровно на три рубля. Но мне говорят, что цена блюда при этом повышается чуть ли не на триста рублей. Я математик по образованию – как они так высчитывают, я не понимаю, это непознанная для меня реальность. Многие сразу, даже не пробуя, говорили «Дорого!», – рассказывает Сергей. – Мне в этом плане понравилась позиция Сергея Миронова, владельца сети «Мясо&Рыба». Он лично во все это погрузился, распробовал. После этого не только ввели мой перец в рецептуру, но и заменили содержимое перечниц на столах. Его бренд-шеф придумал рецепт перечного соуса – если я не ошибаюсь, то порция соуса у них стоит 200 рублей. И он сейчас хит продаж. Грамотные шефы знают, что стейк итак премиальный продукт. Если при этом его сдабривать лучшим перцем, на выходе мы имеем еще более вкусное блюдо. Гость, может, и не поймет причину, но точно запомнит: «Там вкусно». И вернется.
Чем этот перец лучше
В России потребитель почти не знаком с кампотским перцем. И многие, узнав цену – порядка 8000 рублей за кило – считают это «маркетинговыми играми». В мире же у кампотского перца репутация примерно такая же, как у хорошего вина. Это продукт не первой необходимости, но он точно делает жизнь ярче.
– В районе Кампота уникальный климат, – рассказывает Сергей. – Горы защищают его от северных ветров, а земля пропитана всеми микроэлементами. Я читал, что в прошлом веке ресторан не мог получить звезду Мишлена, если там готовили без этого перца.
Но золотой век плантаций закончился после революции красных кхмеров в семидесятых. Их уничтожили. Производство начали восстанавливать лишь на пороге нового тысячелетия.
– Плантации постоянно расширяются. Полноценно они начинают давать урожай только через три года, – продолжает Сергей. – И вкус перца, кстати, не всегда стабилен. Я очень удивил своего партнера, написав ему однажды, что новая партия заметно отличается от предыдущей. При встрече мы с ним долго нюхали, пробовали, мололи образцы из разных партий. И партнер признал, что аромат разный. Назвал меня «Мистер нос» и дал право выбирать любую партию на свой вкус. Урожай 2019 года особенно удачный.
Денег меньше, удовольствия больше
В марте прошлого года Ежов уволился. На прежний уровень дохода вышел примерно через шесть месяцев. Но, признает предприниматель, это совсем иные, чем в найме, деньги. Во-первых, нет понимания, какой объем продаж будет в следующем месяце. Во-вторых, постоянно нужны средства на закупку. Первая партия – 270 килограммов – потребовала транша в миллион рублей. Часть денег вложили в совместный бизнес друзья, а часть получилось взять в кредит у банка, что само по себе чудо: был у него период в жизни, когда из-за кризиса он не мог платить долларовую ипотеку.
80% достигает в мире доля продаж фейкового селекционного перца
– Я выкрутился, продал квартиру и рассчитался. Но тот полугодовой провал – это моя личная «клякса на кредитной репутации, – поясняет предприниматель. – А вот с закупками – подтверждали за полчаса. И именно в нужном объеме, ни больше ни меньше.
Подводят и некоторые покупатели – например, премиальные магазины, где товар Ежова встал на полки, рассчитываются с опозданием.
Мошенники и конкуренты
Со временем появились у Ежова и конкуренты. Он их называет «чемоданными контрабандистами». Они нелегально завозят небольшие объемы, пока их не поймала таможня.
– Они первые в выдаче по запросу «кампотский перец», так как лучше работают над продвижением, – признает Сергей. – При этом я единственный в России поставщик от La Plantation. Моя задача – получить товар, сертифицировать и провести таможенную очистку. Эти же ребята пишут, что они являются «представительством посольства Камбоджи» – такого юридически не может быть.
Попался бизнесмен и в сети LavkaLavka. Ежов в недоумении от политики компании.
– Я им поставил партию в 2017 году. Долг они погасили на треть. Я, если честно, в какой‑то момент уже махнул рукой, списав это на убытки, – рассказывает предприниматель. – Но тут в начале 2019 года у них в продаже в интернет-магазине снова появляется «мой» перец – при том, что уже больше года я им ничего не поставляю. И все сопроводительные документы устарели. Я в это время как раз ездил на новую закупку.
Пробную партию перца «от Ежова» у них закупила моя жена. Это был не мой сорт! Ладно, я могу принять их объяснения, что «нашли на складе остатки». Могу поверить даже, что новая команда, а там постоянная смена юридических лиц и управленцев, не разобралась и назвала меня в качестве поставщика. Но ведь под моим именем продают третьесортный товар!
Что дальше
Весной у него заработал интернет-магазин. Пришлось поломать голову и над упаковкой.
– Если фасовать на плантации, то это плюс 30 процентов к цене, – подсчитывает Ежов. – А уходить полностью в премиальный сегмент я не буду, хочу быть доступным для семей со средним доходом. Один шеф-повар посчитал, что ста граммов моего перца семье из четырех человек хватит примерно на «сто килограммов еды» – мяса, салатов, гарниров. И это будет принципиально иной вкус.
– С этой весны я начал работать с несколькими небольшими магазинами- лавками фермерских и биопродуктов (лавки «Две сестры», «Сырный Кафетерий», «Еда-природа»), – признает бизнесмен. – Теперь можно прийти, попробовать все наши пряности и купить по той же розничной цене, что и в нашем интернет-магазине. Это удобно покупателям, особенно тем, кто не доверяет интернет-магазинам, и я их понимаю – ведь продают в основном фейк под видом оригинала. Я вижу большие перспективы развития через такие магазины качественных продуктов.
Сейчас на Сергея вышло несколько производителей сыров, мясных деликатесов, соусов и ремесленного шоколада. Все отмечают, что с его перцем продукт становится вкуснее и насыщеннее. Это бизнесмена радует – если покупатель распробует, то сотрудничество будет выгодно всем. К осени он планирует расширить линейку до 15 видов специй, включая куркуму и ваниль. Сейчас основной «фишкой» предприниматель считает свежесоленый перец с пикантным острым вкусом.
Фото из архива Сергея Ежова