Как открыть магазин авторских подарков
«Шоколад» на новый лад
Фильм «Шоколад» прекрасно показывает, как маленький магазинчик может стать «якорем» для окрестных домов. Москвичка Екатерина Минервина попробовала воплотить подобное у себя на «Соколе». Торгует не шоколадом, но в вещицы из ее магазина тоже вложено тепло человеческих рук.
По профессии Екатерина — интерьерный дизайнер. Но по вечерам или между проектами занималась авторской бижутерией. Бусы-браслеты дарила близким. Со временем украшениям стало тесно в шкатулках. Начала продавать через «Ярмарку мастеров» и участвовать в выставках. Но поняла, что нерентабельно.
«Интернет — это огромная конкуренция, надо часами заниматься продвижением, — рассказывает Екатерина. — Участие в ярмарках дорогое и не всегда себя окупает. Не каждый может выложить 15‑20 тысяч рублей за то, чтобы арендовать на выходные место и попробовать продать свои творения».
Екатерина задумалась, что с такой же проблемой сталкиваются тысячи мастеров, кто делает прелестные вещицы, но не умеет их продвигать. А значит, надо попробовать стать их «путеводной звездой».
2 тысячи рублей стоит минимальная аренда за блок в «Чудесном магазинчике»
«В марте 2018 года мы с подругой начали подготовку к открытию магазина. На обустройство потратили около 300 тысяч рублей накоплений. Помещение в аренду нашли на Циане, оно конечно недешевое, но у метро аренда стоит еще дороже, порой до 300 тысяч в месяц. Наняли одного продавца, остальное пока делаем сами».
Екатерина с подругой, хоть и увлечены авторскими подарками, сами на 100 % заполнить свои 23 квадратных метра не могут. Решив стать посредниками между ремесленниками района и покупателями, спроектировали полки разной вместительности, разбив стеллажи на отсеки. Цена аренды — от 2 до 3,5 тысяч в месяц за блок. При желании туда можно поселить с пару десятков плюшевых зайчиков, еще больше фарфоровых статуэток или множество коробочек-шкатулочек. Оказалось, что в округе проживает несколько десятков дизайнеров, которые с удовольствием стали размещаться на этих полках. С названием проблем не было — торгуют подруги чудесными вещицами. Так и появилась вывеска «Чудесный магазинчик».
300 тысяч рублей потратила Екатерина с подругой на обустройство магазина
Со временем много подарков стали делать под заказ. Постоянными покупателями стали те, кто коллекционирует, например, сов или ежат. И подруги уже целенаправленно отсматривают ту же «Ярмарку мастеров» в поисках исполнителей.
«Была интересная история, когда пришла женщина и купила у нас смешного бегемота. Она их коллекционирует. Через неделю снова заглянула, узнать, нет ли пополнения. В итоге я заказала бегемотов всех мастей разным мастерам.
Женщина периодически заходит, покупает, — вспоминает Екатерина. — Потом история повторилась, но уже с коллекционером мышат. А вообще ассортимент постоянно меняется, дополняется и увеличивается. Мы рассчитаны на широкую аудиторию: от маленьких детей и их родителей до студентов и офисных работников. Также сотрудничаем с дизайнерами женской и детской одежды».
Как попасть на полку
Сувениры на полку попадают при условии, что у мастера есть аккаунт в соцсетях и человек обязуется рассказать, что его работы продаются в «Чудесном магазинчике» на Усиевича. Кроме аренды, когда выкупается часть полки, в магазинчик можно штучно сдать товар на реализацию — магазин добавит к цене мастера 100 %. Владелица магазина и мастер договариваются, что если что‑то подобное мастер продает и через свой аккаунт, цена у мастера не должна быть ниже, чем в «Чудесном магазинчике».
23 кв. м составляет площадь «Чудесного магазинчика»
Жители района узнают о магазинчике через листовки, которые раздают промоутеры и рекламу в соцсетях. Таргетинг Екатерина настраивает с расчетом на тех, кто подписан на локальные группы.
В первый месяц аренда окупилась быстро. Казалось, что дальше будет еще лучше. Но оборот стал снижаться. Последующие два месяца поток был ровный, но суперприбыли не было. И тут подруги придумали, как увеличить поток — заключили договор с «Озоном». Теперь в их магазинчике будет точка самовывоза — небольшая подсобка позволяет складировать заказы. Хозяйки «Чудесного магазинчика» надеются, что небанальный ассортимент за те 3‑5 минут, что они будут оформлять выдачу заказа, привлекут внимание клиентов «Озона» и они будут заглядывать к ним все чаще и чаще.
«В непростые времена, когда аренда достигает каких‑то немыслимых ставок, выжить можно, только если таким предпринимателям, как я, держаться стайками, — уверена Екатерина. — Мы будем думать над форматом кооперации или введения допуслуг и дальше, и обязательно пойдем в гору, потому что не единым же «аликэпрессом» должен жить человек, покупая подарки близким. Многие устали от дешевых китайских товаров, которыми торгуют интернет-магазины, а большие деньги выделить на подарок не всегда возможно. При этом мастера делают очень интересные и качественные вещи, часто в одном экземпляре. Будем и дальше стараться, чтобы люди находили друг друга».