Close

07.07.2022

И квас, и космос

Фантастика и реальность проектов «Очаково»

Советский режиссер Павел Клушанцев еще в 50-е годы прошлого века безо всяких компьютеров придумал самые прорывные кинотехнологии. По его «рецепту», например, знаменитого «Терминатора» снимали на… обычном хлебозаводе: именно правильно подсвеченное и подкрашенное тесто, оказывается, дает все необходимые спецэффекты.

Его также прозвали крестным отцом «Звездных войн», хотя глубокий космос ему приходилось воспроизводить при помощи зонтик и сложной системы разнокалиберных лампочек. Просто в ту пору еще не был построен завод «Очаково», одни только 700-тонные цилиндроконические танки которого — готовые декорации для любого фантастического фильма. А через иллюминаторы в его варочном цеху можно снимать хоть туманность Андромеды, хоть черные дыры.

Впрочем, современным кинематографистам адрес предприятия и так хорошо знаком. Они здесь частые гости, и приезжают сюда не только ради космических видов. Ведь далеко не каждое предприятие может похвастаться собственным музеем, а уж таким, который охватывает историю не только самой промплощадки, но и всей отрасли в целом, точно никто. Кроме «Очаково», где с 2005 года действует полноценный Музей традиционных русских напитков с собственной коллекцией уникальных антикварных экспонатов. Именно с музея и начинают знакомиться с предприятием участники экскурсии «Открой#Моспром».

— У нас собраны невероятно интересные предметы, у каждого из них потрясающая история. Так, мы воссоздали «Избу квасовара» с подлинными экспонатами, самый старый из них — сундук XVIII века. Мы также постарались воспроизвести атмосферу, абсолютно идентичную прошлой. Для этого, например, в избушке вручную закоптили печь, повесили на окна старинные шторы. А бродильный цех создавали по гравюре XIX века, — рассказывает директор музея Евгений Шатилов. — И наша коллекция постоянно растет. Сегодня исторически ценные образцы промышленной техники можно увидеть в уличной экспозиции музея. Помимо агрегатов и утвари ушедших эпох, у нас есть экспонаты и артефакты, рассказывающие о четырех с половиной десятилетиях работы завода.

Сам завод построили за 2,5 года до Олимпиады-80, и назывался он тогда просто Московский пивобезалкогольный комбинат. Его главная задача на тот момент — вдоволь обеспечить столицу пивом, квасом и газировкой. Особенно во время международных соревнований. Поэтому он был задуман как самый крупный по мощности в Европе и Советском Союзе. С первых же дней он стал устанавливать и другие рекорды: например, здесь разливали первые в СССР партии Pepsi и Fanta. Это единственный в мире прецедент, когда предприятие не просто одновременно выпускало продукцию и PepsiCo, и The Coca-Cola Company — представители этих жестко конкурирующих компаний работали в одном цеху завода буквально бок о бок.

После, уже в середине 1990-х, когда на комбинате шла масштабная реконструкция, здесь первыми в мире выпустили пиво в пластиковых бутылках. А сегодня здесь есть и собственный цех по производству этой тары. Также в 1995 году завод произвел первое в России пиво в алюминиевых банках.

Примерно в то же время на предприятии решили наладить производство традиционного кваса двойного брожения в промышленном масштабе. Его секреты технологи «Очаково» искали в российских деревнях — среди находок оказались не только старинные рецепты молочнокислого и дрожжевого домашнего кваса, которые стали основой для кваса «Очаковский» и белого кваса «Семейный секрет», но и предметы, послужившие основой Музея традиционных русских напитков.

Но и современное оборудование имеет свои легенды. Например, те самые, уже упоминавшиеся цилиндроконические танки, или ЦКТ, в которых бродит и дображивает пиво. Для «Очаково» их сделали бельгийцы и в Россию привезли морем. В порту Санкт-Петербурга танки перегрузили на баржи и через канал им. Москвы доставили до столицы. Для того чтобы преодолеть остаток пути по суше, через всю Москву, дирекция комбината арендовала мощные ракетовозы. При этом по пути приходилось поднимать провода линий электропередачи или отключать электричество, быстро перерезать провода, проезжать — и тут же соединять все обратно. А чтобы никому не мешать, работали ночью. Но все оборудование довезли и смонтировали благополучно. Во время экскурсии «Открой#Моспром» эти ЦКТ можно увидеть во всей их красе.

Первой в стране компания «Очаково» создала и собственную солодовню в липецком селе Тербуны. Ее строительством она озаботилась еще 20 лет назад, когда почти весь солод отечественные пивовары закупали за границей — так ежегодно до четверти миллиарда долларов уходило поставщикам за рубеж.

При этом закупочные цены росли в зависимости от урожая. Логичный способ снизить себестоимость сырья — построить собственный солодовенный комплекс мощностью 100 тысяч тонн продукции в год. При этом «Очаково» — единственное российское пивоваренное предприятие без иностранного капитала. Все средства компании остаются в России в виде налогов и инвестиций в новые проекты — ведь планы у компании таких космических масштабов, что ни одному фантасту не снились. К слову, «Очаково» сегодня основной акционер завода «Сатурн», который разрабатывает и производит солнечные и аккумуляторные батареи для космических аппаратов.

Также в структуру «Очаково» уже входят пивобезалкогольные комбинаты в Пензе, Тюмени и Краснодаре, винный завод в Тамани, многочисленные сельскохозяйственные угодья, санаторий для сотрудников и сеть собственных фирменных магазинов, где есть и популярная продукция комбината, и новинки, которые пока сложно купить где-то еще. К слову, все эти новинки участники экскурсии «Открой#Моспром» смогут продегустировать в финале: свежие и натуральные виды кваса, лимонадов, соков и, для взрослых, пива.

Легенды и тайны «Моспрома»

Москвичи и гости столицы имеют возможность бесплатно побывать на любой из 100 промышленных площадок города и узнать, как производятся авиационные двигатели, лифты, продукты и напитки, офисная мебель и парфюмерия.

Для этого необходима лишь регистрация на сайте otkroimosprom.ru. Очередная серия экскурсий планируется осенью этого года. Открой#Моспром — это проект Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы, который знакомит всех желающих с работой столичных заводов и фабрик.

Он запущен в марте 2019 года, и с тех пор в его рамках проведено уже 800 экскурсий, аудитория проекта — 10 млн человек. Особой популярностью у посетителей пользуются, конечно, кондитерские фабрики. Но проект предлагает также заглянуть за фасад и других, не менее легендарных и прославленных производителей. Таких как, например, фабрика «Свобода» и пивобезалкогольный комбинат «Очаково».

x
Login