«Хотим быть как «ВкусВилл», только в IT-образовании
Руководитель московской «Лиги Роботов» Павел Баскир рассказал, как пережить агрессивный рост и можно ли заработать на образовании
На лекции для читателей «Малого бизнеса» руководитель столичного подразделения «Лиги Роботов» и основатель ФОДО «Образ» рассказал, как начать дело в образовательном бизнесе.
Два тезиса лекции Павла, уже неоднократного становившегося героем наших публикаций, на первый взгляд, противоречат друг другу. Предприниматель утверждает, что «деньги на этом рынке есть, желающих стать инвесторами – много!». При этом уточняет, что зарабатывает меньше, чем директор школы. Но это противоречие временное, сейчас Павел активно вкладывает в развитие.
Кто даст денег
Павел Баскир возглавляет сеть образовательных проектов – «Лигу Роботов» (100 секций по Москве), сетевые проекты – секции «Эра Инженеров» и «Предприниматели Будущего». На каникулах открывается «Летняя Школа Инженеров».
Как и многие герои из образовательных частных проектов, Павел признает, что его «ракета взлетела» при поддержке города. Баскир вошел на рынок, когда тот еще не был настолько конкурентным, успел получить от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы субсидию в размере 7 миллионов рублей на открытие Центра молодежных инновационных технологий (о том, как при поддержке города встали на ноги школа «Макарун» под руководством Лолы Шурыгиной и «Европейская гимназия», возглавляемая семьей Боганцевых, можно прочитать на www.mbgazeta.ru).
100 секций «Лиги роботов» работают по всей Москве
– К идее открытия секций робототехники я пришел, имея потребность обучения своего ребенка и проанализировав рынок, – рассказывает Павел. – С этой идеей я искал партнеров, которыми стала «Лига Роботов», основанная в Новосибирске. Имея практический опыт, партнеры подсказали, что надо создавать не просто кружки. Важно строить инженерную школу, которая готовила бы к поступлению в технический вуз. Преподавателями брать студентов. Секции открывали на свои деньги.
Но для полноценной реализации проекта требовалась мастерская. Это элемент мотивации наших 300 преподавателей, которые могут не только педагогически реализовываться, но и расти в инженерном деле. Субсидия была целевой. Просто «забрать деньги и уйти» – нельзя.
Детально расписали, под что берем – лазерные и фрезерные станки, 3D-принтеры. Взяли на себя обязательства 20% софинансирования проекта. И три года отчитывались, на что расходуем средства. Еще по договору мы обязаны семь лет поддерживать работу ЦМИТ. Для нас ЦМИТ это пока история, в которую активно инвестируем (аренда, зарплаты, расходные материалы, амортизация оборудования).
Хорошим подспорьем стал грант от государственного Фонда содействия инновациям, известного больше как Фонд Бортника. Брали грант под онлайн-проект «Виртуальные образовательные миры в Майнкрафт». В мире (не считая Китая) продано более 175 млн копий Майнкрафта.
В России порядка 5 млн детей играют в эту игру. Это игра-конструктор виртуальных миров. В ней зашита очень богатая механика имитации настоящего мира (физические законы, электричество и логические устройства, полезные ископаемые и их переработка, биология, атмосферные явления, естественные потребности и враги).
В игре создаются настоящие архитектурные шедевры, строятся города и страны. Это хороший инструмент для виртуальной социализации. Но, как зачастую и в реальном мире, эти возможности не всегда используются в позитивных сценариях. Например, строятся сооружения для битв или видеоблогеры снимают виртуальных героев в роликах с не очень полезным содержанием. Родители переживают по этому поводу.
Мы же решаем конфликт отцов и детей новой эры: создаем в Майнкрафте исторические, литературные и фантазийные игровые миры с глубоким образовательным междисциплинарным наполнением. Проживая жизнь героя, дети органично получают полезные знания.
50–60% средняя заполняемость секции в зависимости от района
Также есть инвестиции от негосударственного фонда ТилТех (там три учредителя, один из которых основатель «ВкусВилла». С ними запускаем подростковые образовательные пространства образ.space, в которых дети сами майнят (добывают знания).
Баскир уверен, что гранту от Фонда содействия инновациям он обязан своей медийности и активности в соцсетях. Предприниматель активно рассказывает о своих проектах на личной странице, постит селфи с мероприятий, знакомится, пусть и виртуально, с ключевыми игроками.
– Когда ты общаешься в своем кругу, делишься идеями, твоя узнаваемость и экспертность повышаются, шансы увеличиваются. Это хороший нетворкинг, – отмечает Павел. – И когда сложился такой круг, намного легче получить и субсидии. Экспертизу заявок проводят люди из этой же сферы. Я не знаю списочно их имен, но уверен, что с большинством из них я знаком.
Предприниматель отмечает информационную доступность грантов.
– У Фонда Бортника открытая информация и многоуровневая поддержка. Все есть на сайте. Гранты разного размера, направлены на поддержку самых разных представителей индустрии, – поясняет Баскир. – От грантов в 100–300 тысяч для совсем юных, фактически студентов, до грантов в 3 миллиона и 20 миллионов – под разные стадии инновационных проектов. Есть спецкурсы про то, как грамотно подать заявку на грант президента и мэра. Это повышает шансы.
Знакомые, получившие такие гранты, предварительно прослушали эти курсы. И там тоже финансирование разного уровня. У каждого государственного грантодателя есть своеобразный мандат. Надо проанализировать тех, кто получал гранты ранее, понять целевую аудиторию. Сравните их со своим проектом, если есть общие черты, дерзайте.
Бюджет съедает интернет-реклама
Сейчас в Москве очень плотный рынок, проекты вынуждены активно рекламироваться.
– Хорошо работает реклама через Фейсбук, другие инструменты продвижения в сети по Москве не сработали, – отмечает Баскир. – Эффективным было хорошее, грамотное объявление. Без воронок продаж, скидок-наценок и игр «До повышения цены осталось три часа». В Питере работало продвижение через «Вконтакте». Цепляли фото с детьми, а с роботами «не зашли». Образ шестилетнего рыжеволосого взлохмаченного мальчика, сфотографированного на пробном занятии, эффективно работал минимум пару лет.
В нашем сегменте невозможно просчитать цену привлечения клиента. Все можно рассчитать – от зарплаты до аренды и амортизации оборудования, а цену привлечения клиента – сложно. Большая конкуренция, коллеги не дремлют. Часть проектов получила большие инвестиции и активно развивается. Те, кто открываются локально, знают всех «на земле» вокруг – они обойдут директоров ближайших школ, поставят промоутеров в местах активного траффика.
Мы сетевики, и не так хорошо ориентируемся на местности, где планируем открываться, но обязательно будем работать над этим, выстраивая офлайн-маркетинг. Сейчас на маркетинг уходит 15 процентов, это много. Максимальная загрузка одной площадки на курс – 96 человек. С каждой точки с набора восемь месяцев в году получается 150-250 тысяч, умножьте на сто и вычтите 15 процентов. Столько от нас получает Фейсбук. Это общая проблема.
С коллегами обсуждали, что рекламными кампаниями мы раскачиваем рынок соцсетей. Конкурируя рекламными бюджетами в интернете, мы только поднимаем стоимость привлечения. От этого проигрывают и образовательные проекты, и клиенты, а выигрывают только социальные сети и поисковые сервисы. Но по Москве пока реально работает только одна cоцсеть, и выхода нет – ставки на продвижение все выше и выше. Мы планируем более плотно работать с текущими клиентами.
Инвестор – родитель
Мы перешли в формат «наш инвестор – родитель». Они больше всего замотивированы в росте ребенка, чтобы он занимался в достойных условиях. Есть скидка на предоплату. Если много родителей оплачивают занятия авансом, то есть возможность не только зарплаты выплатить, но и аккумулировать деньги на оборудование. В идеале хотим открыть 50 школ по стране, чтобы каждая располагалась на площади примерно в 300 квадратных метров. Но для этого сразу нужен миллиард рублей.
Образовательная теплица
– На старте у нас, благодаря грантам, был агрессивный рост. Мы попали в «хайп», были накопления, был опыт в IT-сфере. Путин, Медведев, Собянин начали активно рассказывать, как не хватает хороших ресурсов для технического развития, что в СССР была система, где дети могли развиваться в этой сфере. Под это появилось много программ субсидирования. Если бы заходили хотя бы на полгода позже на этот рынок, было намного тяжелее. Мы, как «ВкусВилл», только в IT-образовании, – отмечает Павел. – Андрей Кривенко столкнулся с проблемой, что нет свежих продуктов с коротким сроком в шаговой доступности от дома. Закрывая личные потребности, он нашел хорошую нишу. Так и мы.
Модель бизнеса «ВкусВилла» мне симпатична: их «бирюзовые» инструменты управления, маленькая управленческая иерархия, у них много доверия и ответственности у рядовых сотрудников, им сильно помогает и подсказывает IT-система. Мы много внимания уделяем автоматизации, понимаем, что организационные модели в мире эволюционируют.
Мы уже сейчас должны погружать детей в ситуации самоопределения, доверия и ответственности. У нас нет классов, нет стен, нет классических уроков и предметов. Но есть тысячи возможностей самореализовываться в любой деятельности, десятки междисциплинарных лабораторий доступны для всех посетителей, есть мотивированные и мотивирующие наставники, умеющие развивать интерес детей и раскрывать многообразие мира, взаимосвязанность наук.
Есть система, которая мониторит образовательные дефициты ребят и их текущий проектный фокус, индивидуально подбирает каждому электронные учебные материалы. ИТ-часть выделена в отдельный проект, который также поддерживается ТилТехом. На наших площадках через личный интерес, реализуемый в различных проектах, ребята мотивируются на получение новых знаний через спецприложение.
Что касается модели управления, то пока пытаемся оттачивать классическую «оранжевую» модель.
Арифметика «Лиги роботов»
Бизнес-правила «Лиги роботов»
- Разделение оперативного управления и творческого планирования, этим занимаются два разных человека.
«Проекты по рынку, где нет сегментации на операционный менеджмент и креативность, я вижу. – отмечает Баскир. – Наблюдаю, как лавирует, проходя через большие трудности девушка-основатель, у которой пока нет операционного директора. У нее очень хороший проект, но одной ей очень сложно». - Молодые преподаватели
– С первым набором просто повезло, сотрудница одно время руководила профкомом в Бауманке. – вспоминает Павел. – Когда встала задача набрать классных студентов с горящими глазами, то проблем не было, бросили клич «по своим». Еще один интересный канал набора – танцевальный клуб, куда ходят студенты разных технических вузов. - Непрерывное обучение преподавателей
- Кратковременная почасовая аренда площадок
Без бремени по содержанию, ремонту, охране помещения – площадки «Лиги» работают в библиотеках, Домах культуры, детских центрах. - Безналичная оплата
Нет рисков, расходов по инкассации, компания «белая» перед банком – это помогает с кредитами - Альтернативность выбора, несколько продуктов
Например, ребенку перестали быть интересны роботы, тогда он выбрал предпринимательскую программу. Это удлинение жизненного цикла клиента