Close

11.08.2019

Если у вас неприемка…

Карта «подводных камней» поставщика

Даже если вы вовремя поставили товар заказчику или завершили в срок работы, расслабляться рано: впереди завершающий этап исполнения контракта – этап приемки. Чтобы не споткнуться в последний момент, не лишиться прибыли и тем более не сработать в убыток, подрядчикам следует заранее предусмотреть возникновение определенных «подводных камней».

О некоторых кейсах из практики российских компаний рассказал на очередной встрече «Контракт-клуба» проекта «Биржа торгов» Департамента города Москвы по конкурентной политике Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок TENDERY. RU, ведущий эксперт РАНХиГС при Президенте РФ, эксперт Экспертного совета при Правительстве РФ.

Камень № 1: Непредвиденные обстоятельства

Как бы тщательно ни был прописан контракт, при его исполнении перед поставщиком могут возникнуть неожиданные препятствия, в том числе, и не по его вине. К этому надо быть готовым и реагировать незамедлительно: уведомить заказчика о проблеме, предложить решение. Если уверены в своей правоте, но договориться не удалось, – обращаться в суд.

Проблема. Единственная дорога, которая вела к объекту строительства, была в очень плохом состоянии, из-за чего подрядчик не закончил работы в срок. Ссылаясь на нарушение условий контракта, заказчик удержал неустойку.

Действия поставщика. Выявив проблему, подрядчик письменно уведомил заказчика о невозможности соблюдения сроков исполнения контракта. Урегулировать разногласия в досудебном порядке не удалось, подрядчик обратился в суд.

Результат. Так как заказчик был своевременно уведомлен о невозможности завершения работ в срок по объективной причине, а препятствие не было им устранено, суд вынес решение: оснований для удержания неустойки нет.

Камень № 2: Недобросовестная приемка

В одном из регионов прокуратура заинтересовалась контрактом на очистку дна водоема от мусора. По закрывающим контракт документам выходило, что подрядчик вывез на свалку 20 тонн извлеченного из‑под воды хлама. Проверили данные полигона, куда вывозился мусор, – принято 15 тонн. Где еще пять? Ситуация, когда или по недосмотру, или в результате сговора между заказчиком и подрядчиком объемы реально выполненных работ не соответствуют прописанным в контракте, не редкость. Но прокуратура знает свою работу и не ограничивается проверкой документов, проводит собственное расследование, собственные экспертизы. Закончиться это может возбуждением дела по уголовным статьям.

Проблема. Уже после ввода в эксплуатацию очистных сооружений выяснилось, что уровень очистки не соответствует допустимым нормам. Новые ремонтные работы обошлись бюджету в 1,9 млн. рублей.

Действия заказчика. Заказчик не предпринял надлежащих мер для принуждения подрядчика к устранению имеющихся дефектов.

Результат. По итогам прокурорской проверки следственными органами возбуждено уголовное дело.

Камень № 3: Неудовлетворительные результаты экспертизы

Несоответствие качества поставленного товара или выполненных работ требованиям, прописанным в контракте, – не всегда прямая вина поставщика \ подрядчика. Чаще всего проколы случаются у тех организаций, которые не являются самостоятельными производителями и фактически перепродают чужие товары или услуги, не озаботившись заранее проверкой их качества.

Например, экспертиза может показать, что содержание животных жиров в закупленном вами у производителя и поставленном госучреждению сыре не соответствует ГОСТу, что толщина стенок у металлических труб, которые вы использовали при строительстве детской площадки, меньше, чем того требуют нормативы. Так или иначе, но именно неудовлетворительные результаты экспертизы могут стать причиной отказа в приемке товаров / работ / услуг, помните об этом!

Если же вы намеренно пытались ввести заказчика в заблуждение, шансов на то, чтобы избежать убытков, у вас нет.

Проблема. По результатам экспертизы выяснилось, что поставленные в рамках контракта серверы Hewlett Packard частично собраны из бывших в употреблении компонентов, а после запроса в российское представительство компании оказалось так же, что некоторые из них в принципе не предназначены для продажи на территории России.

Действия заказчика. Заказчик отказался принимать товар и выставил неустойку за невыполнение контракта.

Действия поставщика. Поставщик не согласился с требованиями заказчика и попытался оспорить их в суде.

Результат. Так как экспертиза проводилась в строгом соответствии с буквой закона, а мнение представителей компании Hewlett Packard совпало с заключением экспертов, суд встал на сторону заказчика. Поставщику пришлось уплатить не только неустойку, но и оплатить судебные издержки.

«Контракт-клуб» – площадка для открытого общения членов профессионального сообщества сферы закупок, созданная по инициативе Департамента города Москвы по конкурентной политике. На уже прошедших встречах клуба обсуждались, например, такие важные и непростые темы, как ответственность за участие в картельных сговорах, способы борьбы с демпингом, правила взаимодействия с контролирующими органами, особенности технологии ЕАИСТ.

Каждая встреча клуба – это около трех часов содержательной дискуссии, секция вопросов и ответов, возможность неформального общения с коллегами.

Ознакомиться с видеотчетами о заседаниях клуба и узнать расписание ближайших событий вы можете на сайте mos-tender.com

x
Login