Дроны и регионы: как автономный транспорт осваивает российские просторы
Фото: ru.freepik.com © freepik
Спецпроект «Новые технологии: логистика будущего»
Как новые технологии оптимизируют транспортные маршруты не только на земле, но и в воздухе и на море, а также о том, как искусственный интеллект позволяет создавать полностью автоматизированную технику отечественного производства – в нашем очередном обзоре, посвященном беспилотникам.
ВЭФ: беспилотная авиация в приоритете
В рамках IX Восточного экономического форума (ВЭФ-2024) прошел круглый стол «Беспилотная авиация: приоритеты и инструменты развития отрасли Дальнего Востока и Арктики». Развитию отрасли беспилотной авиации сейчас уделяется повышенное внимание. В России утверждена Стратегия развития беспилотной авиации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Также был утвержден национальный проект «Беспилотные авиационные системы», реализация запущена в январе текущего года. Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы, включая внедрение передовых технологий, меры поддержки, потребности в машинах и компонентной базе, а также подготовку кадров. Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков.
Беспилотная авиация в Якутии активно применяется для мониторинга лесных пожаров, ледовой и паводковой обстановки с подсчетом площадей и объектов. Власти Якутии намерены утвердить беспилотный авиационный транспорт. Развитие сети дронопортов межпоселкового значения позволит оптимизировать логистику для доставки грузов, сообщил заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов.
«Мы планируем утвердить концепцию в республике, благодаря которой появится целая отрасль БПЛА. Такая, как автомобильная, речная и железнодорожная. Появится авиационный беспилотный транспорт, который позволит доставлять грузы. Как я отмечал, авиасообщение у нас работает, к примеру, по маршруту Якутск — Среднеколымск. Беспилотник должен же работать в плане «село Кептин Горного района – село Туобуя Верхневилюйского района». Развитие сети дронопортов межпоселкового значения позволит ускорить и удешевить логистическкое плечо. Внутригородская логистика увеличит продажи, сделает более доступной доставку то варов и продуктов. В республике необходимо узаконить полет беспилотников. Будем создавать научно-производственный центр по линии Минпромторга, где обслуживают эти беспилотники. Сегодня в технопарке есть уже лаборатории БПЛА. В колледже связи начали готовить операторов. Нужен план, в течение пяти-семи лет это станет обыденностью», — заявил зампредседателя правительства Якутии.
В Подмосковье реализуется почти 100 проектов в сфере производства БПЛА
Подмосковный технопарк ЦАГИ в Жуковском реализует около 100 проектов в сфере производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом сообщила заместитель председателя правительства – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области Екатерина Зиновьева.
«В технопарке ЦАГИ работает почти 40 резидентов, более половины из которых занимаются разработкой и производством БПЛА, а так же выпуском комплектующих и иной продукции для этого типа техники. Всего этими компаниями реализуется около 100 проектов в сфере беспилотных технологий», – отметила Зиновьева.
В технопарке разработаны и производятся очки виртуальной и дополненной реальности, FPV-шлемы, БПЛА самолетного и мультироторного типа, приборы контроля целостности композитных конструкций БПЛА, системы обнаружения и охраны гражданских стратегических объектов.
«Мы планируем дальше расширяться, будем входить в федеральную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в планах расширять площадку технопарка ЦАГИ в Жуковском», – доба вила Зиновьева.
В Мурманской области откроют пять площадок для дронов
Пять новых посадочных площадок для дронов планируется открыть в Мурманской области к 2029 году. Об этом заявил губернатор Андрей Чибис.
«К 2029 году в Мурманской области планируется открыть пять новых посадочных площадок для дронов», – написал руководитель региона в своем телеграм-канале.
Он рассказал, что в рамках заседания правительства был рассмотрен вопрос развития беспилотных авиационных систем в Мурманской области. Такая задача поставлена регионам в рамках президентского нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Она должна быть реализована в ближайшие пять лет.
Обучение пилотов уже проходит на базе Мурманского колледжа экономики и ин формационных технологий и строительного колледжа, технопарка «Кванториум», Североморского кадетского корпуса, центров «ВОИН» и «На Севере – жить!», полка Северного флота.
Центр по подготовке операторов дронов и ударных беспилотников открыли на базе одного из подразделений Северного флота в ноябре 2023 года, оснастили его передовым оборудованием: квадрокоптерами, 3D-принтерами и всей необходимой аппаратурой.
«Чтобы наши защитники учились управлению беспилотниками на современной технике в удобных классах и еще эффективнее выполняли задачи специальной военной операции», – пояснил Чибис.
Глава региона добавил, что также в планах, открыть технопарк для разработки новых технологий в сфере беспилотной авиации на базе Мурманского арктического университета, а в звене сред него профессионального образования – ввести не менее двух образовательных программ.
Также в минувшем сентябре Мурманск принимал Всероссийский фестиваль дронов «Дотянуться до неба». Мероприятие прошло на площадке Центра опережающей профессиональной подготовки.
«Гражданская» модель БПЛА создана в Хабаровском крае
«Гражданскую» модель беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для наземного мониторинга разработали в Хабаровском крае. Об этом в своем телеграм-канале написал губернатор Михаил Дегтярев.
«Одно из наших предприятий, выпускающее беспилотные летательные аппараты, разработало «гражданскую» модель, которая сегодня проходит испытания. БПЛА «Заря» от компании «ХабИнноТех» — аппарат самолетного типа с возможностью вертикального взлета и посадки. Сфера его применения – наземный мониторинг, обнаружение пожаров и зон подтопления, выполнение сельхозработ и другого», – сообщил руководитель региона.
Он отметил, что этот беспилотник способен летать до 20 часов со скоростью 90 километров в час и радиусом действия 150 километров. Более того, в случае необходимости он сможет сесть без парашюта даже при сильном ветре, уточнил глава региона. А для управления разработано собственное программное обеспечение. Вертикальные взлет и посадка дрона осуществляются с помощью электрического двигателя, а полет и набор скорости – за счет двигателя внутреннего сгорания.
По данным правительства региона, в настоящее время проходят испытания аппарата, уже выполнено более 30 пробных полетов.
«В дальнейшем будут про ведены дополнительные летные испытания «Зари», в которых примут участие все наши заинтересованные министерства и ведомства», – заключил губернатор.
Как отметил коммерческий директор компании Александр Мелеки, в настоящее время предприятие активно развивает ключевые направления беспилотной авиации. Ведется работа по проектированию и разработке систем управления БПЛА собственного производства на основе отечественной компонентной базы. Среди разработок: схемотехника, производство полетных контроллеров, регуляторов оборотов двигателей, систем передач сигналов управления и другие.
По данным начальника управления промышленной политики министерства промышленности и торговли края Дениса Кирюхина, по поручению губернатора разработана региональная программа и определена потребность в БПЛА. В этом году из федерального бюджета выделены более 60 млн руб. на их закупку для нужд лесного хозяйства. Производители получают поддержку для выпуска новых беспилотников. Прорабатывается создание в крае научно-производственного центра беспилотной авиации.
Правительство региона уточняет, что в Хабаровском крае работают три инновационных предприятия по выпуску БПЛА. По нацпроекту «Беспилотные авиационные системы» обеспечивается подготовка кадров, и с этого года образовательные организации края будут оснащаться специализированными классами. Региону на эти цели выделена федеральная субсидия почти на 300 млн руб.
Новгородский центр по беспилотникам прошел аккредитацию в Минпромторге
Научно-производственный центр (НПЦ) по управлению полетами беспилотников, созданный в Новгородской области, прошел аккредитацию в Минпромторге РФ. Об этом в своем телеграм-канале сообщил губернатор Андрей Никитин, уточнив, что Новгородская область одной из первых подала заявку на создание НПЦ. Главной его темой стала разработка средств радиоэлектронной борьбы и управления полетами БПЛА.
«Наш научно-производственный центр по беспилотникам первым прошел аккредитацию в Минпромторге. По словам Алексея Чадаева, генерального директора АНО «НПЦ «Ушкуйник», это большой шаг вперед. Теперь центр в рамках нацпроекта сможет претендовать на получение субсидии для закупки оборудования для наших производителей», – рассказал Никитин.
В Великом Новгороде операторы дронов будут изучать теорию, а практиковаться – на аэродроме в Демянске.
Центр радиоэлектронной борьбы с БПЛА создан в Новгородской области в 2023 году. Регион вошел в национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Заявку поддержали президент Владимир Путин и в то время вице-премьер Андрей Белоусов.
В Самаре готовят скоростную нейросеть для обработки данных с БПЛА
Ученые Самарского университета разработали скоростную нейрость, способную анализировать гиперспектральные данные с беспилотников или космических спутников, сообщили в пресс-службе вуза. «Ученые Самарского университета им. Королева раз работали и испытали скоростную нейросеть, способную в режиме реального времени анализировать поступающий видеопоток и практически мгновенно распознавать и находить в этом видеопотоке заданные объекты и изображения. Наряду с анализом картинки с обычной видеокамеры, разработка может оперативно анализировать также данные, получаемые с помощью гиперспектрометров — устройств, видящих реальность в многоканальном спектральном отображении и позволяющих обнаруживать объекты, невидимые для обычных средств наблюдения», — говорится в сообщении Самарского университета.
Оптическая нейросеть была создана на основе аналоговой фотонной вычислительной системы, которая обладает рядом преимуществ: полной защищенностью от электромагнитных помех, малым потреблением энергии и возможностью параллельной обработки данных. Ученые создали демонстрационный образец с использованием стандартных лабораторных оптико-механических компонентов, различных модуляторов и видеокамер, рассказал профессор кафедры технической кибернетики Самарского университета Роман Скиданов.
«Надежность распознавания в ходе первых экспериментов на демонстрационном образце составила 93,75%. В 2024 году планируется собрать и испытать экспериментальный образец системы в достаточно компактном корпусе размером с небольшой системный блок компьютера. Точность и надежность распознавания у экспериментального образца должна вырасти за счет подбора компонентов с улучшенными характеристиками», — отметил Скиданов.
При гиперспектральной съемке или гиперспектральном дистанционном зондировании Земли, которые проводятся с помощью беспилотников или космического спутника, можно эффективно находить парниковые газы, вести геологоразведку труднодоступных территорий, а также более точно отслеживать возникновение лесных пожаров.
На Ставрополье создают производство по выпуску беспилотников
Власти Ставропольского края направят более 20 млн руб. на создание производства по вы пуску беспилотных летательных аппаратов в Кочубеевском округе, сообщает пресс-служба правительства региона.
«Глава края поручил на править двадцать миллионов рублей на создание аппаратов, которые способны эффективно выполнять боевые задачи в зоне специальной военной операции… Также глава края поручил краевому министерству энергетики, промышленности и связи подготовить предложения для размещения в регионе предприятия по производству оборудования для радиоэлектронной борьбы», – говорится в сообщении.
Как отметил губернатор края Владимир Владимиров, производство позволит поддержать участников специальной военной операции на передовой, а также поможет в развитии нового направления в регионе.
«Имея локализованное производство, получим возможность изготавливать оборудование с учетом реальных потребностей наших защитников. Помогать им всем необходимым – наш долг, и мы сделаем для этого все необходимое», – подчеркнул Владимиров.
Ранее в Кочубеевском округе открыли школу БПЛА. Желающих обучают полному циклу обращения с различны ми типами дронов – от сельскохозяйственных до боевых. В программу обучения входят занятия по программированию, управлению и изготовлению беспилотников. В рамках первого набора в школу зачислены 10 человек. В перспективе предусмотрено увеличение числа слушателей до 40 человек.
В России представили систему автопилота для любых автомобилей
Научный автомоторный институт ФГУП «НАМИ» представил систему беспилотного транспорта NAMI Self-Driving System, которая способна обеспечить автоматизацию движения любого легкового, грузового или роботизированного транспорта. Об этом пресс-служба организации сообщила в своем телеграм-канале.
Система использует разработанные в НАМИ защищенное программное обеспечение, алгоритмы, нейросети и базы данных для обучения. Отмечается, что разработка может быть установлена на любой легковой или грузовой транспорт, а также на роботизированные транспортные средства.
По словам специалистов, система прошла масштабные испытания, включая тесты на дорогах общего пользования на автомобилях отечественного производства российских и зарубежных брендов, в том числе на Lada Vesta.
Как рассказали ТАСС в пресс-службе ФГУП «НАМИ», автомобили с новой системой способны успешно передвигаться по городским улицам, проезжать перекрестки, пере страиваться по полосам, следовать сигналам светофоров, выполнять предписанные ограничения скорости. В 2023 году в беспилотном режиме такие машины проехали около 10 тыс. км, а в режиме виртуальных испытаний в рамках движения по городским дорогам — почти 40 тыс. км.
Ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов говорил, что компания совместно с ФГУП «НАМИ» работает над беспилотными технологиями, и их применение возможно в будущих автомобилях Lada классов C и D.
Нижегородский технопарк планирует построить летную трассу для БПЛА
Инициативу строительства летной трассы для БПЛА на территории нижегородского технопарка «Волга» обсуди ли на встрече с министром образования региона Михаилом Пучковым. Для этого он посетил площадку, расположенную в городе Бор Нижегородской области. На встрече с руководством и резидентами технопарка он обсудил образовательные проекты, которые планируется реализовать на его территории.
В совещании участвовали учредитель «ПРАНО ГРУПП» — управляющей компании технопарка Дмитрий Прудников, глава МСУ г.о.г. Бор Алексей Боровский, руководитель детского технопарка «Кванториум Бор» Алексей Мухин, представители компаний резидентов.
Дмитрий Прудников познакомил с концепцией раз вития технопарка, которая предполагает формирование не только профильного промышленного кластера, но и образовательного центра. Одна из инициатив — строительство на площадке летной трассы федерального уровня для обучения и проведения соревнований по пилотированию БПЛА. Кроме этого, трасса будет использоваться для испытаний беспилотников, производство которых в технопарке планирует запустить компания-резидент.
«Наряду с высокотехнологичным центром коллективного пользования для резидентов в технопарке „Волга“ также будет сформирована необходимая инфраструктура для обучения и подготовки специалистов. Это очень важно — связь между образованием и реальным производством. Сегодня обсуждалась идея строительства трассы мирового уровня для беспилотников. Мы хотели бы совместно с министерством образования региона, администрацией муниципалитета, детским технопарком „Кванториум Бор“ реализовать этот проект, который очень сочетается с целями и задачами технопарка», — сказал Дмитрий Прудников.
«Образование и производство не могут развиваться отдельно, поэтому мы обсудили концепцию технопарка «Волга» системно — и с точки зрения предприятий-резидентов, и с точки зрения образовательных учреждений. Эффективность образовательных про грамм — это уверенный в себе выпускник, который знает, где он будет работать, а это в том числе производства в технопарке. Поэтому это такая точка переплетения смыслов в будущее, которое мы сей час проектируем», — отметил по итогам встречи Михаил Пучков.
Также учредитель «ПРАНО ГРУПП» Дмитрий Прудников посетил детский технопарк «Кванториум Бор», где школьников знакомят с перспективными инженерными специальностями. Одно из направлений «Кванториума» — беспилотная авиация, ребята учатся не только управлять БПЛА, но также их проектировать, собирать и программировать. Технопарк «Волга» выступает одним из партнеров образовательного учреждения.
«Волга» — первый технопарк в сфере электронной промышленности в ПФО, создается по госпрограмме «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». В конце 2022 года проект стал одним из победителей конкурса Минпромторга РФ по предоставлению господдержки. До 2025 года в создание технопарка планируется инвестировать 1,5 млрд руб. Технопарк будет включать лабораторию микроэлектроники, центр прототипирования и инжиниринговый центр для предсерийной отработки новых технологий, собственный энергоцентр, а также центр обработки данных. Инфра структура будет доступна резидентам на условиях коллективного пользования.
«Яндекс» создаст отдельный бренд для беспилотных автомобилей
«Яндекс» создаст отдельный бренд для проектов, связанных с беспилотными автомобилями и роботами-доставщиками, сообщает ТАСС со ссылкой на источник. По его словам, упомянутые проекты будут развивать внутри одного направления под брендом «Автономный транспорт». Компания также подала заявку на одноименный товарный знак.
Утверждается, что направление автономного транспорта будет отвечать за разработку программного обеспечения и компонентов, а также создание роботов и беспилотных машин, подчеркнул источник. «Это все делается в Москве. ПО и большинство компонентов разработаны внутри «Яндекса»»,— уточнил собеседник агентства.
Компания с 2017 года разрабатывает технологию автономного вождения. Тестирование беспилотных автомобилей от «Яндекса» началось в «Иннополисе» в 2018 году. Финальная стадия испытаний стартовала в октябре 2023-го.
В мае 2024 года новые российские акционеры «Яндекса» объявили условия выкупа и обмена ценных бумаг нидерландской Yandex N.V.
Электромобиль Atom может стать беспилотным
Электромобиль Atom в будущем может стать полностью беспилотным, но на старте производства будет оборудован системой помощи водителю второго уровня. Об этом в интервью агентству ТАСС рассказал гендиректор компании «Кама», разрабатывающей электромобиль, Игорь Поваразднюк, отметив, что для внедрения этой технологии необходим правильный момент. «Важно, чтобы это было не технологической самоцелью, а чтобы человек мог использовать этот функционал здесь и сейчас», – сказал он. На старте производства в 2025 году электромобиль будет оснащен автоматической системой по мощи водителю второго уровня (ADAS 2+) с 18 функциями, включая систему автономной парковки, удержание в полосе, адаптивный круиз-контроль, экстренное торможение. Планируется, что к 2027 году электромобиль перейдет на третий уровень, когда человеку нужно еще меньше вовлекаться в управление автомобилем. По словам И. Поваразднюка, серийное производство электромобиля Atom планируется запустить на мощностях завода «Москвич» в середине 2025 года. Стоимость модели будет в диапазоне от 2,9 млн до 4 млн рублей, без учета госсубсидий. Электромобиль Atom будет оснащен электродвигателем мощностью 150 кВт (204 л.с.) с запасом хода 500 км на од ном заряде. Электрокар имеет следующие габариты: 3995 мм в длину, 1780 мм в шири ну и 1615 мм в высоту. Ради ус разворота составляет 4,9 м, клиренс равен 170 мм. Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявил об инвестиции в размере 2 млрд рублей в производство российского электромобиля Atom. По словам И. Поваразднюка, партнерство с таким авторитет ным инвестором, как РФПИ, открывает новые возможности для роста и международного сотрудничества.
Беспилотные технологии тестируют в московском метро
По заданию Дептранса Москвы Трансмашхолдинг (ТМХ) проводит тестирование системы обнаружения препятствий в московском метро. Об этом сообщила пресс-служба компании.
По словам директора по развитию бизнеса «ТМХ Интеллектуальные Системы» Юрия Смагина, компания активно работает над созданием поезда метро с уровнем автоматизации GoA4.
В мае генеральный директор ООО «ТМХ Интеллектуальные системы» Андрей Романчиков заявлял, что Трансмашхолдинг с точки зрения технологий полностью готов к выпуску беспилотного поезда метро, осталось дож даться спроса на такие техно логии со стороны основных заказчиков – Москвы и Санкт Петербурга.
Так, при обсуждении ТЗ на поезд «Москва-2026» с Дептрансом Москвы была зафиксирована готовность заказчика приобретать полностью беспилотный подвижной со став. В презентации ТМХ ИС отмечено, что полностью беспилотный поезд метро ТМХ планирует выпустить в 2026 году. Андрей Романчиков подчеркнул, что реализация проекта беспилотного поезда метро откроет для ТМХ широкие экспортные возможности: в ТЗ 70% тендеров на вагоны метро на открытых для холдинга рынках обязательным условием является возможность полностью беспилотного управления.
Помимо этого, магистральные локомотивы, выпускаемые сейчас Трансмашхолдингом (ТМХ), оснащены системами уровня GoA2: управление движением состава с локомотивом происходит в автоматическом режиме, машинист берет управление на себя только во внештатных ситуациях. Такой уровень автоматизации позволяет управлять магистральными локомотивами «в одно лицо». К 2026 году планируется оснащение магистральных локомотивов системами автоведения уровня GoA3.
Также планируется оснастить системами автоведения на уровне GoA3 электропоезд «Иволга 4.0» – проект стартует в 2025 году. Андрей Романчиков отметил, что сейчас все выпускаемые поезда ТМХ готовы к работе с уровнем автоматизации GoA2 и ведению «в одно лицо». При этом доведение пригородных поездов до уровня автоматизации GoA4 не будет иметь экономического эффекта и потребует огромных инвестиций в инфраструктуру, поэтому самостоятельно холдинг не будет реализовывать такой проект.
В этом году ТМХ совместно с АО «НИИАС» заканчивает проект «Автомашинист» на базе маневрового локомотива ТЭМ23 и запустит его в эксплуатацию на ЦЖС в Челябинске. Все технические задачи для локомотива решены, и со следующего года ТМХ сможет серийно вы пускать полностью беспилотные маневровые локомотивы с уровнем автоматизации GoA4, при этом для широкого использования такой техники на сети ОАО «РЖД» также необходима модернизация и подготовка инфраструктуры.
Также Трансмашхолдинг ставит перед собой цель внедрения в Москве высокоавтоматизированного трамвая – на уровне GoA3. Сейчас в депо Москвы и Санкт-Петербурга трамваи производства ПК ТС готовы к беспилотному режиму движения при отсутствии водителя в кабине.
«Почта России» обкатает автономный грузовик
«Почта России» совестно с компанией «ЭвоКарго» начали обкатку первого электро грузовика Evocargo N1 на базе логистического центра «Почты Внуково-2».
Тесты рассчитаны на целый месяц. Этому эксперименту предшествовала серьезная подготовка, в рамках которой инженеры «ЭвоКарго» создали цифровой двойник территории и подготовили маршрут движения машины. Грузовик в автоматическом режиме будет перевозить почтовые отправления в логистическом центре. Грузоподъемность грузовика составляет 2 тонны, а дальность хода на одном заряде — 200 км.
Замгендиректора «Почты России» Игорь Тушаковский отметил, что использование автономных транспортных средств дает возможность исключить человеческий фактор при выполнении рутинных задач. Таким образом, можно обеспечить бесперебойную работу компании.
Evocargo N1 оборудован системой автопилота пятого поколения. Безопасность движения обеспечивает комплексная мультисенсорная система, построенная на основе современных алгоритмов машинного обучения. Данная технология точно определяет положение грузовика в пространстве, планирует максимально безопасную скорость и прогнозирует движение с учетом окружающей среды. В свою очередь диспетчерский пункт не требует дополнительного оснащения, благодаря этому оператор может находиться с ноутбуком в любом месте.
— Наш сервис призван оптимизировать логистику и способствует трансформации «Почты России» в цифровую компанию. Помимо экономического эффекта в виде снижения операционных затрат, автономный электротранспорт позволит повысить контроль за перевозками посредством сбора и анализа данных в электронном виде, а также сократить воздействие на окружающую среду, внося вклад в ESG-повестку, — подчеркнул коммерческий директор «ЭвоКарго» Василий Жуков.
Стоит добавить, что выручка «Почты России» по итогам минувшего года выросла до 223 млрд руб. с учетом доходов от реализации непрофильных активов. Операционные расходы за отчетный период сократились на 7,9 процента. Компания уменьшила долговую нагрузку на 18,1 млрд руб. Общий совокупный убыток сократился более чем в четыре раза – до 7,2 млрд руб. EBITDA вышла в положительную зону и достигла 5,2 млрд руб. против минус 17,7 млрд руб. в 2022 г.
В прошлом году «Почта России» продолжила развивать актуальные цифровые сервисы, предложив клиентам около 20 новых цифровых продуктов. В результате цифровая вы ручка увеличилась на 14 процентов, обеспечив уже треть общей выручки. Доля писем, отправленных в гибридном и электронном форматах, составляет уже более 30 процентов в общем объеме письмен ной корреспонденции.
В минувшем году «Почта» активно развивала сотрудничество с партнерами на рынке электронной коммерции, прирост выручки в этом сегменте составил 30 процентов, в том числе втрое выросла выручка от логистических складских услуг. Кроме того, компания обеспечивает стабильную связь со 130 государствами, возобновив в 2023 году достав ку в 13 стран. Выстраиваются логистические каналы с основными торговыми партнерами РФ.
Первый автономный рейс парома «Генерал Черняховский»
Паром «Генерал Черняховский» первым в стране начал работу в режиме дистанционного управления с применением средств автономной навигации (а-Навигации). Судно, обслуживающее мор скую линию между Ленинградской и Калининградской областями, прошло маршрутом из порта Усть-Луга в порт Калининград.
Первый автономный рейс морского парома «Генерал Черняховский» – не тестовый запуск, а старт полноценной коммерческой эксплуатации судна, которое доставило в Калининградскую область важные социально значимые грузы. Запуск парома в автономном режиме — результат работы, которая шла в течение нескольких лет. Благодаря реализации проекта, Россия является одним из мировых лидеров в разработке и применении автономного судовождения.
«Генерал Черняховский» прошел около 500 морских миль в автономном режиме. Управление паромом на протяжении части маршрута, проходящей в открытом море, велось из Центра дистанционного управления.
«Опережающее внедрение технологий автономного судовождения способно обеспечить повышение конкурентоспособности, а также широкое применение российских технологий как в России, так и за рубежом. В нашей стране развитие морского транспорта с применением технологий автономной навигации является не разовым проектом, а целенаправленной государственной политикой, проводимой Правительством Российской Федерации. Использование технологий автономного судоходства приведет к снижению эксплуатационных затрат судовладельцев, улучшит условия работы экипажей судов», — отметил заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.
«Наша страна первая в мире приступила к практическому применению технологий автономного судовождения в реальных условиях. Гордость для Росморпорта – стоять у истоков внедрения а-Навигации в РФ как одной из ключевых технологий в цифровой трансформации морской отрасли. Массовая реализация подобных систем среди широкого круга отечественных судовладельцев позволит не только повысить безопасность мореплавания и конкурентоспособность морского транс порта, но и улучшить транспортную логистику России в целом. Уверен, что совместными усилиями мы и дальше будем успешно справляться с поставленными задачами по обеспечению безопасного и бесперебойного судоходства на всем пространстве страны, и, как следствие, устойчивого прогрессивного развития морской отрасли», — отметил заместитель генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда.
«Это событие — значимая веха для отрасли и всех участников проекта. Это уже можно считать серийным внедрением автономных систем, которыми оснащены два парома линии Усть-Луга – Балтийск. Для этого было установлено специальное оборудование и разработанный нами софт. В комплексе все системы анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Автономное судовождение предназначено для повышения безопасности судоходства. Поэтому свое развитие технология получит и на речных судах. Мы уже провели успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек, будем дорабатывать решение и внедрять в следующем году. Ожидаем, что, благодаря нашим совместным усилиям, в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», — рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.
«Мы искренне поздравляем коллег с запуском первого парома в дистанционном ре жиме. Уверена, что это только первые шаги, и в ближайшие месяцы мы увидим все большее применение технологии автономного морского судовождения в России. В 2021 году в России был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года, куда были включены беспилотные логистические коридоры, автономное судовождение и беспилотная авиадоставка грузов. Сегодня уже началась массовая коммерческая эксплуатация авиадоставки, коммерческая перевозка грузов по М-11», — заявила директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
«Генерал Черняховский» – это двухтопливный инновационный автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF19M, второй из серии новейших экопаромов, работающих на стратегически важной для Российской Федерации в условиях запрета транзита через Литву некоторых грузов в Калининградскую область линии, соединяющей западный российский эксклав с основной территорией страны.
Инновационное судно построено по заказу ФГУП «Росморпорт» в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области».
Экопаром «Генерал Черняховский», работающий на линии морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград с октября 2022 года, имеет первое в России удостоверение морского автономного и дистанционно управляемого надводного судна (МАНС). Он оснащен системами для автономного управления (автономная навигационная система, система координированного управления, система компьютерного зрения, оптическая система анализа надводной обстановки и со стояния судна), созданными российским разработчиком Sitronics Group. В комплексе они анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Информация передается с судна на берег в Центр дистанционного управления, где внешний экипаж видит внешнюю обстановку в той же мере, что и судовой, и при необходимости может взять управление на себя в дистанционном формате.