Close

21.10.2021

Дрон на все случаи жизни

Как частная компания создала один из перспективных российских беспилотников

«И в горах взлетит, и в воде не утонет» — так кратко можно описать морской дрон, созданный в компании «Съемка с воздуха». Хотя возможности этого беспилот ника гораздо шире — от мониторинга местности до спасения людей. Функционал «Sea drone», продемонстрированный разработчиками на авиакосмическом салоне МАКС-2021, вызвал интерес у отечественных и зарубежных инвесторов.

— Наши ближайшие конкуренты — американские разработчики, работающие по заказу НАТО, — рассказывает руководитель компании «Съемка с воздуха» Вячеслав Барбасов. — Но в России до недавнего времени к нам относились осторожно: все таки частная компания, не связанная с гособоронзаказом, не работающая с Ростехом.

Тем не менее проекты, предлагаемые компанией Барбасова, уже привлекли внимание и российских пограничников, и ФСО, и все тоже Минобороны. В первую очередь потому, что легких и многофункциональных беспилотников на отечественном рынке не так много. Сами военные, например, в своих работах делали упор на тяжелые и ударные модели. На их фоне «Seadrone» любому даст фору — он может запросто садиться и взлетать с водной поверхности, работать высоко в горах при очень низких температурах или, напротив, в жаркой пустыне в песчаную бурю.

— Компания у нас российская и большая часть комплектующих — отечественного производства, — отмечает Вячеслав. — Хотя, признаться, начинали мы с китайских деталей и готового программного обеспечения. Но сейчас до вольно далеко продвинулись, модернизировали наш продукт и сделали его более уникальным — программы, на пример, пишем сами.

«Гибрид» спешит на помощь

Разработкой морского дрона компания занимается не один год. В сентябре 2020 года он уже прошел успешные испытания в Арктике — отрабатывались приемы спасение человека, попавшего в воду, постановка датчиков на айсберги и мониторинг местности. В основе аппарата — монококовый (бескаркасный) корпус из углепластика, который обеспечивает необходимую жесткость, герметичность и плавучесть его конструкции. При выполнении спасательных операций на такой конструкции, как на поплавке, могут удерживаться два человека. В нынешнем году доработаны герметичные двигатели для полетов на Ближнем Востоке при температурах свыше 50 ˚C, а также сделаны две версии — электрическая, оснащенная электромоторами, и гибридная, дополненная бензиновым двигателем.

— Использование бензинового двигателя позволяет вырабатывать энергию для более длительной работы электромоторов, — поясняет Барбасов.

Сегодня «Sea drone» может развивать скорость до 55км/ч, поднимаясь на высоту до 3000м. Электрическая версия дрона при полезной нагрузке в 1кг может продержаться в воздухе 40 минут, гибридная — до четырех часов и перенести при этом 5кг полезной нагрузки. Такую модель можно использовать для забора проб воды, контроля прибрежной зоны и решения других экологических задач. При необходимости «Sea drone» легко оборудовать мегафоном для оповещения людей или отпугивания диких животных.

От межевания до мониторинга

Свою историю компания «Съемка с воздуха» ведет 2009 года. Тогда в Институте геодезии и картографии начинали разрабатывать беспилотники, и Барбасова пригласили возглавить коптерное направление. Параллельно он разрабатывал и запускал отраслевой портал russiandrone.ru, действующий и сегодня.

— Позднее наша инициативная группа стала коммерческой организацией. Сейчас мы работаем на базе Института землеустройства и сельского хозяйства, который заведует большим количеством дел по части межевания, — рассказывает Вячеслав. — Благодаря этому сегодня у нас достаточно большая клиентская база, обеспечивающая нас заказами на разработку беспилотников с многоспектральными камерами.

Еще одно, наиболее, пожалуй, рентабельное направление компании, благо даря которому она и получила свое на звание — это аэрофотосъемки в сфере геодезии, картографии и мониторинг линий электропередач. Именно они при носят основную прибыль и позволяют вести разработки собственных дронов. Есть у нее и ряд самолетных продуктов, которые она успешно поставляет по России и в Казахстан.

Помимо этого, при поддержке фонда «Сколково» коллеги Барбасова разрабатывают систему оперативного мониторинга территорий на базе беспилотников с автоматической станцией обслуживания. Станция автоматически меняет аккумуляторы, управляет и производит обслуживание беспилотников. Благодаря этому система может работать бесперебойно и круглые сутки и круглый год, исключив при этом непосредственное участие человека (к слову, основного фактора, приводящего к крушению беспилотников). Заказчик лишь получает от нее уже обработанные материалы вместе с анализом и отчетом.

Нам сверху видно все: протечки, врезы и карьеры

Развитие беспилотных систем в России, при наших то расстояниях и дорогах, вынужденная необходимость. Не всегда возможно проехать или даже подъехать к объекту, который необходимо проинспектировать. В отдельных случаях свою роль играет и протяженность самого объекта — например, газо- или нефтепровода, которые осмотреть и отснять с воздуха намного удобнее.

— В том, что касается облетов нефтегазопроводов, линий электропередач и целых регионов, мы заметно опережаем наших партнеров. Ну а в более — сложных с аналитической точки зрения сферах, например, таких как сельское хозяйство, мы держимся очень близ ко к лидерам, — отмечает Барбасов. — В ближайшей перспективе беспилотники станут массово внедряться и в другие сферы, например, дорожное и лесное хозяйство.

При этом он обращает внимание, что ряд китайских производителей уже налаживает крупноузловую сборку на территории России, и конкуренция в этих сферах будет расти. В тоже время у компании «Съемка с воздуха» для всех этих отраслей уже есть готовые решения. Например, мониторинг линий электропередач для энергетических компаний с полным аналитическим отчетом — полученные данные позволяют выстраивать 3D-модель обследуемой конструкции и проводить ее анализ с учетом отклонений от норм эксплуатации. Или проект для нефтяников — отслеживание с помощью дронов протечек, разливов и незаконных врезок. Также разработаны варианты построения с помощью беспилотников 3D-моделей для карьеров и целых городов.

Профессия будущего

Оператор беспилотного летающего аппарата (БПЛА) — это специальность, которая входит в реестр профессий будущего, — рассказывает Барбасов. — Для подготовки таких специалистов мы создали учебный беспилотник «GeoDrone L». Студент, освоивший эту модель, сможет самостоятельно вести аэрофотосъемку, обработку и анализ полученных данных. Например, отснять поселок для постановки его на кадастровый учет или поле, чтобы построить вегетационную карту NDVI — это показатель качества и количества растений на участке. Сегодня мы даем знания, на основе которых можно изучать перспективный рынок применения БПЛА для дистанционного зондирования земли. Это позволит им создавать свои стартапы или приходить в компании с пониманием всей современной технологической цепочки.

Хотя, по словам основателя компании «Съемка с воздуха», готовить специалистов для несформированного пока в России рынка сложно. Но если уже сейчас не заглядывать за горизонт 2035 года, то позже окажется, что упущено и время, и сам рынок. По мнению Вячеслава Барбасова, беспилотники должны внедряться как дополнительный спецкурс к уже существующим специальностям, как это сейчас уже делается у маркшейдеров и геодезистов, и разумеется, в скором времени появится и для остальных направлений. Перспективные соглашения

О том, что движение в этом направлении уже начато, свидетельствуют регулярно проводящиеся чемпионат WorldSkills по компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами» и олимпиада Национальной технологической инициативы (НТИ) по рынку «Аэронет», а также множество различных хакатонов. Но знаковым событием на этом рынке стало, пожалуй, соглашение о развитии отношений между венчурным фондом Gravity VC и компаний «Съемка с воздуха», подписанное в рамках авиакосмического салона МАКС 2021. Оно предполагает, что совместная деятельность приведет к созданию к 2035 году новой российской аэрокосмической отрасли, состоящей преимущественно из частных предприятий и конкурентоспособной как на внутреннем, так внешнем рынках.

x
Login